Получи документы

Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе (2 фото)

Яна Безрукова
Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему :

«Русское гостеприимство» (подготовительная группа).

Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе

Цель: формирование представлений у детей о обычаях и традициях русского народа. Формировать основы социального поведения, нравственные принципы, нормы культурного поведения в гостях.

Публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей „Русское гостеприимство“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей:

Данное педагогическое мероприятие относится к образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательные» :

познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

расширить знания детей о предметах быта и их использовании;

выучить с детьми стихотворение о гостеприимстве;

воспитывать культуру поведения, доброжелательность во взаимоотношениях детей;

умение приглашать в гости, принимать гостей;

расширить знания о русском гостеприимстве в старые времена;

дать представление об устройстве дома;

воспитывать чувство патриотизма.

«Речевое развитие» :

развивать устную речь;

обогащать словарный запас;

учить детей вступать в речевые контакты с педагогом, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;

учить делать простые умозаключения;

продолжать формировать мыслительные операции у детей;

«Социально-коммуникативное развитие» :

учить коллективной игре, правилам добрых взаимоотношений;

формировать доброжелательные отношения между детьми и взрослыми, моральные нормы (сочувствие) и отзывчивость, желание помочь;

продолжать формировать активность, самостоятельность и инициативность.

«Художественно-эстетическое развитие» :

воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность;

развивать наблюдательность, творческое воображение, эстетический вкус;

развитие мелкой моторики;

использовать знаний формы и пропорций предметов;

«Физическое развитие» :

создать радостное настроение;

продолжать организовать рациональный двигательный режим детей;

способствовать предупреждению детского утомления;

продолжать учить согласовывать движения с речью;

развивать общую и мелкую моторику, ритмичность движений.

Материалы и оборудование:

• Музыкальная колонка, музыкальное сопровождение (за лесами, за горами);

• Декорации «Русская изба»

«Как жили на Руси». Куделино лето. Евсеева Мария, 2018 г. ;

• Каравай для встречи гостей, макет дома, стол украшенный в русском народном стили, скатерть, русско-народные украшения, выпечка, образцы хлеба (белый и черный);

• Доски и пластилин для лепки;

• Паритет. Детям о культуре и традициях русского народа. 2021г. 96 стр. ;

Сайт: https://weddy.club/organizatsiya-svadby/traditions/kak-ukrasit-karavaj.html;

https://www.povarenok.ru/recipes/show/175931/

Словарная работа: гостеприимство, «красный угол», «скатертью – дорога», каравай, «хлебом – солью», традиции, культура, «Русская изба», самовар.

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам;

• Проведение русских народных игр, хороводов;

Пальчиковая гимнастика: «Каравай»;

Беседа на тему: «Как мы встречаем гостей, «Правила поведения в гостях»;

• Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости»;

• Совместно с родителями и детьми по изготовлению хлебобулочных изделий;

• Разучивание стихотворений;

• Рассматривание «Русская изба» предметов быта, кухонной утвари;

• Дидактическая игра «Что было — что стало»;

• Рассматривание русского народного костюма;

• Просмотр презентации «Моя Россия»;

• Просмотр слайдов «Народные гулянья на Руси»;

Содержание.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром мне прочитали стихотворение, и я хочу, чтобы вы тоже его послушали. (ребенок читает стихотворение)

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством да радушьем

Знаменит родной наш край,

Здесь для вас и сказки русские,

И медовый каравай.

И места гостям приметные

За обеденным столом.

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

Воспитатель:

Ребята, кто из вас понял, о чем это стихотворение? (Встреча гостей)

Воспитатель:

А как называется традиция встречать гостей? (Гостеприимство)

Воспитатель:

А что это за слово такое необычное? Чем оно отличается от множества других слов? Послушайте внимательно: госте-приимство. ( Состоит из двух слов: гости, принимать)

Воспитатель:

Умнички, вы правильно ответили, слово гостеприимство образовано из двух слов: гости, принимать.

Гостеприимство – это не только радушие, но и готовность принять любого гостя в своем доме, накормить и напоить его досыта.

Воспитатель:

Ребята, а в нашей жизни мы сталкиваемся с гостеприимством? (Да)

Когда? (Когда ходим в гости)

Воспитатель:

Ребята, существует много различных правил, которые мы с вами выполняем. Интересно, а есть ли такие правила, чтобы ходить в гости? (Конечно)

А кто попробует их назвать?

(Внешний вид гостей, если тебя ждут, то не опаздывать, поздороваться, не разбрасывать одежду, без разрешения ничего трогать нельзя).

Воспитатель:

Какие вы у меня замечательные, все-то вы знаете!

Воспитатель:

У каждого народа есть свои традиции гостеприимства. И у нас, русского народа, тоже есть свои древние традиции.

А хотите ли вы узнать об этих традициях? Что нам нужно для этого сделать? (Сходить в гости).

Тогда предлагаю нам с вами сходить в гости в русскую избу, вы хотите? (да).

Играет музыка и мы змейкой идем к «Русской избе»

2. Основная часть.

На входе нас встречают двое ребят, переодетые в русские народные костюмы. Один держит в руках каравай. (Один из встречающих читает стихотворение).

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы Вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Воспитатель:

Ребята, одним из обычаев русского народа это встреча дорогих гостей хлебом-солью. А почему гостя называли дорогим? (Были рады каждому гостю). Действительно, в старые времена селения находились далеко друг от друга, транспорта не было, добирались пешком и редкий путник был всегда в радость. От него и новости узнавали. В те далекие времена не было ни телефонов, ни интернета, ни телевидения, поэтому живое общение было особенно ценным.

Воспитатель:

А почему именно хлеб и соль? (Хлеб и соль дорогие продукты, соль оберегала от злых сил)

Воспитатель:

А самым первым делом гости должны были поздороваться. Мы с вами воспитанные люди и тоже поздороваемся со всеми.

После этого хозяйка приглашала всех войти в дом.

Ребенок:

«Дорогие гости, милости просим в наш дом, добро пожаловать»

(Один из детей приглашает нас войти в избу).

Гости (дети) вошли в дом, и хозяин усаживает гостей за стол на самые почетные места.

Воспитатель:

А где находился стол в старые времена? Стол в старые времена находился в «красном углу»

А что это за угол?

Почему его называли Красным?

(Угол называли красным, потому что он красивый)

Воспитатель:

Молодцы! «Красный» в переводе означает «красивый». А еще, в старину в этом углу, который находился на видном месте, стояли иконы и поэтому, считалось, что данный угол самый красивый в доме. Также его называли «святым», «божьим» углом.

А расположение этого угла зависело от места расположения печи.

Ребята, слово юг с чем у нас ассоциируется? (Тепло, лето, жара)

Да, слово юг ассоциируется со словами тепло, жизнь, зарождение чего-то нового, тепло. Поэтому входную дверь всегда прорубали на южную сторону. Чтобы злые силы с севера не смогли попасть в дом.

Воспитатель:

А какие слова мы подберем с вами к слову север? (Холод, зима….)

Я с вами согласна, север – это холод, что-то ледяное, темное, злое. И, поэтому, чтобы «обогреть» дом с северной стороны, там располагали печку – источник тепла, которая могла согреть всех своим теплом.

А вот рядом с печкой с правой стороны и находился красный угол.

Воспитатель:

На стол выкладывали все лучшее, что было в доме.

Посмотрите какой стол накрыли нам хозяева, давайте рассмотрим. (дети рассматривают и говорят, что видят и с чем знакомы)

А кто был самый-самый внимательный и запомнил, каким хлебом нас встречали? (Каравай).

Воспитатель:

А это что за хлеб?

(Вкусный, ароматный)

Каравай – красивый хлеб, праздничный.

А у нас каждый день праздник?

(Нет).

А какой хлеб кушали в обычные дни?

(Черный, ржаной).

Молодцы!

( воспитатель рассматривает с детьми образцы хлеба: каравай, белый и черный хлеб).

Один из караваев не доделанный и воспитатель предлагает детям помочь хозяйке доделать каравай.

Дети встают делают пальчиковую гимнастику:

Заранее подготавливаются рабочие места для детей с досками для лепки, массой для лепки, салфетки влажные.

Дети лепят узоры для каравая (макета) и украшают его.

Предварительная работа - узоры для каравая иллюстрационный материал:

Воспитатель:

Вот какие замечательные получились у нас вами узоры! Наш с вами каравай готов и теперь его можно смело отправлять в печь.

Воспитатель: Пока наш каравай печется предлагаю вернуться за стол.

Воспитатель:

Вот и настала пора собираться в дорогу, в обратный путь.

А что должна сделать радушная хозяйка, кто сможет ответить? (Хозяйка собирает угощения).

Воспитатель:

Прекрасный ответ!

(Хозяйка собирает гостям в дорогу гостинцы, еду. Гости встают из-за столов, благодарят хозяев дома).

Воспитатель:

А какая у нас на Руси была примета для собирающихся в дорогу? Многие из нас тоже так делают, когда надолго уезжают из своего дома. (Посидеть на дорожку).

А кто-нибудь знает, зачем это делали?

Эта примета имеет свое объяснение:

Раньше считалось, что если собираться в дорогу «наспех», то домовой, который оберегает дом, пойдет вслед за уезжающими. Тогда дом, оставшись без его хранителя, домового, погибнет. Вот и придумали, присаживаться, тем самым делая вид, что никто никуда не собирается и не уезжает, т. е. обманывали домового.

На дорожку мы посидели, хозяйка гостинцы нам отдала.

А какими словами провожают гостей в путь-дорогу (Скатертью дорога).

Может быть, кто-то знает, что обозначают эти слова? С чем сравнивают дорогу?

(Дорога должна быть ровной, поэтому ее сравнивают со скатертью).

В старину асфальта не было, дороги были плохие, не ровные, во время дождей – непроходимые. И, поэтому, дорогу сравнивали со скатертью, лежащей на столе: ровной и гладкой.

Гости благодарили хозяев за оказанный прием и отправлялись в путь дорожку.

Воспитатель:

Вот и мы с вами отправляемся обратно.

Встаем змейкой и идем под музыку в «группу».нгщхъ

0

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, а где мы сегодня были в гостях? А с каким обычаем мы познакомились поближе? А что вам запомнилось больше всего? По этим правилам гостеприимства жили в старину, а мы с вами можем также поступать? Как правила гостеприимства нам пригодятся в нашей современной жизни?

Я очень горжусь вами, что вы очень добрые и воспитанные дети! И всегда будете следовать нашим русским традициям! А сейчас пора пройти помыть руки и попробовать гостинцы. Приятного аппетита!

Фото «Русское гостеприимство»
Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Интеллектуальная игра «Крестики — нолики» как способ развития познавательных способностей у воспитанниковИнтеллектуальная игра «Крестики — нолики» как способ развития познавательных способностей у воспитанников В теплое время года групповой участок это место не только для прогулок, но и площадка для занятий и игр, которые являются непременными спутниками.

Конспект занятия по формированию экономических представлений «Путешествие в страну Рублика» в подготовительной группеКонспект занятия по формированию экономических представлений «Путешествие в страну Рублика» в подготовительной группе Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с экономическими.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Конспект НОД «Русское гостеприимство»Конспект НОД «Русское гостеприимство» Цель: Дать понятия о черте характера русского человека, гостеприимстве и хлебосольстве. Задачи: 1. Обогащать словарный запас детей за счет.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Конспект занятия по формированию начальных представлений о финансовой грамотности в подготовительной группеКонспект занятия по формированию начальных представлений о финансовой грамотности в подготовительной группе Конспект занятия по формированию начальных представлений о финансовой грамотности. В подготовительной группе. Цель: Создать условия для.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Помогите Буратино» Цель: создать условия для обобщений, систематизации знаний и умений по математике. Задачи: Образовательная: - Закреплять знания детей.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе
Опубликовано: 31 января 2024 в 08:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Яна Безрукова (УИ 2679169) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД