Евгения Сорокина
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в старшей группе «Притяжательные прилагательные»
▼ Скачать +Заказ
Лексическая тема : Дикие животные. Подготовка к зиме.
Программное содержание:
1. Создать условия для расширения, уточнения и активизации активного словаря у детей по теме занятия;
2. Создать условия для упражнения в практическом употреблении притяжательных прилагательных;
3. Создать условия для упражнения в подборе родственных слов.
Оборудование: колокольчик, предметные картинки по теме, мяч.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Организационный момент.
Логопед: Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в старшей группе „Притяжательные прилагательные“» размещена в разделах
(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)
- Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются)
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся,
Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!
Логопед загадывает детям загадку:
«Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает? (Осенью)
Логопед: Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?
Логопед: Вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).
Логопед: Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме животные.
Ты давай-ка улыбнись,
На носочки поднимись.
За руками потянись
В лист осенний превратись.
Покружились, полетали,
В лес осенний мы попали.
2. Основная часть
Логопед: Ой, ребята, посмотрите. Тут чьи-то следы.
Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы (белка)
Логопед: А как называется жилище белки? Кто услышал? Дупло. В дупле живет белка. Чьи следы привели нас к дуплу? Беличьи. Как белка готовится к зиме?
Белка меняет цвет шубки с рыжей на серую для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем рыжая.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовых - в пустых дуплах, подо мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Логопед: Давайте поиграем с орешками. Чьи же это орешки? (беличьи)
Пальчиковая игра «Орешек»
Логопед раздаёт каждому ребёнку фундук.
Я орешек пожимаю
И ладошку поменяю. Дети сжимают орех в каждой ладошке)
Ты, орешек, словно мячик.
Это скажет каждый пальчик.
(Дети сжимают орех пальчиковым захватом в каждой руке)
Я в ладошках тебя катаю
Никуда не выпускаю.
Взад- вперед его качу
Вправо- влево как хочу. (Катают орех по столу)
Поиграю я в футбол
И забью ладошкам гол. (Перекидывают из одной руки в другую)
Танцевать умеет танец
На орешке каждый палец (Каждый палец танцует на орешке)
Логопед: Ребята, белочка с нами прощается, а мы продолжаем наше путешествие. Смотрите.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц)
Мы добрались до кустов. Кто там спрятался. Чьи следы ведут к кустам? Заячьи. Чтобы узнать действительно ли там спрятался заяц необходимо
-назвать зайца ласково
-назвать детенышей зайца
.-кто у зайчат мама
-чей хвост у зайца.
Давайте посмотрим, какой же все-таки зверь за кустом? Заяц.
Расскажите, как заяц готовится к зиме?
Заяц меняет свою серую шубку на белую. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Он это делает, чтобы зимой не быть заметным на снегу. Ведь у зайца очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Если летом зайчишка вволю щипал травку, а осенью лакомился на огороде сочной капустой и морковкой, то зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, торчащие из-под снега.
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. А еще зайца спасает тонкий слух и острое зрение.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Логопед: А у нас тут еще чьи-то следы!
Кто живет в лесу густом
Заметает след хвостом?
Кто на зайчиков косится?
Это хитрая (лиса)
Как называется жилище лисы? Нора. Кто живет в норе? Лиса. Чьи следы привели нас к норе? Лисьи. Как лиса готовится к зиме?
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Скажите, а лиса делает запасы на зиму?
Нет. Почему? Это хищное животное, она всё время добывает себе еду.
Логопед: Ой, ребята, кто-то еще притаился за кустом.
Недотрога, весь в иголках,
Он живет в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но к нему не ходят звери? (ёж)
Как называется жилище ежа? Нора. Кто живет в норе? Еж. Чьи следы привели нас к норе? Ежиные. Как еж готовится к зиме?
Еж осенью сытно наедается, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно накопить под своей колючей шубкой очень много жира, чтобы спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, небольшую ложбинку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.
Логопед:
Ребята, а кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (волк)
Отправляемся по лесу дальше.
Как называется жилище волка, кто знает? Логово. Кто живет в логове? Волк. Чьи следы привели нас к логову? Волчьи. Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Скажите, а волк делает запасы на зиму?
Нет. Почему? Это хищное животное, он всё время добывает себе еду.
Логопед:
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?
Как называется жилище медведя? Берлога. Кто живет в берлоге? Медведь. Чьи следы привели нас к берлоге? Медвежьи. Как медведь готовится к зиме?
Косолапому мишке тоже надо хорошенько наесться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.
Логопед:
Итак, ребята, о каких животных мы с вами говорили? Какие это животные? (лесные, дикие). Почему этих животных называют дикими? Они сами о себе заботятся, сами добывают себе еду и сами заботятся о детёнышах.
Логопед: Что-то мы с вами засиделись, давайте разомнемся. Звери приготовили для нас настоящую звериную зарядку!
Физминутка.
Звериная зарядка.
Раз – присядка,
Два – прыжок,
Это заячья зарядка.
А лисята любят долго потянутся,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть,
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Логопед: Ребята, пока мы с вами отвлекались, все звери куда-то спрятались. Только хвостики видны. Давайте угадаем, чьи же это хвосты.
Игра «Чей хвост?»
Логопед: Молодцы, ребята. А теперь предлагаю вам встать в круг и немного поиграть. Но для этого давайте вспомним, как мы подбираем слова-родственники. ( Педагог бросает мяч детям по очереди и предлагает подобрать родственные слова к словам: ЗИМА, БЕЛКА и т. д.)
Игра с мячом «Подберем родственные слова»
Логопед: Ребята, а вы знаете, кто в лесу присматривает за животными, кто их охраняет? Как называется этот человек? (лесничий). Правильно, это лесничий. Как вы думаете, лесничий должен знать, как выглядит тот или иной зверь? Конечно! Вот и я хочу проверить вас. Давайте поиграем в игру. Слушайте внимательно.
Игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?»
Чей хвост длиннее:
- заячий или лисий?
- медвежий или волчий?
- волчий или беличий?
- медвежий или беличий?
- заячий или волчий?
- лисий или медвежий?
Чья лапа больше?
- медвежья или лисья?
- беличья или медвежья?
- заячья или волчья?
-лисья или беличья? И т. д.
3. Заключительная часть.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Давайте возвращаться в детский сад. Вспоминаем волшебные слова.
Снова улыбнись,
На носочки поднимись.
За руками потянись
В лист осенний превратись.
Покружились, полетали,
В детский садик мы попали.