Александрова Tатьяна Евгеньевна
Конспект занятия по формированию и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Грибы. Пересказ рассказа по многофигурной сюжетной картине «Дети в лесу» с опорой на картинный план».
Программное содержание.
Учить пересказывать короткий рассказ, составленный по сюжетной многофигурной картине с опорой на картинный план.
Закреплять умения отображать в ответах на вопросы содержание сюжетной многофигурной картины.
Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Закреплять у детей умение формировать предложение с противительным союзом а.
Развивать навык анализа и языкового оформления текста.
Публикация «Конспект занятия по формированию и развитию связной речи в старшей логопедической группе „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать память, внимание, мышление.
Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование.
Картина «Дети в лесу».
Картинный план.
Предметные картинки с изображением грибов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Д. упр. «Исправь ошибку».
Воспитатель: Это опенок? (спрашивает, демонстрируя картинку)
Ответы детей: Нет не опенок, а боровик и т. д.
II. Постановка цели.
Воспитатель: Молодцы, теперь вы знаете много грибов, как и эти ребята которые пришли в лес за грибами.
Воспитатель демонстрирует картину «Дети в лесу»
III. Рассматривание картины.
Воспитатель: Кто нарисован на картине? - Ответы детей: Дети.
Воспитатель: Давайте придумаем имена для детей, которые нарисованы на картине - Ответы детей: (Катя, Таня, Саша)
Воспитатель: Зачем дети пришли в лес? - Ответы детей: Собирать грибы.
Воспитатель: Как вы догадались об этом? - Ответы детей: У них в руках корзинки. В корзинках и в руках грибы. В лесу много грибов.
Воспитатель: Как вы считаете, что услышали дети, когда пришли в лес? - Ответы детей: Голоса птиц. Шелест листвы.
Воспитатель: Почему вы так решили? - Ответы детей: На картине нарисованы птицы. На деревьях и под ногами листья.
Воспитатель: Как вы думаете, почему Катя и Саша подбежали к Тане?
- Ответы детей: (Таня нашла гриб.)
Воспитатель: Какой гриб нашла Таня? - Ответы детей: Большой, крепкий боровик.
IV. Чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята, хотите послушать, какой я придумала рассказ про Таню, Катю и Сашу.
«Как-то раз Таня, Катя и Саша взяли корзинки и отправились в лес за грибами. Лес окружил детей птичьими голосами, шорохом листвы. Когда дети набрали полные корзинки грибов, Таня нашла под елочкой большой, крепкий боровик. Петя и Катя подбежали к подруге полюбоваться грибом. Друзья порадовались удачной находке».
V. Работа над языковым оформлением рассказа.
а) Разъяснение смысла фраз рассказа.
Воспитатель: Дети как вы понимаете слова: «Лес окружил» - Ответы детей: Лес стал вокруг. В лесу много деревьев.
Воспитатель: Шелест листвы - Ответы детей: Листья шумят.
б) Подбор названий действующим лицам – имена, местоимения, дети, ребята, друзья, грибники.
в) Работа над началом и окончанием текста.
Варианты начала текста:
«Как-то раз…», «Однажды…», «В один осенний день…», «Солнечным осенним днем…».
Варианты окончания текста:
«Друзья порадовались удачной находке», «Они очень обрадовались находке подруги», «Довольные грибники пошли домой».
VI. Пальчиковая гимнастика. «Грибы».
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
VII. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ, еще раз. Слушайте внимательно и запоминайте.
Чтобы вам лучше запомнить, я буду выставлять картинки.
VIII. Работа над усвоением текста.
а) Восстановление предложений текста по цепочке опорных слов.
Таня – Катя – Саша – корзинки.
Лес – голоса – листва.
Дети – корзинки – Таня – боровик.
Саша – Катя – гриб.
Друзья – находка.
б) Договаривание предложений рассказа за воспитателем.
- Как-то раз Таня, Катя и Саша взяли корзинки и…
- Лес окружил детей…
- Когда дети набрали полные корзинки…
- Саша и Катя подбежали к подружке…
- Друзья порадовались…
IX. Пересказ детьми рассказа по цепочке.
Воспитатель: Ребята, припомните, какое предложение рассказа соответствует этой картинке? (Первый пересказ – количество детей соответствует количеству картинно плана).
Второй пересказ – два ребенка.
Третий пересказ – целостное воспроизведение рассказа.
X. Итог.
XI. Оценка рассказов детей.
Воспитатель: Молодцы. Вы были очень внимательны и у вас получились интересные, полные рассказы.