Елена Погодина
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие № 2
Тема: «Звуки «С» и «Ш»
Цель: сформировать у детей представление о сходстве и различии звуков «С» и «Ш».
Задачи:
- упражнять детей в дифференциации согласных звуков «С»-«Ш» по артикуляционному и акустическому признаку в процессе различения их в слогах, словах, предложениях и тексте; формировать навык осознанного чтения слов, содержащих различаемые звуки;
Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР „Звуки [С] и [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- развивать мыслительные операции (анализ и синтез) через формирование навыка слогового и звукового анализа слов, через подбор слов-предметов к словам-признакам с учетом родовой принадлежности, составление предложений к опорной схеме по опорным словам; развивать фонематическое восприятие посредством различения звуков, смешиваемых в произношении; развивать слуховое восприятие, память через запоминание слов, текста;
- воспитывать желание помочь сверстникам, формировать навык самостоятельной работы и самоконтроля.
Оборудование: квадраты-символы, полоски-символы, панно «Звуки в домиках», панно «Домики-буквы», на доске слова, схема предложения на доске, Р/ М: наборные полотна с раздаточным материалом (квадраты-символы, полоски-символы).
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед обращается к ребятам:
- «Сядет тот, кто придумает слово, в котором спрятался звук «Ш»
Дети называют слова и рассказывают, где спрятался звук «Ш».
2. Повторение
Дети вспоминают звук, с которым познакомились на прошлом занятии, подбирают квадрат-символ, дают характеристику звуку «Ш», опираясь на панно «Звуки в домиках», вспоминают, что он всегда твердый. Называют букву-домик, в которой живет звук «Ш» (панно «Домики-буквы», рассказывают, на что похожа буква.
- Игровое упражнение «Замени первый звук в слове на звук «Ш» (полоска-символ)
тапка - шапка
чашка – шашка
топот – шепот
фланг – шланг
Гарик – шарик
споры – шпоры
дар – шар
губы – шубы
мышка - шишка
3. Уточнение произношения звуков «С»-«Ш», их характеристика. Выделение и различение звуков в слогах, словах.
Логопед предлагает детям послушать скороговорку и догадаться, что за звуки они будут различать : «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Дети устанавливают, что в предложении часто встречаются звуки «С» и «Ш», пробуют сами повторить скороговорку, ошибаются, путают звуки.
Логопед оглашает тему занятия и предлагает на занятии поупражняться в различении данных звуков в слогах, словах, предложениях.
Дети подбирают квадраты-символы к звукам «С» и «Ш», устанавливают их сходство, дают им характеристики (панно «Звуки в домиках»). Логопед предлагает установить их отличие. Дети, по просьбе логопеда, произносят звуки с утрированной артикуляцией. Устанавливают их различия по артикуляции и звучанию.
Проводится игровое упражнение «Речевая зарядка»
Дети индивидуально воспроизводят слоговые цепочки вслед за логопедом, утрированно выделяя артикуляцию звуков.
сма-шма-сма-шма
шно-сно-шно-сно
ашн-асн-ашн-асн
суп-шуп-суп-шуп
шты-сты-сты-шты
ски-ски-шки-шки
Если ребенок ошибаются, логопед предлагает помочь ему другим ребятам.
Логопед проводит игру «Измени слово»
На наборном полотне символ-полоска слова-предмета и буквы в помощь (С-Ш). Логопед предлагает заменить звук «С» на звук «Ш» в слове, получить новое слово. А буквы помогут не забыть о звуках.
сутки – шутки;
каска – кашка;
Марс – марш;
миска – мишка;
басня – башня
маска – Машка
Внимание детей привлекается на доску и предлагается поиграть в игру «Вставь нужную букву»
Дети выходят к доске и дописывают буквы, оречевляют свои действия («Я вставил букву «С» и получилось слово «санки»)
…анки, …ушка, …ла, со…ала, Са…а, насо, ду, шала.
Логопед предлагает выбрать и назвать слова-предметы (полоска-символ) и слова-действия (полоска-символ)
Работа с раздаточным материалом
Логопед вносит предметную картинку «сушки». Дети называют слово и осуществляют слоговой и звуковой анализ слова с организующей и направляющей помощью логопеда:
- Сколько слов вы назвали? (Одно слово) Положите полоску-символ.
- Как вы думаете, сколько слогов в слове и почему (Два слога, потому что два гласных звука). Назовите гласные звуки.
- Кто разделит слово на слоги правильно с помощью хлопков? (суш-ки)
Назовите первый слог. Кладите полоску. Назовите второй слог. Кладите полоску.
- Кто скажет слово с ударением? Назовите ударный слог, ударный гласный звук.
- Выложите звуковую схему слова самостоятельно. Будьте внимательны.
- Тима, проверь, правильно ли выложил схему Толя. Аня, подумай, и исправь ошибку самостоятельно. Катя, назови гласные звуки в слове «сушки». Коля, назови согласные звуки. Аня, назови все звуки по порядку в слове.
- Откройте кассы и выложите слово из букв. Повторите слово «сушки» быстро 5 раз. Кто ошибся?
Физкультминутка «Прошагай («пропрыгай», «проприседай»)чистоговорку»
Шу-су, шу-су, мишку встретил я в лесу.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Шишка на сосне, шашки на столе.
4. Работа со словосочетанием.
Проводится игровое упражнение «Подбери слово-предмет» Логопед вносит полоску-символ слова-признака. Предлагает поиграть в игру - подобрать к слову-признаку слово-предмет (выставляет полоску-символ).
Указание: «Слово-признак нужно говорить четко, следить за губами и языком. Про что, или про кого можно сказать …»
«пушистый», «пушистые»; «смешная», «смешное»
Дети предлагают различные варианты, исправляют ошибки других: пушистый – снег, котенок, воротник…
5. Работа с предложением Логопед предлагает запомнить слова-помощники, повторить их, выделяя звуки «С» и «Ш», составить предложение к схеме, а слово-предлог выбрать самим. (Слово-признак+ слово-предмет+ слово-действие,+слово-предлог+ слово-предмет).
сушки, сладкие (Сладкие сушки лежат на столе)
мышонок, шустрый
кошка, пушистая
малыш, смешной
собака, страшная…
6. Работа с текстом. Дети слушают текст и отвечают на вопросы полными предложениями.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. А у Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Саша и Даша за ними ухаживают.
Вопросы: Как называется рассказ? Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит Пушок? А где спит Машка? Что делают Саша и Даша?
7. Итог занятия. Дети называют звуки, которые различали. Вместе вспоминают, чем они похожи и чем отличаются. Рассказывают, какие игровые упражнения им больше понравились, кому было трудно, а кому легко. Логопед предлагает произнести скороговорку в медленном темпе: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», выясняет, кому стало легче произносить это трудное предложение, кто не ошибся. Логопед подводит итог, предлагает затрудняющимся детям свою дальнейшую помощь и помощь ребят.