Любовь Григорьева
«Русская матрёшка». Конспект занятия по фольклорно-познавательному развитию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представление детей о русской матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей появления русской матрёшки;
- Уточнять и обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей;
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес;
- продолжать воспитывать умение внимательно слушать
- воспитывать самостоятельность, активность, творческое воображение.
Оборудование: игрушка – Матрешки, картинки с изображением матрешек, Вятская, ноутбук, музыка «Мы матрёшки», шаблоны матрешек вырезанные по контуру, ватные палочки, гуашь.
Ход НОД:
Хозяюшка: Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Шла я к вам через горы и леса
Через степи и поля
Себя показать, и о многом вам рассказать.
Я пришла к вам не одна, со мной пришла ….
Хозяюшка: А вот кто со мной пришёл отгадайте загадку, слушайте внимательно:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Это русская…матрешка
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка)
Хозяюшка: Правильно, ребята! Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка.
Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?
Хозяюшка: Ребята, а что вы знаете о матрёшке?
Дети: Это игрушка.
Хозяюшка: Как появилась русская матрёшка?
Дети: не знаем.
Хозяюшка: Сейчас я вам расскажу, как появилась русская матрёшка, а вы слушайте и запоминайте.
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали.
С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Хозяюшка: А сейчас я предлагаю немного поиграть.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Физкультминутка «Мы веселые Матрешки»
Мы веселые матрешки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (руки на пояс, выставляют поочередно ногу на пятку)
Сарафаны пестрые (руки к плечам)
Яркие платочки (наклоны головой вправо-влево)
Любим очень танцевать (топают ногами)
Раскраснелись наши щечки (потереть щечки)
Мы веселые матрешки.
Мы похожи словно сестры (хлопают в ладоши).
Хозяюшка: Давайте все вместе посмотрим на матрёшку и расскажем о ней.
Кто это? (матрёшка)
А кто знает, из чего сделаны матрешки? (из дерева)
Правильно, из дерева. Значит она, какая? (деревянная)
Молодцы, ребята! Матрешка деревянная. (повторить всем вместе)
Что у неё на голове? (платочек)
А во что же одели мастера матрешку? (в сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами)
Сколько у нас матрёшек? (одна – или много)
Эта матрёшка какая? (большая)
Какой секрет есть у Матрёшки? (внутри спрятаны ещё матрёшки)
Сколько сейчас у нас матрёшек? (Много)
Это матрешка какая? (маленькая)
Хозяюшка: Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Ребята, а вам нравятся матрешка? (ответы детей)
А какое настроение у матрешки, как вы думаете? (веселое)
Почему вы так думаете? (она улыбается)
Да, матрешка улыбается, у нее хорошее настроение и она очень любит играть и танцевать!
Чтобы матрешки получились такими красивыми, яркими и цветными, их
украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные.
Хозяюшка: достает из сундучка заготовки матрёшек.
Рисование ватными палочками «Укрась матрешку»
Хозяюшка: Ребята, к нам в гости пришли ещё матрёшки.
(Воспитатель достаёт из сундука заготовки матрёшек)
Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему?
Дети: потому что у них сарафаны не украшены.
Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)
Дети: нужно разукрасить сарафаны.
Им нужна ваша помощь, матрешки остались в нераскрашенных сарафанчиках.
Поможем матрешкам, украсим сарафаны? (ответы детей) Молодцы!
Пройдемте к столам, и каждый украсит узором свою матрешку.
А рисовать мы будем «волшебными палочками».
На столах разложены шаблоны матрешек по количеству детей, ватные палочки, гуашь.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Дети под музыку украшают матрешек.
Хозяюшка: Молодцы! Красивые получились матрешки! Посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Какие вы, молодцы! Очень любят все матрешки разноцветные одежки! Они так рады, что улыбаются нам!
Хозяюшка: Ребята, кто приходил сегодня к нам в гости? (матрёшка)
Что мы делали с Матрёшкой? (играли, рисовали).
Хозяюшка: А теперь пора прощаться. Давайте скажем Матрёшке до свидания!
Дети: До свидания!
Хозяюшка: До новых встреч!
Литература.
З. А. Ефанова, О. В. Симонова, О. А. Фролова Комплексные занятия по программе «Детство», издание 2016г