Марина Калюжина
Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста на тему «Вычитание. Знак минус»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель МБДОУ "Детский сад № 31" Калюжина М. В.
Тема. Вычитание. Знак (-).
Цель. Познакомить детей со знаком (-) и понятием – уменьшение, а также с понятиями утверждение и отрицание. Учить составлять задачи на вычитание (графическое числовое выражение). Продолжать знакомить детей с понятием «календарь»
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста на тему „Вычитание, Знак минус“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Развивать умение рассуждать.
Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Материал. Раздаточный: тетради, простые карандаши;
Демонстрационный: различные виды календарей, игрушка «Щенок»
Словарная работа. Ввести в словарь детей слова – минус, уменьшение, отрицание, конура
Предварительная работа. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Методы и приёмы. Беседа, вопросы к детям, составление задач; игровой (сюрпризный момент)
Ход занятия.
I. Часть. Введение нового материала (организация – сидя за столами)
К нам на занятие «пришёл» щенок Тишка. Он хочет рассказать о том, чем он вчера занимался возле своей конуры. Кстати, что такое конура? («дом» для собаки)
Как можно сказать иначе? (будка) И так, вот история Тишки.
Пять щенят в футбол играли.
Тишку домой позвали.
Смотрит он из конуры, гадает:
Сколько щенят теперь играет?
Помогите Тишке сосчитать друзей.
Сколько щенят играло в футбол?
Сколько щенят позвали домой?
Сколько щенят осталось играть?
(на доске нарисовать схематичный рисунок задачи)
Как вы думаете, увеличилось количество щенков или уменьшилось?
В этой задачи работает знак худой, длинный и бледный – минус. Вот как он выглядит – (-). Откройте тетради на чистой странице, найдите левый верхний угол, нарисуйте знак минус. Он всё вычитает. При его появлении всё идёт на убыль, всё уменьшается, что-то исчезает совсем. Минус всегда грустный, никогда не улыбается.
II. Часть. Работа в тетрадях
Давайте нарисуем задачу про щенков.
Вот исходное множество - это то, что было, пока не появился знак минус. Исходное множество так и называется – уменьшаемое потому, что минус его сейчас уменьшит. Отделим второе множество. Это вычитаемое то, что вычли, отняли. Вот что осталось.
5 – 1 = 4 (прочитать)
Пять минус один равно четырём.
Закрыть тетради, положить на верхний левый угол стола, линия сгиба слева.
Минус любит слово «нет». Он любит всё отвергать, вычитать, отрицать. Иногда его называют знаком отрицания.
Я люблю сыр – это утверждение или отрицание?
Я не люблю сладкое. (отрицание)
Это собака. (утверждение)
Это не кошка. (отрицание)
Погода плохая (утверждение)
Погода не хорошая (отрицание)
ФИЗМИНУТКА.
Вот свернулся ёж в клубок. Может ёжик ты промок?
Солнца луч ежа коснулся. Ёжик сладко потянулся.
Хитрый ёжик, хитрый ёж на клубочек он похож.
На спине иголки очень очень колки.
Ёж по тропке побежал, нам колючки показал.
А колючки тоже на ежа похожи.
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим.
Но не тронем колкие на спине иголки мы.
III. Часть. Закрепление пройденного.
Наступил Новый год, и в домах стали вывешивать новые календари. У меня в руках отрывной календарь. Каждому дню соответствует отдельный листок. В новом году мы уже прожили несколько дней, а дни сложились в недели. Как только проходил день, я отрывала по одному листку и складывала их в недели.
Кто знает, сколько дней в неделе?
Как они называются?
Пересчитаем листочки-дни в моих стопках. (Демонстрировать каждый листок, называя день недели). Почему два листка в моей стопке красного цвета? (выходные дни)
Занятие закончено, попрощайтесь со щенком. Ему пора возвращаться домой в свою конуру.
Отметить детей активно работавших на занятии.
Список литературы.
1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие.