олеся ковтун
Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в страну денег»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательная:
• расширять знания детей об истории возникновения денег, их предназначении. О том, что служило деньгами для древних людей;
• закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете;
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе „Путешествие в страну денег“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
• расширять знания о производителях товаров и услуг;
• научить понимать назначение денег;
• дать детям представление о денежной единице;
• показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег.
Развивающая:
• развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
• развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
• совершенствовать навыки счета на примере монет;
• упражнять детей в решении экономических задач.
Воспитательная:
• содействовать бережному отношению к деньгам;
• развивать экономность;
• воспитывать уважение, умение ценить труд других людей;
• воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.
Словарная работа: товар, цена, купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта, семейный бюджет.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материал и оборудование: иллюстрации по тематике ОД, мультимедийное оборудование, презентация «История возникновения денег», «Трое из Простоквашино», «Что нельзя купить», «Профессии». Муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна, орехи и т. д., денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, кошельки, игрушечные касса, большой нарисованный кошелек, золотые монетки на скотче. Прилавок с товарами. Заготовки копилок по количеству детей. Бросовый материал.
Предварительная работа:
• рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях;
• показ купюр и монет разного достоинства;
• беседа на тему «Не все покупается и продается»;
• организация игровой деятельности: с/ролевые игры «Семья», «Цветочный магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Супермаркет», «Идем в гости к другу»;
• чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.
• Заучивание пословиц по теме;
• экскурсия в магазин, на почту, в банк (с родителями).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются) А теперь друг с другом: (организационная игра)
Встанем мы в кружочек дружно, (делают большой круг)
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»,
Улыбнись скорей в ответ. (улыбаются друг другу)
Здравствуй, правая рука, (правая рука вверх, машет)
Здравствуй, левая рука, (левая рука вверх, машет)
Здравствуй, друг, здравствуй, друг, (поворачиваются друг к другу)
Здравствуй, весь наш дружный круг. (берутся за руки)
Раздается стук в дверь. Заходит почтальон Печкин.
П. : Здравствуйте! Это детский сад?
Д. : Дааа!
П. : Вам письмо.
В. : (читает) Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом из страны Рублево-Золотово! Мне очень нужна ваша помощь! Жители - Монетки и Рублики, разругались между собой. Никак не могут решить, кто из них главнее. Они хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину?
Но в нашей стране Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти их, надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. А за каждое выполненное задание, вы будете получать золотую монетку».
В. : Ну что, ребята, поможем?
Д. : Даа!
В. : Чтобы очень быстро добраться туда, мы полетим на ракете.
Физкультминутка:
Дети встают в круг и берутся за руки.
В. : Обратный отсчет. 10, 9, 8, 7…1 Пууск! (считают вместе с детьми)
Д. : Раз, два, стоит ракета (руки над головой)
Три, четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны).
Чтобы долететь до солнца (делают круг руками)
Космонавтам нужен год (держатся за щеки и качают головой).
Но дорогой нам не страшно (наклоны вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях,
Пролетая над землею (руки в стороны,
Ей передадим привет (руки вверх и машут).
В. : Ну вот мы и на месте. И так, первая наша остановка называется «Историческая». (дети садятся на стульчики) (презентация)
Давным-давно, миллионы лет назад, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег тогда не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Представьте, что где-то деньгами считались: соль, зерно, ракушки, драгоценные камни. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - обмен – предшественник современных денег.
Ой, ребята, посмотрите, тут под деревом какая-то коробочка. (достают мешочки с солью, с пшеном, с драгоценными камнями, ракушками).
В. : Возьмите каждый по одному виду продуктов, пройдите к прилавку с товарами и попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет. Я, например, за свою книгу хочу получить две ракушки. А за куклу – мешочек с солью. (подводятся итоги игры)
Первые деньги – домашний скот: быки, коровы, овцы, свиньи. Чем больше у человека быков, тем он богаче. (на экране картинка животных)
Как вы думаете, такие деньги были удобными?
Д. : нет.
В. : Конечно, такие деньги были очень неудобными. Почему?
Д. : потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. В. : вот поэтому, наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. (изображение на доске)
На Руси первые деньги – это шкурки животных. (картинка)
Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. (картинка)
На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. (картинка)
От слова копье произошло слово копейка.
Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Значит рубить. (картинка)
Люди в старину ходили за покупками с тяжелым мешком монет. Это было неудобно. Поэтому монеты заменили бумажными деньгами, сначала они появились в Китае (картинка).
В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине2, назывались они «катеньки». Екатерина – Катенька (картинка).
На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей.
Ну что же! Вы молодцы! Отлично справились! Вот у нас и первая монетка. (кладут в общую большую копилку)
Отправляемся дальше!
Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (прыгают на пр. ноге).
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (прыгают на лев. ноге).
По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте).
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте).
Стоп. Немного отдохнем (руки вверх, глубокий вдох-выдох)
И домой пешком пойдем (шаг на месте).
(Дети садятся на стульчики)
Вот мы и добрались до остановки «Денежная». Скажите, за что люди получают деньги?
Д. : люди получают деньги за свой труд.
В. : Для чего нужны деньги?
Д. : купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте.
В. : Правильно, молодцы. А сейчас отгадайте загадку:
Угадай, как это зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто–на просто ….(товар)
В. : скажите мне, всё ли на свете можно купить и продать?
Д. : нет.
Игра «Что продается, что не продается»
-книга
-конфеты
-ум
-машина
-планшет
-вежливость
-компьютер
-семья
-здоровье
-дружба
То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Мы с вами отлично потрудились и заработали еще одну монетку.
(кладут в копилку)
Физкультминутка:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
А эта остановка называется «Бюджетная»!
Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?
Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.
(на доске появляются герои из мультфильма «Простоквашино»)
В. : правильно. Вот посмотрите, перед нами семья из мульт-а «Трое из Простоквашино». Мама, папа, дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и, конечно же, почтальон Печкин. Мама и папа каждый день ходят на работу. За это они получают что?
Д. : зарплату.
В. : Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?
Д. : папа, мама, бабушка…
В. : За что они получают зарплату?
Д. : за выполненную работу, за свой труд
(дети читают стихи)
1. Вот и месяц пролетел
Чему семья вся рада.
Ведь родителям моим
Положена зарплата.
2. День зарплаты наступил
Папа в магазин сходил.
Маме купили юбку,
А мне новую куклу.
В. : пес Шарик пошел учиться в институт на фоторепортера. Он теперь студент. За отличную учебу ему платят, как вы думаете, что?
Д. : стипендию.
(читают стихи)
1. Я рассказал своим друзьям,
Пусть знают все ребята,
Что стипендия студента –
Такая же зарплата.
2. Студентам за пятерки
Стипендию дают.
Они накупят сладостей
И маме принесут.
В. : спасибо, молодцы!
Встает Печкин: а я уже не молод. Поэтому скоро пойду на заслуженный отдых – на пенсию. Буду сидеть дома, вести хозяйство. А Государство мне будет платить, знаете, что?
Д. : пенсию.
В. : ребята, у кого бабушки или дедушки уже на пенсии? Не работают?
(дети читают стихи)
1. Дед и бабушка мои
Потрудились от души.
Много лет они старались,
Вот и пенсии дождались.
В. : Все правильно! Ну а кот Матроскин, решил открыть свой магазин молочных продуктов. Он стал продавать молоко, творог, сметану, сыр. Покупателей было очень много, потому что все свежее, вкусное. Что он получает за свой товар?
Д. : деньги.
В. : Правильно. Как вы думаете, больше или меньше становится доход семьи, когда кот Матроскин продает молочные продукты?
Д. : доход будет больше.
В. : Все деньги, которые заработали члены семьи – это доход семьи, их бюджет. Давайте посчитаем, сколько же составляет бюджет их семьи, если каждый заработает по одной монете. (считают. Пять монет)
В. : молодцы! Вы снова справились с заданием! Получаем в нашу копилку еще одну монетку.
А я предлагаю отправиться дальше.
Физкультминутка:
«Покупаем продукты»
Сумку в руки мы берём,
(наклоняются и берут воображаемую сумку)
В магазин с тобой идём.
(шагают на месте)
В магазине же на полках
Не шарфы и не футболки.
(поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой)
Вкусно пахнет здесь всегда,
(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)
В доме – вкусная еда.
(«дом» над головой)
Остановка «Трудовая».
Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.
Каков работник, такова ему и плата.
Дело мастера боится.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
Кто сидит на печи, тот не ест калачи.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Молодцы, много назвали пословиц. Получайте монетку.
А какие бывают профессии? Для этого вы должны отгадать следующие загадки:
Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать? (учитель)
Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски? (продавец)
Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок? (сапожник)
Кто шьет из ткани сарафан для Тани? (швея)
Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (врач)
Кто учит чисто говорить и звуки все произносить? (логопед)
Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус? (космонавт)
Молодцы! Вы отлично справились. И снова получаете монетку.
А теперь становитесь в круг. Я буду передавать мяч и называть профессию, а вы возвращать мне мяч и называть, что делает человек, представитель этой профессии, например:
Повар … (готовит, варит, жарит).
Врач … (лечит, делает уколы, ставит градусник)
Строитель… (строит дома, красит)
Воспитатель…. (воспитывает детей, играет с ним)
А теперь наоборот. Я называю то, что делает человек той или иной профессии, а вы называете эту профессию.
Лечит людей… (врач)
Водит машину –. (шофер, водитель)
Учит детей. (учитель)
Все верно! И снова монетка в нашей копилке.
Хранить деньги - это значит их копить. Хранить можно дома в копилке. Я предлагаю вам потрудиться - сделать копилку. Проходите к столам, там для вас приготовлена цветная бумага, клей, пайетки, бусины. Сейчас вы сами, каждый на свое усмотрение, оформите свою копилку, которую заберете домой и будете копить монетки. Пожалуйста, приступайте к работе, но не забывайте о правилах безопасности во время работы. И помните главное правило ВРЕМЯ-ДЕНЬГИ! Выполняем быстро, но в то же время аккуратно и красиво!
(дети делают копилки)
Вы отлично потрудились и заработали еще одну монетку.
Ну что же, вы со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег. Давайте посчитаем, сколько же в нашей копилке монет? (считают)
А теперь пора возвращаться в детский сад.
Печкин передает письмо: Вам еще одно письмо пришло. (зачитывают.)
«Ребята! Это снова я – гном Эконом. Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. Благодаря вам, наши жители помирились. А в награду за это, я прислал вам посылку с подарками. До свидания!» (воспитатель раздает шоколадные монеты).
В. : всем зайти на борт ракеты. Обратный отсчет! 10, 9, 8…1 ПУСК!
Вот мы и вернулись. Вы все большие молодцы! Теперь можете отдохнуть и поиграть со своими любимыми игрушками!