Ирина Юдицкая
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Лесная школа» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию элементарных математических представлений
(подготовительная группа)
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений „Лесная школа“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель. Развитие познавательных и математических способностей.
Программные задачи.
Образовательные:
- учить составлять и решать арифметические задачи на сложение;
- закреплять прямой счёт до 20, обратный от 10 до 0;
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
- закреплять умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10;
-закрепить умение правильно применять знаки +, -, =, >, <;
- закреплять знания о геометрических фигурах, о последовательности дней недели.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к математике, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её,
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Методы и приё мы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстраций, раздаточного материала);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы);
- поощрение, подведение итогов.
Демонстрационный материал :
-картинки с изображением: зайца, лисы, волка, сороки, кормушки, шишки, рыбок (2 шт., морковки, снегирей (10 шт., синиц (7 шт., вывеска «Лесная школа»;
- цифры от 0 до 10, знаки <, >;
- числовой ряд от 0 до 10 (для работы у доски);
- магнитная доска;
- деревья на которые крепятся снегири и синицы;
- волшебная палочка;
- корзина (для шишки, морковки, рыбок, кормушки);
- корзинка для угощения;
- маски лесных зверюшек для каждого ребёнка;
- накидка для Зимы.
Раздаточный материал :
- карточки с цифрами, знаками +, -, =, <, >;
- геометрическая игра «Танграм»;
- белый лист бумаги квадратной формы и изображение зайчика;
- тетради в клетку;
- пеналы.
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Воспитатель одетый в костюм Зимы). Я – Зима и мои друзья зверушки, приглашают вас на прогулку в зимний лес – полный сказок и чудес. У нас в лесу есть своя лесная школа, где звери тоже любят заниматься, так же как и вы. А больше всего они любят математику. Да, конечно математика одна из самых главных наук и без неё не обойтись. Поэтому давайте все свои знания мы возьмём с собой в путешествие, может они нам пригодятся. Если мы будем внимательными, добрыми, то лес нам приоткроет свои тайны и мы узнаем много интересного.
- Дружно улыбнёмся и за руки возьмёмся. (Зима берёт детей за руки, ведёт их в лес. Звучит запись песни «Если с другом вышел в путь»).
- Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, что это? (Зима находит под деревом корзину в которой лежат 2 рыбки, шишка, морковка, кормушка). Ведь для чего то это нужно. Давайте возьмём с собой корзинку, вдруг пригодится.
Двигательно – ритмическая часть.
- Вы слышите? (Звучит пение зимующих птиц). Оказывается птицы зимой тоже поют, только может не так весело, как летом. А каких зимующих птиц вы знаете? (дятел, снегири, воробьи, синички, вороны, сороки, клесты).
- Пойдёмте, ребята, дальше.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и далёким лугом.
Крылья пёстрые мелькают
В лесу птички пролетают.
(Прямой и обратный счёт).
1, 2, 3…20.
- Ой, ребята, я заметила как что – то мелькнуло за кустами, вернёмся обратно.
10, 9, 8, …. 0.
- Посмотрите здесь на дереве расселись снегири и синички.
- Сколько снегирей на ветке? (10).
- Сколько синичек? (7).
- Каких птиц больше? (Предложить выложить при помощи цифр и знаков соотношение 10> 7на мольберте).
- Птицам очень голодно зимой. Ребята, скажите как вы помогаете зимующим птицам? (Ответы детей).
И здесь на ветке, на этом суку
Кормушку повесим у птиц на иду.
Чтоб были сыты они лютой зимой
И пользой ответили они лесу весной.
(Вывешиваем кормушку).
- Вот видите, ребята, и кормушка пригодилась. Не будем мешать пиццам, пойдём дальше.
(Звучит завывание ветра).
- Холодно зимой в лесу, давайте поиграем чтобы согреться.
Игра «Я начну, ты продолжай – дни недели называй» (с мячом).
- Какой у нас сегодня день недели? (Среда).
- А какой день недели был вчера? (Вторник) и т. д.
Игра «Назови скорей» (с мячом).
В начале игры договориться называть число на один больше, а затем на один меньше).
- Поиграли, согрелись, идём дальше.
А вот и школа, где учатся лесные звери. (Подошли к мольберту на котором вывеска «Лесная школа» и изображения зверей: белки, зайца, лисы, волка).
- Ребята, все звери говорят на своём зверином языке, который мы не понимаем. Чтобы попасть в лесную школу, нужно на время превратиться в зверей и я вам помогу.
- Маски всем я вам вручаю и в зверюшек превращаю. (Звучит музыка, Зима одевает детям шапочки)
- Вот мы с вами и зверюшки и тоже можем учиться в этой школе. Давайте тихонечко сядем и послушаем, что у них происходит.
(Звенит колокольчик).
Работа за столами.
Каждый раз всегда, везде
На занятиях, в игре,
Чётко, смело говорим
И тихонечко сидим.
- На переменке зверюшки играли с цифрами и не успели поставить их по порядку. Давайте им поможем.
«Соседи числа»
- Ребята, кто – то стучит. Кто это? Да это же белочка.
(Вывешиваю на доску белочку).
- Посчитайте сколько раз белочка ударит по дереву (6).
Покажите соседей числа 6, 8, и т. д.
- Молодцы, ребята. Какое угощение мы оставим белочке (Шишку).
Ориентировка на листе бумаги.
- Посмотрите кто ещё присутствует на занятии? (заяц).
(Вывешиваю на доску зайца)
- Ох и быстрый он какой. Однажды он так долго бегал от меня и запутывал следы. Рассказать вам эту историю? Я буду рассказывать как он бегал, а вы покажите. Перед вами лист бумаги – это полянка и зайчик. Слушайте внимательно.
На квадратной на полянке
Бегал маленький зверёк.
Бегал, прыгал и забрался
В правый верхний уголок.
Там не долго пролежал
В левый нижний убежал.
Зайка там погрыз осинку
Прыгнул прямо в серединку.
Прыгал зайка, прыгал серый
И забрался в верхний левый.
Прыгал зайка и устал,
В правый верхний ускакал.
- Вот видите, ребята, какой он забавный и ловкий. Давайте зайке оставим гостинец. Что любит зайка? (морковку).
Игра «Танграм» (по схеме).
- Ребята, слышите, кто – то плачет. Что случилось? (Вывешиваю лису).
Послушайте, что вам лисичка расскажет.
У меня были лисята, острозубые ребята.
Они так баловались, крутились,
Что на части развалились.
Помогите! Помогите!
Из частей вы их сложите.
Поможем маме – лисице, соберём лисят.
(Рассматриваем образец. Задаю вопросы).
- Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы?
(5 треугольников, 1 квадрат, 1 ромб).
Посмотрите внимательно и запомните. Я переворачиваю лист, а вы выполняйте задание. (Дети выполняют задание). Теперь проверяйте.
- Спасибо вам, ребята.
- А лисице мы тоже оставим угощение, что у нас там есть (рыбка).
Пальчиковая гимнастика.
Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
Круглый год найдёшь в лесу.
Примеры (дети ставят знак + или –
(Вывешиваю изображение грустного волка)
- Ребята, посмотрите какой грустный волк. Отчего грустишь, зубастый?
Как же мне не грустить.
Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не могу решить примеры.
Помогите мне, ребята,
Всё расставьте по местам.
Научусь решать примеры –
Буду благодарен вам.
Волк предлагает вам примеры, в которых надо расставить знаки + или –
Работа в тетрадях и у доски.
- Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.
(На доске прикреплены карточки с окошком)
7*1=8 5*2=7
4*2-2 6*3=9
(Обратить внимание на осанку).
Спасибо, ребята, я всё понял. (Изображение грустного волка заменяю на весёлого).Чем мы угостим волка?
Решение задач.
(Обратить внимание детей на окно, на которое прикреплена сорока с конвертом в клюве. В конверте задача).
- Сорока предлагает нам решить задачу.
По дороге на полянку
Две морковки зайка съел.
На пенёк потом он сел
Три ещё морковки съел.
Ну – ка быстро сосчитай – ка,
Сколько съел морковок зайка.
- О ком эта задача?
- Сколько морковок съел зайка сначала?
- Сколько потом?
- Эта часть задачи называется условие – то, что мы знаем.
- Какой вопрос в задаче?
- Что нужно сделать чтобы узнать, сколько морковок съел зайка? (сложить)
(Прикрепляю морковки на доске).
- А теперь, ребята, запишите решение задачи в тетради.
(Дети записывают решение в тетради, а один ребёнок у доски).
- А теперь сядем ровно и подарим сороке самую интересную задачу.
(Дети сочиняют задачи и тут же устно решают их).
- Молодцы ребята и зверята.
(Звенит звонок).
-Занятие окончено. Пришла пора возвращаться домой. Давайте выйдем на полянку.
Я палочкой волшебной
Тихонечко взмахну
И вас, мои зверятки,
В ребяток превращу.
(Зима снимает маски животных)
Ещё раз полюбуемся зимним лесом, попрощаемся с лесными оитателями.
- Давайте вспомним с кем мы встречались?
- Что делали?
- Что понравилось?
- Какое задание было самым трудным?
- Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. - Мы с лесными зверятами приготовили вам угощение.
Ну что же, милые друзья,
Я рада, что вы не подвели меня,
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.