Юлия Рогозенко
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Закрепление знаний о многообразии мира насекомых, их среде обитания.
Ознакомление детей со строением тела насекомых (муравья и кузнечика).
Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность.
Активизация развития общей и мелкой моторики.
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Предшествующая работа: чтение художественной литературы о насекомых, рассматривание иллюстраций с изображением различных видов насекомых, демонстрация вилео-презентации «Все самое интересное о насекомых», изготовление поделки в технике оригами «Бабочка».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: аудиозапись звуков природы, картинки с изображением насекомых, пазлы с изображением насекомых, игрушки насекомых, манка, рукавицы.
Ход НОД
Звучит аудиозапись звуков природы
Вступительная беседа
- Ребята, послушайте какая прекрасная музыка сейчас звучит.
Давайте присядем на ковре и представим, что мы в лесу.
- Скажите, какое сейчас время года за окном?
- Да, всё вокруг радуется, цветёт, пробуждается, давайте с вами потянемся к солнышку, вдохнём весенний аромат воздуха вместе с весёлым настроением и выдохнем зимнюю прохладу. (2-3 раза)
- Вот теперь мы стали бодрыми, энергичными!
Так и в природе всё просыпается и оживает. Сейчас я вам загадаю загадки, о самых маленьких существах на нашей планете. А если вы отгадаете верно, то отгадка появится перед вами.
Загадки:
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это.
(Бабочка)
Демонстрация картинки с изображением бабочки.
***
В тельняшках, да не моряки,
Жужжат, да только не жуки,
Ужалить могут, но не змеи, -
Подсказок больше не имею
И, думаю, и так ты знаешь,
О ком загадка, и сам скажешь.
(Пчелы)
Демонстрация картинки с изображением пчелы.
***
Под жёсткими крыльями мягкие крылья
Летит и гудит над землёй эскадрилья
Усатых, рогатых друзей и подруг,
И каждый из них называется…
(Жук)
Демонстрация картинки с изображением жука.
***
Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается -
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается.
(Комар)
Демонстрация картинки с изображением комара.
- Бабочка, комар, жук, пчела – как назовём общим словом?
- Правильно! Насекомые.
- Сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране насекомых. Насекомые очень маленькие и беззащитные, а их окраска помогает им спрятаться от врагов.
А сейчас давайте поиграем!
Игра «Собери целое из частей» (пазлы)
- В моей волшебной коробочке собраны части целой картинки. Возьмите каждый по детали, те, у кого деталь красного цвета, подойдёт к этому столу, те, у кого деталь синего цвета, подойдёт к этому столу. Соедините детали между собой на столе.
- Дети, подойдём к этому столу. Кто это? У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: Голова, грудка, брюшко. Вот так выглядит муравей
-А теперь пойдём к другому столу.
- А здесь кто?
- В отличие от муравья у кузнечика очень длинные усики и мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается, его даже называют «Чемпион по прыжкам». Как и у всех насекомых, кроме паука, у кузнечика 6 ног. Ребята, а кто из вас знает, где у кузнечика уши?
- Нет, представьте себе – на ногах.
- Вот какое удивительное насекомое, кузнечик.
- Не менее удивительное насекомое – паук. В отличие от других насекомых, у паука 8 ног. Давайте возьмёмся за руки и сделаем большого паука.
Физкультминутка
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
(Дети идут по кругу.)
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок:
(Круговые движения кулачками.)
Если муха прилетит,
Паутина задрожит,
(Взмахи руками)
И охотник из засады
За добычей побежит.
(Приседание в кругу, взявшись за руки)
Рассказывание сказки
А сейчас присядьте и послушайте одну интересную историю.
Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично.
Попросила Весна красное Солнышко:
- Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками.
Первыми явились бабочки и сказали:
- Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.
- Хорошо, - ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в наряд из чёрного бархата с белой кружевной каймой. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее с тёмными и голубыми крапинками.
Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.
- Вот такая сказка. Интересная?
- И действительно, бабочкой так приятно любоваться: узор на крылышках имеет зеркальное отражение – правое крылышко такое же как левое. Ноги и тело бабочки, как и у многих насекомых покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.
- А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу?
- Я предлагаю провести эксперимент и убедиться?
Эксперимент
- У меня есть волшебные рукавички, надев которые мы превратимся в бабочек, надевайте.
- У меня тоже 2 рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсинистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых.
- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.
- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички.
- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
- Почему именно к синей рукавичке прилипла манка?
- Вот для чего насекомые покрыты ворсинками.
-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?
- А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли мои задания.
-Молодцы, спасибо вам большое!