Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в старшей группе «Притяжательные прилагательные»

Евгения Сорокина
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в старшей группе «Притяжательные прилагательные»
▼ Скачать +Заказ

Лексическая тема : Дикие животные. Подготовка к зиме.

Программное содержание:

1. Создать условия для расширения, уточнения и активизации активного словаря у детей по теме занятия;

2. Создать условия для упражнения в практическом употреблении притяжательных прилагательных;

3. Создать условия для упражнения в подборе родственных слов.

Оборудование: колокольчик, предметные картинки по теме, мяч.

Ход занятия.

1. Вводная часть. Организационный момент.

Логопед: Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в старшей группе „Притяжательные прилагательные“» размещена в разделах

(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

- Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются)

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся,

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Логопед загадывает детям загадку:

«Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает? (Осенью)

Логопед: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Логопед: Вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).

Логопед: Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме животные.

Ты давай-ка улыбнись,

На носочки поднимись.

За руками потянись

В лист осенний превратись.

Покружились, полетали,

В лес осенний мы попали.

2. Основная часть

Логопед: Ой, ребята, посмотрите. Тут чьи-то следы.

Кто по елкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы (белка)

Логопед: А как называется жилище белки? Кто услышал? Дупло. В дупле живет белка. Чьи следы привели нас к дуплу? Беличьи. Как белка готовится к зиме?

Белка меняет цвет шубки с рыжей на серую для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем рыжая.

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовых - в пустых дуплах, подо мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Логопед: Давайте поиграем с орешками. Чьи же это орешки? (беличьи)

Пальчиковая игра «Орешек»

Логопед раздаёт каждому ребёнку фундук.

Я орешек пожимаю

И ладошку поменяю. Дети сжимают орех в каждой ладошке)

Ты, орешек, словно мячик.

Это скажет каждый пальчик.

(Дети сжимают орех пальчиковым захватом в каждой руке)

Я в ладошках тебя катаю

Никуда не выпускаю.

Взад- вперед его качу

Вправо- влево как хочу. (Катают орех по столу)

Поиграю я в футбол

И забью ладошкам гол. (Перекидывают из одной руки в другую)

Танцевать умеет танец

На орешке каждый палец (Каждый палец танцует на орешке)

Логопед: Ребята, белочка с нами прощается, а мы продолжаем наше путешествие. Смотрите.

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц)

Мы добрались до кустов. Кто там спрятался. Чьи следы ведут к кустам? Заячьи. Чтобы узнать действительно ли там спрятался заяц необходимо

-назвать зайца ласково

-назвать детенышей зайца

.-кто у зайчат мама

-чей хвост у зайца.

Давайте посмотрим, какой же все-таки зверь за кустом? Заяц.

Расскажите, как заяц готовится к зиме?

Заяц меняет свою серую шубку на белую. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Он это делает, чтобы зимой не быть заметным на снегу. Ведь у зайца очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Если летом зайчишка вволю щипал травку, а осенью лакомился на огороде сочной капустой и морковкой, то зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, торчащие из-под снега.

А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. А еще зайца спасает тонкий слух и острое зрение.

А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Логопед: А у нас тут еще чьи-то следы!

Кто живет в лесу густом

Заметает след хвостом?

Кто на зайчиков косится?

Это хитрая (лиса)

Как называется жилище лисы? Нора. Кто живет в норе? Лиса. Чьи следы привели нас к норе? Лисьи. Как лиса готовится к зиме?

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Скажите, а лиса делает запасы на зиму?

Нет. Почему? Это хищное животное, она всё время добывает себе еду.

Логопед: Ой, ребята, кто-то еще притаился за кустом.

Недотрога, весь в иголках,

Он живет в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но к нему не ходят звери? (ёж)

Как называется жилище ежа? Нора. Кто живет в норе? Еж. Чьи следы привели нас к норе? Ежиные. Как еж готовится к зиме?

Еж осенью сытно наедается, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно накопить под своей колючей шубкой очень много жира, чтобы спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, небольшую ложбинку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.

Логопед:

Ребята, а кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный? (волк)

Отправляемся по лесу дальше.

Как называется жилище волка, кто знает? Логово. Кто живет в логове? Волк. Чьи следы привели нас к логову? Волчьи. Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

Скажите, а волк делает запасы на зиму?

Нет. Почему? Это хищное животное, он всё время добывает себе еду.

Логопед:

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу?

Как называется жилище медведя? Берлога. Кто живет в берлоге? Медведь. Чьи следы привели нас к берлоге? Медвежьи. Как медведь готовится к зиме?

Косолапому мишке тоже надо хорошенько наесться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.

Логопед:

Итак, ребята, о каких животных мы с вами говорили? Какие это животные? (лесные, дикие). Почему этих животных называют дикими? Они сами о себе заботятся, сами добывают себе еду и сами заботятся о детёнышах.

Логопед: Что-то мы с вами засиделись, давайте разомнемся. Звери приготовили для нас настоящую звериную зарядку!

Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Логопед: Ребята, пока мы с вами отвлекались, все звери куда-то спрятались. Только хвостики видны. Давайте угадаем, чьи же это хвосты.

Игра «Чей хвост?»

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь предлагаю вам встать в круг и немного поиграть. Но для этого давайте вспомним, как мы подбираем слова-родственники. ( Педагог бросает мяч детям по очереди и предлагает подобрать родственные слова к словам: ЗИМА, БЕЛКА и т. д.)

Игра с мячом «Подберем родственные слова»

Логопед: Ребята, а вы знаете, кто в лесу присматривает за животными, кто их охраняет? Как называется этот человек? (лесничий). Правильно, это лесничий. Как вы думаете, лесничий должен знать, как выглядит тот или иной зверь? Конечно! Вот и я хочу проверить вас. Давайте поиграем в игру. Слушайте внимательно.

Игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?»

Чей хвост длиннее:

- заячий или лисий?

- медвежий или волчий?

- волчий или беличий?

- медвежий или беличий?

- заячий или волчий?

- лисий или медвежий?

Чья лапа больше?

- медвежья или лисья?

- беличья или медвежья?

- заячья или волчья?

-лисья или беличья? И т. д.

3. Заключительная часть.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Давайте возвращаться в детский сад. Вспоминаем волшебные слова.

Снова улыбнись,

На носочки поднимись.

За руками потянись

В лист осенний превратись.

Покружились, полетали,

В детский садик мы попали.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в старшей группе «Притяжательные прилагательные»
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 12:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в старшей группе «Притяжательные прилагательные»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД