Свистунова Светлана
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Число и Цифра 7» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Тема: ЧИСЛО И ЦИФРА 7.
Цель:
1)формировать представление о числе и цифре 7, соотносить цифру 7 с количеством;
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений „Число и Цифра 7“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
2)формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закреплять умение преодолевать затруднение способом «Спросить у того, кто знает»;
3)закреплять счетные умения, умения сравнивать и уравнивать двумя способами группы предметов по количеству.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: карточки с числами от 1 до 9,ковролин с изображением сказки «Волк и семеро козлят».
Раздаточный:
7 карточек с нарисованными на них изображением козлят;
7 морковок-счётный материал;
Карточки с изображением интерьера дома козы со спрятавшимися козлятами.
Ход образовательной ситуации
Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Ребята, а вы любите сказки? Какая ваша любимая сказка?
Выслушиваются ответы детей, после этого воспитатель, говорит, что в сказках всегда кто-то попадает в беду, а кто-то помогает. Вы хотите сегодня помочь героям одной сказки, которые попали в беду? Сможете?
Воспитатель: Водной сказочной стране жила – была коза с козлятами. Жили они в избушке в лесу. А еще в лесу жил серый волк, который хотел съесть козлят. (обыгрывание на ковролине).
Мама коза очень любила своих козлят и заботилась о них. Каждый день она приносила козлятам еду.
Как-то принесла мама своим детям морковку. Но она переживает, что морковки недостаточно, и просит детей определить, хватит ли морковки всем ее козлятам?
- Сможете помочь?
2. Актуализация знаний.
Часть 1
Дидактические задачи:
1)актуализировать счётные умения в пределах 6, умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчёта;
Дети садятся за столы лицом к воспитателю.
На столах для каждого приготовлены 6 карточек с изображением козлят.
Воспитатель, показывая на овалы, говорит, что вечером собрались козлята после прогулки дома.
-Сколько козлят пришло домой? (ответы)
После ответов детей воспитатель кладет перед каждым ребёнком 6 морковок, которые коза принесла на ужин козлятам.
-Сколько морковок принесла коза?
-Хватит ли всем козлятам по морковке?
-Почему вы думаете, что хватит? (потому что 6 и 6 поровну)
Но козлята не умеют считать и волнуются, хватит ли каждому по морковке.
-Как это проверить?
Дети отвечают, а затем кладут каждому козлику по морковке.
Часть 2
Дидактические задачи: закреплять представление детей об образовании последующего числа из предыдущего, формировать представление о числе 7, умение считать до 7, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из 7предметов.
Воспитатель кладет на стол столько козликов, сколько человек сидит за столом, и говорит, что прибежал ещё один козлик.
Детям предоставляется самостоятельность.
Воспитатель оказывает помощь по мере необходимости.
После выполнения задания всеми, воспитатель задает вопрос:
-Сколько стало козлят?
Дети считают:1,2,3,4,5,6….
Как правило, находятся дети, которые называют число 7. Затем, вместе с воспитателем, дети считают от 1 до 7. Воспитатель делает вывод: при счете любых предметов после числа 6 идёт 7.
- Как получилось 7 козлят? (было 6, пришёл еще 1, стало 7)
- Поровну ли теперь козлят и морковок?
-Как сделать, чтобы козлят и морковок стало поровну? (Добавить ещё 1 морковку)
Воспитатель кладет на столы треугольники, и дети берут по одной.
-Сколько козлят?
-Сколько морковок?
Воспитатель делает вывод: семь и семь-поровну.
Физкультминутка Козлик.
Утром козлик проснулся, потянулся, улыбнулся.
Раз – росой он умылся, два – изящно покрутился,
Три – нагнулся и присел.
На четыре он привстал, а на пять он побежал.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 7;
2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
-Представляете, пока мы гуляли и отдыхали по лесу, коза забыла сколько морковок надо приносить козлятам. Сколько козлят, а сколько морковок? (ответы).
Что обычно делают люди, чтобы не забыть что-то (ответы)
Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с числами от 1 до 9, причём карточек с числом 7 столько, сколько детей.
Как правило, не все дети знают, как записывается число 7.
-Смогли мы написать, сколько морковок надо?
-Почему не смогли? (потому что не знаем, как записывается число 7)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1)познакомить детей с цифрой 7, формировать у них умение распознавать цифру 7 среди других цифр и соотносить её с количеством;
2)закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»
- Что можно сделать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает)
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает карточку, на которой написано число 7, и говорит, что когда есть 7 предметов, то это записывается с помощью такой цифры.
Каждый ребенок выбирает карточку с числом7.
Воспитатель хвалит детей, просит отложить карточки.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Дидактические задачи: тренировать умение различать запись числа 7 и соотносить число 7 с количеством.
Мама коза пошла за едой, а это время в дом ворвался волк. Он позвал козлят тонким голосом. Козлята спрятались в доме, но волк очень голодный и быстро их найдёт. Хотите найти козлят быстрее, чем волк. Сможете?
Дети садятся за столы. У каждого ребенка карточка с изображением интерьера дома козы, где за мебелью, за печкой, под окном и т. п. частично видны изображения рога, ножки, хвостика козленка.
-Ребята, вы смогли обнаружить кого-нибудь в доме?
-Возьмите в руки карандаш и обведите всех спрятавшихся козлят.
Детям предоставляется самостоятельность.
- Сколько козлят вам удалось обнаружить?
- Поставьте под картинкой столько точек – сколько козлят вы обнаружили.
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
-У кого мы сегодня побывали?
-Кому смогли помочь?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что мама коза благодарит детей за то, что они помогли найти козлят. А еще научились считать до 7, и узнали, как записывается число 7.