Бушуева Екатерина Сергеевна
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «В оранжерее. Измерения жидких веществ с использованием условной мерки»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
Тема занятия: «В оранжерее»
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе „В оранжерее, Измерения жидких веществ с использованием условной мерки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Обучающие: познакомить с правилами измерения жидких веществ с использованием условной мерки; упражнять в умении двигаться в заданном направлении; совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10; закреплять умение составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;
Развивающие: развивать внимание, мышление, речь
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию математикой.
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие,
Словарная работа: «Объем большой — маленький», «объем больше — меньше», «одинаковые по объему».
Предварительная работа: игровые упражнения на умение составлять число из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших; проведение с детьми графических диктантов, лабиринтов.
Индивидуальная работа: С Пашей В. -закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант); с Машей П. - совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10.
Оборудование и материалы:
- демонстрационный:
- раздаточный:
Ход занятия
Вводная часть
(Предлагаю детям встать полукругом напротив интерактивной доски)
- Ребята, какой скоро праздник? Правильно, скоро 8 марта-международный женский день.
- Что принято дарить на этот праздник? Да, на этот праздник принято дарить цветы.
- Где можно взять цветы? В цветочном магазине. Но цветы не сразу появляются в магазине.
- Вы знаете, где выращивают цветы?
(На доске появляется изображение оранжереи)
- Ребята, кто знает, что это за место? Это оранжерея, место, где специально созданы условия для выращивания и ухода за растениями.
- Предлагаю отправится нам в оранжерею и посмотреть, какие условия там созданы, как выращивают растения и самим поучаствовать в уходе за ними.
Основная часть
(Предлагаю детям сесть на свои места за столы)
- Ребята, работники оранжереи, предлагают начать нам с ухода за растениями. Они оставили нам предмет, который поможет в уходе за растениями. Чтобы узнать, что это за предмет нам надо нарисовать его. Но рисовать мы будем, используя мои команды.
Математическая разминка -графический диктант «Лейка»
(Выдаю детям листочки в клетку)
- Слушайте внимательно, карандаш держите правильно.
- От точки начертите 5 клеток вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 1 клетку по диагонали вправо вниз, 3 клетки вверх, 3 клетки по диагонали влево вниз, 3 клетки вверх, 7 клеток влево, 1 клетку вниз, 2 клетки вниз вправо по диагонали, 4 клетки вниз.
(Провожу индивидуальную работу с Пашей В. по закреплению умения ориентироваться на листе бумаги в клетку)
- Что у вас получилось? Правильно, это лейка.
-У всех получилась лейка?
(На слайде показывается картинка с изображением получившегося дома)
(Прохожу по рядам и слежу за правильностью выполнения задания.)
- Что мы можем делать с её помощью? Да, мы можем поливать растения.
Упражнение «Полив растений»
- Каждому растению нужно своё количество воды. Чтобы узнать, какое количество воды требуется растению, нужно посмотреть в паспорт этого цветка, где прописано, сколько литров воды ему требуется в день. Например, растению в красном горшке требуется литр воды, а растению в зеленом горшке-пол-литра.
-У нас есть 2 лейки. Чем они отличаются друг от друга?
-Одна лейка высокая и узкая, другая низкая и широкая.
-Как нам узнать, в какую лейку войдет больше воды? Правильно, мы можем измерить.
-Для этого у меня есть стаканы, которые мы будем использовать, как условную мерку.
(Приглашаю двух детей выйти к столу)
-Предлагаю каждому из вас перелить воду из стакана в лейку, стакан из которого вы уже перелили воду поставьте на поднос.
(Делю оставшихся детей на 2 группы)
-Первая группа внимательно наблюдает за Сашей и считает, сколько стаканов он перелил в лейку, вторая группа наблюдает за Машей и тоже считает, сколько стаканов перелито в лейку.
-молодцы, садитесь на свои места.
-Предлагаю вместе сосчитать, сколько стаканов в красной лейке. Всего 4 стакана.
-Теперь предлагаю сосчитать, сколько стаканов в синей лейке. Всего 2 стакана.
-Что мы можем сказать об объеме воды в красной лейке? Правильно, в красной лейке объем воды больше, чем в синей.
- Что мы можем сказать об объеме воды в синей лейке? Правильно, в синей лейке объем воды меньше, чем в красной.
-Но не всегда удобно использовать стаканы для измерения объёма.
-Ребята, кто знает, в чем измеряется объём? Единицей объёма является литр.
-В оранжерее, как и в жизни люди используют мерные литровые кружки, она вмещает в себя литр жидкости.
-У каждого растения есть свой паспорт, где прописано, сколько литров воды ему требуется в день. Например, растению в красном горшке требуется литр воды, а растению в зеленом горшке-пол-литра.
-Предлагаю узнать, сколько литров в каждой лейке. Для этого нам потребуется мерная литровая кружка.
(Приглашаю двух детей выйти к столу)
-сейчас каждый из вас наполнит мерную кружку до отметки. И перельёт её в лейку.
-Ребята, вы считайте, сколько мерных литровых кружек влезло.
-Смотрите, в синюю лейку мы не смогли перелить весь литр, а только половину. Следовательно, в синей лейке объём -пол литра воды. В красную лейку у нас перелился ровно литр воды.
-Что мы можем сказать о синей лейке. Объем синей лейки меньше.
-Что мы можем сказать о красной лейке? Объём красной лейки больше.
-Теперь мы можем полить растения.
-Какой лейкой мы польём растение в красном горшке?
-Какой лейкой мы польём растение в зеленом горшке?
-Ребята, у работников оранжереи есть перерыв, когда они могут отдохнуть. Думаю, нам тоже пора расслабиться.
Физкультминутка
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
Игровое упражнение «Убери завядшее растение»
(На доске появляется ряд растений)
-Смотрите, некоторые растения завяли. Их нужно убрать.
-Называйте номер завядшего растения. Отвечайте по поднятой руке.
-Какой номер у завядшего растения?
-На каком месте стоит горшок с завядшем растением?
(Ответы детей)
(Провожу индивидуальную работу с Машей П. по совершенствованию навыка порядкового счета в пределах 10)
-Молодцы, вы убрали все завядшие растения. Скоро на их месте появятся новые.
Игровое упражнение «Собери букет»
-Ребята в оранжерее также есть цветы, из которых можно собрать букет. И нам разрешили собрать букеты для своих мам. У нас есть красные розы и белые ромашки. Всего в букете должно быть 5 цветов. Предлагаю каждому собрать свой букет, используя разные цветы.
(Проверяю собранные букеты у нескольких детей)
-Сколько у тебя в букете ромашек?
-Сколько роз?
-Сколько всего цветов в букете?
-Как ты получил букет из 5 цветов?
-Как еще можно получить букет из 5 цветов?
-Ребята, вы большие молодцы. Работники оранжереи отдают нам эти букеты для того, чтобы вы поздравили своих мам.
Заключительная часть
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Мы сегодня с вами побывали в оранжереи и посмотрели, как выращивают растения, а также сами поучаствовали в уходе за ними. Теперь мы знаем, где выращивают растения, которые попадают в цветочные магазины.
-Вы все сегодня постарались, но активнее всех отвечали на вопросы Миша и Алиса, Вика была не так активна, но в следующий раз у неё обязательно всё получится.
-Я принесла ленты для украшения букетов. Я предлагаю каждому из вас взять по одной ленте.
-Если вам понравилось наше путешествие в оранжереи и у вас все получилось, то возьмите ленту красного цвета, если у вас возникли трудности в выполнении заданий, но вы с ними справились, то возьмите ленту синего цвета, а если вам было неинтересно в оранжерее, то возьмите ленту зеленого цвета.
-Теперь вы можете украсить свои букеты. Спасибо за такое увлекательное путешествие в оранжерею.