МААМ-картинки

«Город мастеров». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий.

Татьяна Вишнякова
«Город мастеров». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий.
▼ Скачать + Заказать документы

Название занятия : «Город мастеров».

Тема занятия : Относительные прилагательные.

Цель: Формирование лексико-грамматических представлений.

Задачи:

• 1. Активизировать номинативный и предикативный словарь по теме «Профессии».

• 2. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными в мужском, женском и среднем роде.

• 3. Развивать звуковую культуру речи (упражнять в проговаривании слов сложной слоговой структуры)

• 4. Развивать внимание, восприятие и память разной модальности.

Публикация «„Город мастеров“, Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий,» размещена в разделах

• 5. Воспитывать уважение к людям разных профессий, а также дружелюбное отношение друг к другу через создание положительного эмоционального фона на занятии.

Оборудование: магнитная доска, коллаж «Весна», серия сюжетных картинок к рассказу «Поссорились», бумажный кораблик, словарь в картинках по теме «Профессии», деревянные предметы, макет сказочной деревни, набор игрушечных инструментов, лоскутки ткани, аксессуары для одежды, игра «Подбери узор», фонарик для игры, контейнеры с крупой, предметы для мастерской (клей, кисточка, линейка, ножницы, и т. д.).

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Дети входят в кабинет. Логопед здоровается с детьми.

Логопед : - Я рада видеть вас сегодня у себя на занятии. Посмотрите, что я для вас приготовила (логопед показывает детям коллаж «Весна» и предлагает им всё расставить на свои места) – данный приём используется для мобилизации внимания детей.

После того как на магнитной доске появляется сюжет, логопед обращает внимание детей на мальчика с корабликом и спрашивает у детей: - «Как вы думаете, ребята, мальчику весело или нет?» (ответы детей)

Логопед : - Я тоже думаю, что этому мальчику весело. А теперь я предлагаю вам послушать историю про мальчиков, которым сначала было весело, а потом стало очень грустно.

Игровая мотивация: Логопед читает детям рассказ «Поссорились» о том, как друзья смастерили бумажный кораблик и не могли решить кто первый отправит его в плавание. Они тянули кораблик в разные стороны пока он не порвался на две части.

Логопед спрашивает у детей : - «Почему поссорились друзья?» (ответы детей)

Логопед обращает внимание на материал, из которого был сделан кораблик.

Затем логопед задаёт детям вопрос : «Как можно помочь друзьям?» (разные варианты ответов)

Логопед : - А я предлагаю склеить кораблик и я даже, кажется, знаю, кто нам сможет в этом деле помочь. Есть у меня один знакомый мастер, который может починить, отремонтировать, наладить любую вещь. А работает он в мастерской, которая находится в «Городе Мастеров».

2. Основная часть занятия :

Вопрос: - Ребята, а вы знаете кто такие МАСТЕРА (ответы детей)мастер –это человек, который хорошо знает своё дело.

Логопед : - А какие вы знаете пословицы о мастерах?

Дети проговаривают пословицы о мастерах.

Логопед : Ну что же ребята, пора в дорогу! Вставайте друг за другом, и в путь. (Друг за другом мы пойдём, в «Город мастеров» придём)

- А вот и первые мастера. Как вы думаете, ребята кто это? (ответы детей).

- Ребята, это строители. А как мы можем сказать ребята, это каких дел мастера (это строительных дел мастера, а эти мастера работают с деревом значит это каких дел мастера (это деревянных дел мастера) они друзья и соседи, им друг без друга ну никак не обойтись (логопед объясняет детям почему).

- Давайте на минутку заглянем к строителям. Логопед предлагает детям рассмотреть макет будущей сказочной деревни (на макете дома из различных материалов из кирпича, из камня, из соломы, из дерева и даже из цветов и из пряников) – дети говорят из чего сделан дом и образовывают относительные прилагательные: из кирпича – дом кирпичный, из соломы – соломенный, из камня – каменный и т. д.) Логопед дополнительно даёт детям рассмотреть и потрогать все материалы. Вопросы задаются каждому ребёнку инд-но. Логопед просит вспомнить детей о том какие инструменты они видели в мастерской во время экскурсии (пила, топор, молоток и т. д., которые нужны и строителям, и столярам, и плотникам. При помощи таких нехитрых инструментов строители строят дома, а деревянных дел мастера делают разные удивительные и полезные вещи.

Детям предлагается рассмотреть некоторые из них (веер, шкатулка, ведёрко, рамка для фотографии, матрёшка, уточка).

Дети рассматривают предложенные предметы и отвечают на вопросы, согласовывая существительные с прилагательными в роде (ведро деревянное, шкатулка деревянная, веер деревянный и т. д.) Логопед обращает внимание на чёткое проговаривание окончаний прилагательных.

Вот какие мастера,

Работа здесь кипит с утра.

Столяры и плотники

Славные работники.

Логопед : - Интересно здесь, но кораблик наш здесь не склеят и нам пора идти дальше искать другого мастера. Вставайте друг за другом (друг за другом мы пойдём, скоро к мастеру придём).

Логопед с детьми останавливается возле швейной мастерской.

- Кажется, я слышу звук швейной машинки. Она строчит как пулемёт, сноровисто и ловко. Немного времени пройдёт, готовая обновка.

Вопрос: - Ребята, а вы знаете, как называют мастера, который шьёт одежду?

(ответы детей – швея, портной, портниха).

А это каких дел мастер? (швейных дел)

Шьёт и порет очень лихо наша славная портниха,

Шторы всем на удивление сшила просто загляденье.

Логопед : - Ребята, и чего здесь только нет.

Детям предлагается рассмотреть разные виды тканей и аксессуары (шёлк, шерсть, трикотаж, атлас, ситец, пуговицы, пряжки и т. д.)

Дети говорят, из какой ткани какую одежду можно сшить (образование относительных прилагательных и согласование их с существительными.

(юбка из шёлка – шёлковая юбка, костюм из шерсти – шерстяной костюм, блузка из ситца – ситцевая блузка, и т. д.)

(пуговицы из пластмассы, из железа, из кожи, из дерева – какие)

Дети рассматривают модели одежды в журнале и говорят, из какой ткани можно сшить эти модели.

Логопед : - Ребята у портнихи очень много работы и мы с вами можем ей немного помочь (детям предлагается починить коврики, к которым необходимо подобрать заплатки, совпадающие с рисунком на коврике).

Для этого используется игра «Подбери узор».

Во время выполнения задания можно поиграть в игру «Цепочка слов»

Портниха (шьет, режет, пришивает, подшивает, примеряет и т. д.)

После того как дети помогут портнихе, логопед предлагает им отправиться дальше. – Я думаю, что нам пора немного отдохнуть, а самый лучший отдых это весёлая игра. Сейчас мы с вами отправимся в гости к самому весёлому мастеру. Не догадываетесь кто это? Я вам подскажу. Это мастер цирковых дел, он самый весёлый, самый добрый, любит шутки, любит смех в цирке шутит лучше всех (конечно, это клоун).

Он не знал, что мы придём, но у него в запасе всегда есть какой-нибудь фокус или весёлая игра (логопед берёт волшебную корзинку, из корзинки раздаются волшебные звуки и появляется светлячок). Светлячок играет с детьми в игру «Где я?» - дети говорят где сидит светлячок используя разные предлоги (на, в, под, за, по). Затем дети играют со светлячком в игру «Прочитай слово» - светлячок на доске пишет буквы, а дети отгадывают их и складывают буквы в слово.

Логопед : - Ну вот, у нас получилось слово ПОВАР, а стрелочка нам показывает, что повар нас ждет там.

Вставайте друг за другом и в путь! (Друг за другом мы идём, скоро к мастеру придём)

Логопед : - Ребята, вы ничего не чувствуете! Чем-то очень вкусно пахнет.

Дети подходят к стилизованной кухне, где повар готовит кашу.

Логопед : - А мы с вами думали, почему так вкусно пахнет. Оказывается, это повар кашу варит. Хотите узнать какую?

Логопед предлагает взять по баночке с крупой и сказать какая каша получится из риса, гороха, пшена и т. д. (ответы детей)

Логопед : - Ребята, а как вы думаете, повар сможет нам помочь склеить кораблик? (ответы детей). Значит, нам нужно поторопиться и пойти найти моего знакомого мастера, который смог бы нам помочь.

Дети встают друг за другом и идут со словами : Друг за другом мы пойдём, скоро к мастеру придём.

Логопед : А вот и мастерская! Здесь работает особенный человек, потому что он на все руки мастер (объяснить выражение, у него и клей найдётся, чтобы кораблик склеить. А пока он будет кораблик наш склеивать, мы с вами присядем и немного поговорим. Я хочу вам что–то рассказать.

3. Заключительная часть.

Рассказ логопеда о ступеньках к профессии: 1-ая ступенька – детский сад,

2-ая ступенька – школа, 3-я ступенька техникум или институт, 4-ая ступенька – работа и т. д.

А теперь я хотела бы послушать вас, расскажите, кто кем хочет стать

(рассказы детей).

Логопед : Кораблик наш, наверное, уже готов, да и мы свою беседу закончили.

Мастер отдает детям склеенный кораблик для ребят из рассказа и дарит всем детям по маленькому кораблику.

Итог занятия :

Вопрос: Кто склеил кораблик? Каких мастеров мы встретили в городе во время нашего путешествия?

Логопед : Совсем скоро весна наберет силу, зажурчат и побегут по дорогам звонкие ручейки, и вы сможете отправить свои кораблики в плаванье.

И я очень надеюсь на то, что вы не будете ссориться как друзья из нашего рассказа.

Публикации по теме:

«Профессии». Презентация для детей среднего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений.

Многофункциональная дидактическая игра «Свари суп из крупы» для детей старших и подготовительных группМногофункциональная дидактическая игра «Свари суп из крупы» для детей старших и подготовительных групп Дидактическая игра "Свари суп из крупы" для детей старших и подготовительных групп Цель: формирование навыка словообразования, активизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Город мастеров». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий.
Опубликовано: 29 января 2015 в 17:46
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Город мастеров». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Вишнякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД