Мауль Наталья
Конспект занятия по физической культуре «Волшебный бубен. Игры народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по физической культуре
Тематическое интегрированное физкультурное занятие «Волшебный бубен. ” Игры народов Севера
Цель: закрепление умения играть в подвижные игры народов Севера.
1. Образовательные задачи:
Закреплять ранее изученные игры народов Севера; прививать интерес к национальным играм и традициям; расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охота через игры народов Севера.
Публикация «Конспект занятия по физической культуре „Волшебный бубен, Игры народов Севера“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Игры народов севера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Народы севера
- Работа инструкторов по физической культуре
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
2. Оздоровительные задачи:
Удовлетворить важнейшие жизненные потребности ребенка в движении; оптимизировать двигательную активность, укреплять дыхательную мускулатуру, укреплять все группы мышц; развивать ловкость, смелость, координацию движений, ориентировку в пространстве.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес и уважительное отношение к народам Севера, их традициям и обычаям, совершенствовать навыки коллективной деятельности.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Севере, рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Севера», «Растительный мир Севера», разучить игры народов Севера, заучивание стихов, знакомство с шаманом, спортивное развлечение «В гости к шаману».
Спортивный инвентарь: обручи, шапочки рыбок, оленей, куропаток, мячи, полотно (сеть, сухой дождь, чум, бубен, плакаты с изображением животных, птиц, магнитофон, аудиозаписи песен коренных народов Севера.
Ход мероприятия:
Родина- великая страна Россия. В ней свыше тысячи городов, множество сел, деревень; проживают люди разных национальностей- русские, татары, башкиры, якуты, чукчи и многие другие.
Все дети и взрослые любят играть, и у каждого народа есть свои игры, свои традиции. Вот сегодня мы с вами попутешествуем по Северному краю и поиграем в народные игры народов Севера.
Инструктор. Ребята, что это? (ответы детей).
Какая она? (ответы детей)
Она необычная, оказывается - это письмо от шамана послушайте:
-Меня зовут Шаман! У меня пропал мой волшебный бубен. Прошу вас помогите мне отыскать его.
Инструктор. А вы знаете кто такой, шаман? (ответы детей)
Инструктор. Сможем ли мы помочь шаману?
Инструктор. Предлагаю вам отправиться в путешествие по просторам родного края. А вы знаете, какие животные и птицы обитают в Северном крае?
Инструктор. Давайте вспомним, какая ягода растет на севере?
Гимнастика для глаз.
Мы отправились гулять,
Ягоды вкусны искать
Раз, налево – там брусника
Два, направо – голубика
Вверху птицы высоко,
Найти ягоды нелегко
Клюква, морошка, черника
Вокруг себя посмотри-ка
Мы долго ягоды искали
Наши глазки так устали,
Мы дадим им отдохнуть
И закроем на чуть-чуть.
А теперь их открываем и немного поморгаем!
Инструктор. Теперь, мы с вами смело можем отправиться на поиски волшебного бубна. Вы готовы – тогда в путь! Мы отправляемся на Север. Не забудьте взять с собой ловкость, силу и веселое настроение.
1 часть.
Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному по кругу с заданиями.
Инструктор.
- Сначала мы пойдем пешком,
В царстве холода и стужи
Все кругом сковали льды,
Серебристые метели,
Запорошили следы.
Ребята, чтобы нам с вами быстрей дойти, давайте пойдем на лыжах.
-«лыжники» - ходьба широким шагом, движения рук вперед-назад (до уровня глаз).
Ребенок. Вьюга,
Вьюга,
Вьюга,
Вьюга.
Не видать
Совсем друг друга,
Мерзнут щеки
На бегу,
Перегоним
Мы пургу!
Все быстрей
Мелькают лыжи,
Цель все ближе,
Ближе,
Ближе
Дети, мы с вами идем в края, где много-много оленей.
«Оленята» - ходьба с высоким подниманием колена, руки скрестить над головой
Ребенок.
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога –
Гордый северный олень!
Царь всех северных зверей!
Инструктор. А вот и белые медведи встретились нам на снежной дорожке.
-ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе
Ребенок.
- А белые медведи немного косолапы
Белые медведи немного толстопяты.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Инструктор. Дети, охотники на нашем пути.
- «Охотники» - имитация в ходьбе подкрадывающегося охотника
Ребенок.
По ручью и по болоту
Шел охотник на охоту
Весь до нитки он промок
И костер в лесу зажег
Инструктор. Метель поднимается.
-«метель»- боковой галоп.
Воет ветер, злится вьюга
Заметая все кругом
И осыпана округа
Белоснежным серебром
Инструктор. Ох, нелёгок этот путь,
Надо дети, отдохнуть
«Вьюга Дыхательная гимнастика».
Дети выполняют вдох через нос, на выдохе произносят звук «у-у-у».
Вьюга начинается: «у-у-у-у»
Сильная вьюга, громко говорим: «у-у-у»
Вьюга кончается, тихо говорим: «у-у-у»
Инструктор. Дети, вот мы с вами и дошли до Северного края. Но нашего доброго шамана нигде не видно, не встречает он нас. Давайте станцуем северный танец, может он услышит и придет.
2-я часть. Общеразвивающие упражнения.
Под музыку народов Севера дети танцуют танец.
“Сова” И. п. : О. С, руки в стороны
1-руки вверх, голову вправо
2-и. п.
3- руки вверх, голову влево
“Заяц” И. п. : О. С, руки на поясе
1-2-3- присесть, пятки от пола, спина ровная
4-5-6-и. п. 8 раз
“Северный олень”
И. п. : У. С., руки скрещены над головой “рога”
1-наклон туловища вправо
2-и. п.
3-наклон туловища влево
4-и. п. по 5 раз в каждую сторону
“Песец” И. п. : стоя на четвереньках, ладони параллельно, голова опущена вниз.
1-2- прогнуться, голова вперед
3-4- и. п. 8 раз
"Волк” И. п. : стоя, ноги вместе, руки на поясе
1-выпад правой ногой вперед, руки вперед
2-и. п.
3- выпад левой ногой вперед, руки вперед
4-и. п. по 5 раз каждой ногой
“Белка” И. п. : руки вместе, руки на поясе, прыжки ноги вместе, руки в стороны, ноги врозь, руки вниз.
Инструктор. Ну, что ребята вы готовы пройти испытания?
Дети. Да!
Дети делятся на две команды.
1. Игра «Ловля оленей»
Описание игры: Одни- олени, другие- пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу: «Лови!»- пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
2 Игра: Оленья упряжка».
Правила: участники команд разбиваются на пары: один садится на упряжку (обруч, другой его везет. Оленья упряжка бежит по кругу в одном направлении, по сигналу меняются местами, бег в другую сторону.
3 «Куропатки и охотники»
Все играющие- куропатки, трое из них- охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч по ногам). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Инструктор: Ребята, какими традиционными промыслами занимаются северные народы (оленеводство, рыболовство, охота). Так рыбки хочется попробовать, а поймайте-ка вы для меня рыбу. Какую рыбу будете ловить?
Ответы детей.
4 эстафета: «Рыбалка»
Ребенок.
Будут, будут рыбки биться,
Словно дождик, серебриться.
И, сверкая чешуей,
В лодку сыпаться струей.
Игра: Дети перебегают с одной стороны зала на другую сторону, инструктор с воспитателем накрывает покрывалом (сеть).
Инструктор: Молодцы, справились. А сейчас следующее задание. Ребята, как называется жилище коренных жителей Севера? (Ответы детей). Правильно чум, а из чего он сделан? (из оленьих шкур).
Ребенок.
Связали шест с другим шестом,
Потом ещё с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.
Мы чумом этот дом зовём,
Он одарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
5-я эстафета «Отдых возле чума». Дети присаживаются по турецки
Инструктор: Молодцы, справились вы со всеми заданиями. Все ловкие и быстрые, а главное - дружные ребята. И с вашей помощью мы нашли шамана и волшебный бубен.
Шаман: Ой, что- то холодно. Давайте поиграем с вами, согреемся.
Шаман:
Намела зима сугробов белых,
А нам до них нет дела.
Кто умеет веселиться,
Тот мороза не боится.
Подвижная игра “Льдинка, ветер и мороз”.
(Участники встают парами, лицом друг к друг и хлопают в ладоши, приговаривая: “Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь”, пока не услышат сигнал “Ветер!”. Дети — “льдинки” разбегаются в разные стороны. На сигнал “Мороз!” дети возвращаются в пары и берутся за руки).
Инструктор. Сегодня, ребята, мы вспомнили, какие животные обитают в Северном крае, поиграли в народные игры, вспомнили традиции народов севера.
Мало подвижная игра: “Снежки” Бросание сухого дождя в друг друга.
Инструктор: Пора заканчивать путешествие.
Звучит минус песни «Увезу тебя в тундру», композитор: М. Фрадкин.
Выход из зала.