Яна Безрукова
Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Русское гостеприимство» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию познавательных способностей на тему :
«Русское гостеприимство» (подготовительная группа).
Цель: формирование представлений у детей о обычаях и традициях русского народа. Формировать основы социального поведения, нравственные принципы, нормы культурного поведения в гостях.
Публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей „Русское гостеприимство“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Интеграция образовательных областей:
Данное педагогическое мероприятие относится к образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательные» :
познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
расширить знания детей о предметах быта и их использовании;
выучить с детьми стихотворение о гостеприимстве;
воспитывать культуру поведения, доброжелательность во взаимоотношениях детей;
умение приглашать в гости, принимать гостей;
расширить знания о русском гостеприимстве в старые времена;
дать представление об устройстве дома;
воспитывать чувство патриотизма.
«Речевое развитие» :
развивать устную речь;
обогащать словарный запас;
учить детей вступать в речевые контакты с педагогом, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;
учить делать простые умозаключения;
продолжать формировать мыслительные операции у детей;
«Социально-коммуникативное развитие» :
учить коллективной игре, правилам добрых взаимоотношений;
формировать доброжелательные отношения между детьми и взрослыми, моральные нормы (сочувствие) и отзывчивость, желание помочь;
продолжать формировать активность, самостоятельность и инициативность.
«Художественно-эстетическое развитие» :
воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность;
развивать наблюдательность, творческое воображение, эстетический вкус;
развитие мелкой моторики;
использовать знаний формы и пропорций предметов;
«Физическое развитие» :
создать радостное настроение;
продолжать организовать рациональный двигательный режим детей;
способствовать предупреждению детского утомления;
продолжать учить согласовывать движения с речью;
развивать общую и мелкую моторику, ритмичность движений.
Материалы и оборудование:
• Музыкальная колонка, музыкальное сопровождение (за лесами, за горами);
• Декорации «Русская изба»
• «Как жили на Руси». Куделино лето. Евсеева Мария, 2018 г. ;
• Каравай для встречи гостей, макет дома, стол украшенный в русском народном стили, скатерть, русско-народные украшения, выпечка, образцы хлеба (белый и черный);
• Доски и пластилин для лепки;
• Паритет. Детям о культуре и традициях русского народа. 2021г. 96 стр. ;
• Сайт: https://weddy.club/organizatsiya-svadby/traditions/kak-ukrasit-karavaj.html;
• https://www.povarenok.ru/recipes/show/175931/
Словарная работа: гостеприимство, «красный угол», «скатертью – дорога», каравай, «хлебом – солью», традиции, культура, «Русская изба», самовар.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам;
• Проведение русских народных игр, хороводов;
• Пальчиковая гимнастика: «Каравай»;
• Беседа на тему: «Как мы встречаем гостей?», «Правила поведения в гостях»;
• Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости»;
• Совместно с родителями и детьми по изготовлению хлебобулочных изделий;
• Разучивание стихотворений;
• Рассматривание «Русская изба» предметов быта, кухонной утвари;
• Дидактическая игра «Что было — что стало»;
• Рассматривание русского народного костюма;
• Просмотр презентации «Моя Россия»;
• Просмотр слайдов «Народные гулянья на Руси»;
Содержание.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром мне прочитали стихотворение, и я хочу, чтобы вы тоже его послушали. (ребенок читает стихотворение)
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством да радушьем
Знаменит родной наш край,
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай.
И места гостям приметные
За обеденным столом.
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
Воспитатель:
Ребята, кто из вас понял, о чем это стихотворение? (Встреча гостей)
Воспитатель:
А как называется традиция встречать гостей? (Гостеприимство)
Воспитатель:
А что это за слово такое необычное? Чем оно отличается от множества других слов? Послушайте внимательно: госте-приимство. ( Состоит из двух слов: гости, принимать)
Воспитатель:
Умнички, вы правильно ответили, слово гостеприимство образовано из двух слов: гости, принимать.
Гостеприимство – это не только радушие, но и готовность принять любого гостя в своем доме, накормить и напоить его досыта.
Воспитатель:
Ребята, а в нашей жизни мы сталкиваемся с гостеприимством? (Да)
Когда? (Когда ходим в гости)
Воспитатель:
Ребята, существует много различных правил, которые мы с вами выполняем. Интересно, а есть ли такие правила, чтобы ходить в гости? (Конечно)
А кто попробует их назвать?
(Внешний вид гостей, если тебя ждут, то не опаздывать, поздороваться, не разбрасывать одежду, без разрешения ничего трогать нельзя).
Воспитатель:
Какие вы у меня замечательные, все-то вы знаете!
Воспитатель:
У каждого народа есть свои традиции гостеприимства. И у нас, русского народа, тоже есть свои древние традиции.
А хотите ли вы узнать об этих традициях? Что нам нужно для этого сделать? (Сходить в гости).
Тогда предлагаю нам с вами сходить в гости в русскую избу, вы хотите? (да).
Играет музыка и мы змейкой идем к «Русской избе»
2. Основная часть.
На входе нас встречают двое ребят, переодетые в русские народные костюмы. Один держит в руках каравай. (Один из встречающих читает стихотворение).
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы Вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Воспитатель:
Ребята, одним из обычаев русского народа это встреча дорогих гостей хлебом-солью. А почему гостя называли дорогим? (Были рады каждому гостю). Действительно, в старые времена селения находились далеко друг от друга, транспорта не было, добирались пешком и редкий путник был всегда в радость. От него и новости узнавали. В те далекие времена не было ни телефонов, ни интернета, ни телевидения, поэтому живое общение было особенно ценным.
Воспитатель:
А почему именно хлеб и соль? (Хлеб и соль дорогие продукты, соль оберегала от злых сил)
Воспитатель:
А самым первым делом гости должны были поздороваться. Мы с вами воспитанные люди и тоже поздороваемся со всеми.
После этого хозяйка приглашала всех войти в дом.
Ребенок:
«Дорогие гости, милости просим в наш дом, добро пожаловать»
(Один из детей приглашает нас войти в избу).
Гости (дети) вошли в дом, и хозяин усаживает гостей за стол на самые почетные места.
Воспитатель:
А где находился стол в старые времена? Стол в старые времена находился в «красном углу»
А что это за угол?
Почему его называли Красным?
(Угол называли красным, потому что он красивый)
Воспитатель:
Молодцы! «Красный» в переводе означает «красивый». А еще, в старину в этом углу, который находился на видном месте, стояли иконы и поэтому, считалось, что данный угол самый красивый в доме. Также его называли «святым», «божьим» углом.
А расположение этого угла зависело от места расположения печи.
Ребята, слово юг с чем у нас ассоциируется? (Тепло, лето, жара)
Да, слово юг ассоциируется со словами тепло, жизнь, зарождение чего-то нового, тепло. Поэтому входную дверь всегда прорубали на южную сторону. Чтобы злые силы с севера не смогли попасть в дом.
Воспитатель:
А какие слова мы подберем с вами к слову север? (Холод, зима….)
Я с вами согласна, север – это холод, что-то ледяное, темное, злое. И, поэтому, чтобы «обогреть» дом с северной стороны, там располагали печку – источник тепла, которая могла согреть всех своим теплом.
А вот рядом с печкой с правой стороны и находился красный угол.
Воспитатель:
На стол выкладывали все лучшее, что было в доме.
Посмотрите какой стол накрыли нам хозяева, давайте рассмотрим. (дети рассматривают и говорят, что видят и с чем знакомы)
А кто был самый-самый внимательный и запомнил, каким хлебом нас встречали? (Каравай).
Воспитатель:
А это что за хлеб?
(Вкусный, ароматный)
Каравай – красивый хлеб, праздничный.
А у нас каждый день праздник?
(Нет).
А какой хлеб кушали в обычные дни?
(Черный, ржаной).
Молодцы!
( воспитатель рассматривает с детьми образцы хлеба: каравай, белый и черный хлеб).
Один из караваев не доделанный и воспитатель предлагает детям помочь хозяйке доделать каравай.
Дети встают делают пальчиковую гимнастику:
Заранее подготавливаются рабочие места для детей с досками для лепки, массой для лепки, салфетки влажные.
Дети лепят узоры для каравая (макета) и украшают его.
Предварительная работа - узоры для каравая иллюстрационный материал:
Воспитатель:
Вот какие замечательные получились у нас вами узоры! Наш с вами каравай готов и теперь его можно смело отправлять в печь.
Воспитатель: Пока наш каравай печется предлагаю вернуться за стол.
Воспитатель:
Вот и настала пора собираться в дорогу, в обратный путь.
А что должна сделать радушная хозяйка, кто сможет ответить? (Хозяйка собирает угощения).
Воспитатель:
Прекрасный ответ!
(Хозяйка собирает гостям в дорогу гостинцы, еду. Гости встают из-за столов, благодарят хозяев дома).
Воспитатель:
А какая у нас на Руси была примета для собирающихся в дорогу? Многие из нас тоже так делают, когда надолго уезжают из своего дома. (Посидеть на дорожку).
А кто-нибудь знает, зачем это делали?
Эта примета имеет свое объяснение:
Раньше считалось, что если собираться в дорогу «наспех», то домовой, который оберегает дом, пойдет вслед за уезжающими. Тогда дом, оставшись без его хранителя, домового, погибнет. Вот и придумали, присаживаться, тем самым делая вид, что никто никуда не собирается и не уезжает, т. е. обманывали домового.
На дорожку мы посидели, хозяйка гостинцы нам отдала.
А какими словами провожают гостей в путь-дорогу (Скатертью дорога).
Может быть, кто-то знает, что обозначают эти слова? С чем сравнивают дорогу?
(Дорога должна быть ровной, поэтому ее сравнивают со скатертью).
В старину асфальта не было, дороги были плохие, не ровные, во время дождей – непроходимые. И, поэтому, дорогу сравнивали со скатертью, лежащей на столе: ровной и гладкой.
Гости благодарили хозяев за оказанный прием и отправлялись в путь дорожку.
Воспитатель:
Вот и мы с вами отправляемся обратно.
Встаем змейкой и идем под музыку в «группу».нгщхъ
0
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, а где мы сегодня были в гостях? А с каким обычаем мы познакомились поближе? А что вам запомнилось больше всего? По этим правилам гостеприимства жили в старину, а мы с вами можем также поступать? Как правила гостеприимства нам пригодятся в нашей современной жизни?
Я очень горжусь вами, что вы очень добрые и воспитанные дети! И всегда будете следовать нашим русским традициям! А сейчас пора пройти помыть руки и попробовать гостинцы. Приятного аппетита!