Татьяна Вишнякова
«Город мастеров». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий.
▼ Скачать + Заказать документы
Название занятия : «Город мастеров».
Тема занятия : Относительные прилагательные.
Цель: Формирование лексико-грамматических представлений.
Задачи:
• 1. Активизировать номинативный и предикативный словарь по теме «Профессии».
• 2. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными в мужском, женском и среднем роде.
• 3. Развивать звуковую культуру речи (упражнять в проговаривании слов сложной слоговой структуры)
• 4. Развивать внимание, восприятие и память разной модальности.
Публикация «„Город мастеров“, Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий,» размещена в разделах
• 5. Воспитывать уважение к людям разных профессий, а также дружелюбное отношение друг к другу через создание положительного эмоционального фона на занятии.
Оборудование: магнитная доска, коллаж «Весна», серия сюжетных картинок к рассказу «Поссорились», бумажный кораблик, словарь в картинках по теме «Профессии», деревянные предметы, макет сказочной деревни, набор игрушечных инструментов, лоскутки ткани, аксессуары для одежды, игра «Подбери узор», фонарик для игры, контейнеры с крупой, предметы для мастерской (клей, кисточка, линейка, ножницы, и т. д.).
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Дети входят в кабинет. Логопед здоровается с детьми.
Логопед : - Я рада видеть вас сегодня у себя на занятии. Посмотрите, что я для вас приготовила (логопед показывает детям коллаж «Весна» и предлагает им всё расставить на свои места) – данный приём используется для мобилизации внимания детей.
После того как на магнитной доске появляется сюжет, логопед обращает внимание детей на мальчика с корабликом и спрашивает у детей: - «Как вы думаете, ребята, мальчику весело или нет?» (ответы детей)
Логопед : - Я тоже думаю, что этому мальчику весело. А теперь я предлагаю вам послушать историю про мальчиков, которым сначала было весело, а потом стало очень грустно.
Игровая мотивация: Логопед читает детям рассказ «Поссорились» о том, как друзья смастерили бумажный кораблик и не могли решить кто первый отправит его в плавание. Они тянули кораблик в разные стороны пока он не порвался на две части.
Логопед спрашивает у детей : - «Почему поссорились друзья?» (ответы детей)
Логопед обращает внимание на материал, из которого был сделан кораблик.
Затем логопед задаёт детям вопрос : «Как можно помочь друзьям?» (разные варианты ответов)
Логопед : - А я предлагаю склеить кораблик и я даже, кажется, знаю, кто нам сможет в этом деле помочь. Есть у меня один знакомый мастер, который может починить, отремонтировать, наладить любую вещь. А работает он в мастерской, которая находится в «Городе Мастеров».
2. Основная часть занятия :
Вопрос: - Ребята, а вы знаете кто такие МАСТЕРА (ответы детей) – мастер –это человек, который хорошо знает своё дело.
Логопед : - А какие вы знаете пословицы о мастерах?
Дети проговаривают пословицы о мастерах.
Логопед : Ну что же ребята, пора в дорогу! Вставайте друг за другом, и в путь. (Друг за другом мы пойдём, в «Город мастеров» придём)
- А вот и первые мастера. Как вы думаете, ребята кто это? (ответы детей).
- Ребята, это строители. А как мы можем сказать ребята, это каких дел мастера (это строительных дел мастера, а эти мастера работают с деревом значит это каких дел мастера (это деревянных дел мастера) они друзья и соседи, им друг без друга ну никак не обойтись (логопед объясняет детям почему).
- Давайте на минутку заглянем к строителям. Логопед предлагает детям рассмотреть макет будущей сказочной деревни (на макете дома из различных материалов из кирпича, из камня, из соломы, из дерева и даже из цветов и из пряников) – дети говорят из чего сделан дом и образовывают относительные прилагательные: из кирпича – дом кирпичный, из соломы – соломенный, из камня – каменный и т. д.) Логопед дополнительно даёт детям рассмотреть и потрогать все материалы. Вопросы задаются каждому ребёнку инд-но. Логопед просит вспомнить детей о том какие инструменты они видели в мастерской во время экскурсии (пила, топор, молоток и т. д., которые нужны и строителям, и столярам, и плотникам. При помощи таких нехитрых инструментов строители строят дома, а деревянных дел мастера делают разные удивительные и полезные вещи.
Детям предлагается рассмотреть некоторые из них (веер, шкатулка, ведёрко, рамка для фотографии, матрёшка, уточка).
Дети рассматривают предложенные предметы и отвечают на вопросы, согласовывая существительные с прилагательными в роде (ведро деревянное, шкатулка деревянная, веер деревянный и т. д.) Логопед обращает внимание на чёткое проговаривание окончаний прилагательных.
Вот какие мастера,
Работа здесь кипит с утра.
Столяры и плотники
Славные работники.
Логопед : - Интересно здесь, но кораблик наш здесь не склеят и нам пора идти дальше искать другого мастера. Вставайте друг за другом (друг за другом мы пойдём, скоро к мастеру придём).
Логопед с детьми останавливается возле швейной мастерской.
- Кажется, я слышу звук швейной машинки. Она строчит как пулемёт, сноровисто и ловко. Немного времени пройдёт, готовая обновка.
Вопрос: - Ребята, а вы знаете, как называют мастера, который шьёт одежду?
(ответы детей – швея, портной, портниха).
А это каких дел мастер? (швейных дел)
Шьёт и порет очень лихо наша славная портниха,
Шторы всем на удивление сшила просто загляденье.
Логопед : - Ребята, и чего здесь только нет.
Детям предлагается рассмотреть разные виды тканей и аксессуары (шёлк, шерсть, трикотаж, атлас, ситец, пуговицы, пряжки и т. д.)
Дети говорят, из какой ткани какую одежду можно сшить (образование относительных прилагательных и согласование их с существительными.
(юбка из шёлка – шёлковая юбка, костюм из шерсти – шерстяной костюм, блузка из ситца – ситцевая блузка, и т. д.)
(пуговицы из пластмассы, из железа, из кожи, из дерева – какие)
Дети рассматривают модели одежды в журнале и говорят, из какой ткани можно сшить эти модели.
Логопед : - Ребята у портнихи очень много работы и мы с вами можем ей немного помочь (детям предлагается починить коврики, к которым необходимо подобрать заплатки, совпадающие с рисунком на коврике).
Для этого используется игра «Подбери узор».
Во время выполнения задания можно поиграть в игру «Цепочка слов»
Портниха (шьет, режет, пришивает, подшивает, примеряет и т. д.)
После того как дети помогут портнихе, логопед предлагает им отправиться дальше. – Я думаю, что нам пора немного отдохнуть, а самый лучший отдых это весёлая игра. Сейчас мы с вами отправимся в гости к самому весёлому мастеру. Не догадываетесь кто это? Я вам подскажу. Это мастер цирковых дел, он самый весёлый, самый добрый, любит шутки, любит смех в цирке шутит лучше всех (конечно, это клоун).
Он не знал, что мы придём, но у него в запасе всегда есть какой-нибудь фокус или весёлая игра (логопед берёт волшебную корзинку, из корзинки раздаются волшебные звуки и появляется светлячок). Светлячок играет с детьми в игру «Где я?» - дети говорят где сидит светлячок используя разные предлоги (на, в, под, за, по). Затем дети играют со светлячком в игру «Прочитай слово» - светлячок на доске пишет буквы, а дети отгадывают их и складывают буквы в слово.
Логопед : - Ну вот, у нас получилось слово ПОВАР, а стрелочка нам показывает, что повар нас ждет там.
Вставайте друг за другом и в путь! (Друг за другом мы идём, скоро к мастеру придём)
Логопед : - Ребята, вы ничего не чувствуете! Чем-то очень вкусно пахнет.
Дети подходят к стилизованной кухне, где повар готовит кашу.
Логопед : - А мы с вами думали, почему так вкусно пахнет. Оказывается, это повар кашу варит. Хотите узнать какую?
Логопед предлагает взять по баночке с крупой и сказать какая каша получится из риса, гороха, пшена и т. д. (ответы детей)
Логопед : - Ребята, а как вы думаете, повар сможет нам помочь склеить кораблик? (ответы детей). Значит, нам нужно поторопиться и пойти найти моего знакомого мастера, который смог бы нам помочь.
Дети встают друг за другом и идут со словами : Друг за другом мы пойдём, скоро к мастеру придём.
Логопед : А вот и мастерская! Здесь работает особенный человек, потому что он на все руки мастер (объяснить выражение, у него и клей найдётся, чтобы кораблик склеить. А пока он будет кораблик наш склеивать, мы с вами присядем и немного поговорим. Я хочу вам что–то рассказать.
3. Заключительная часть.
Рассказ логопеда о ступеньках к профессии: 1-ая ступенька – детский сад,
2-ая ступенька – школа, 3-я ступенька техникум или институт, 4-ая ступенька – работа и т. д.
А теперь я хотела бы послушать вас, расскажите, кто кем хочет стать
(рассказы детей).
Логопед : Кораблик наш, наверное, уже готов, да и мы свою беседу закончили.
Мастер отдает детям склеенный кораблик для ребят из рассказа и дарит всем детям по маленькому кораблику.
Итог занятия :
Вопрос: Кто склеил кораблик? Каких мастеров мы встретили в городе во время нашего путешествия?
Логопед : Совсем скоро весна наберет силу, зажурчат и побегут по дорогам звонкие ручейки, и вы сможете отправить свои кораблики в плаванье.
И я очень надеюсь на то, что вы не будете ссориться как друзья из нашего рассказа.