Ольга Дрёмина
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Моя страна»
▼ Скачать + Заказать документы
(знакомство детей с природными памятниками РБ)
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Моя страна»(знакомство детей с природными памятниками Республики Башкортостан)
Интегративная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе „Моя страна“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи образовательной деятельности:
- познакомить детей с природными памятниками республики Башкортостан: озеро «Асылыкуль», гора «Янган-тау», целебный источник «Кургазак», пещера «Шульган-таш»; расширять словарный запас детей, отрабатывать произношение новых
-обогащать знания детей о красоте и богатстве родного края;
-развивать познавательный интерес к национальной культуре Башкортостана;
-приобщать детей к башкирской национальной культуре через слушание части музыкального произведения;
-воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Методические приемы:
- метод словесной передачи и слухового восприятия (легенды, предания, поговорки, вопросы, музыкальные вставки);
- создание ситуаций занимательности, познавательной игры;
- анализ жизненных ситуаций;
- метод контроля;
- экспериментирование (опыт очищения воды в природе, работа с лупой);
- технология управления интеллектуальным развитием старших дошкольников: развитие способности восприятия целостного образа из его частей (пространственное восприятие).
Планируемые результаты:
-расширение знаний о природных ресурсах Башкортостана;
-воспитание гордости и уважения к родному краю;
- проявление интереса к новым знаниям.
Средства:
- воздушный шар;
- слайды;
- цветные стёклышки в количестве 12 штук, лупы, стаканы, салфетки, песок и вода для опыта; мёд в сотах, кумыс;
- музыкальное сопровождение (мелодия курая, журчание воды, жужжание пчёл, топот копыт лошадей).
Ход занятия:
Организационный момент
- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? Россия огромная и великая страна, где живет много людей разных национальностей. В какой республике живем мы? (Мы живем в республике Башкортостан)
(Звучит мелодия курая)
- Известный башкирский поэт Мустай Карим такие слова написал о нашей республике:
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесённым ветерком.
Башкирия моя! Восхищены твоей мы красотой!
- Природа Башкортостана очень красива и разнообразна.
Сообщение темы.
- И что бы увидеть красоту нашего края, предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие на воздушном шаре. В полёт нам необходимо взять с собой снаряжение (раздаются маленькие сумочки).
- Вы готовы? Тогда усаживайтесь поудобнее. Держитесь крепче, взлетаем!
На воздушный шар мы сели,
Раз, два, три – и полетели!
Обгоняем облака,
До свидания, Земля!
1. Слайд 1 (озеро «Асылыкуль», вид сверху)
- Ребята, сейчас мы пролетаем с вами над самым большим и глубоким озером в нашей республике. Это озеро- Асылыкуль.
-Давайте вместе повторим ещё раз.
-Слово «асылы»в переводе с башкирского означает -развалистое, а «куль»- озеро. Получается – развалистое озеро.
- С этим озером связаны удивительные легенды. Послушайте одну из них…Рассказывают, что давным – давно, много лет назад, этого озера не существовало, а возвышалась там гора Ташлы-тау. Рядом с ней протекала речка под названием Асылы. Однажды ночью началась гроза, пошёл сильный дождь. Он был настолько сильным, что речка Асылы вышла из берегов и затопила всё вокруг. И люди, жившие поблизости, утром увидели, что на месте горы Ташлы-тау образовалось огромное озеро. И стали это озеро люди называть «Асылыкуль».
-Сейчас оно внесено в Красную Книгу Республики Башкортостан, как заповедная зона.
Слайд 2 (озеро «Асылыкуль»)
- Озеро может менять свой цвет, в зависимости от погоды. В пасмурную погоду оно - синее, в солнечную и ясную - голубое.
Слайд 3, 4 (озеро в солнечную и пасмурную погоду)
-А чтобы самим увидеть, как озеро может менять цвет, я предлагаю поиграть в игру «Цветные стёклышки».
- В своём снаряжении вы найдёте по 2 стёклышка. Какого они цвета?
- А какого цвета озеро сейчас? - показ на экране (голубая)
- Теперь посмотрите через каждое стёклышко на озеро и скажите, какого цвета оно стало? (через жёлтое стёклышко-зелёное, через зелёное- синее)
Вывод: вот мы и увидели, что при смешении двух цветов получается новый цвет.
2. - Посмотрите над какой высокой горой мы пролетаем.
Слайд 5 (гора «Янган-тау», вид сверху)
- Это гора Янган-тау. Давайте все вместе повторим ещё раз (хоровой и индивидуальный повтор).
- Янган-тау в переводе с башкирского означает «Горящая гора».
Слайд 6 (вид горы, с выходящим из него паром)
На склонах этой горы выделяется горячий, водяной пар. Он- целебный. Эта гора славится не только целебным паром, в её недрах множество полезных ископаемых. Поэтому, нашу республику называют «жемчужиной Урала»
-Какие полезные ископаемые вы знаете? (дети называют).
Слайд 7,8 (полезные ископаемые)
- Правильно, это - гранит, песок, глина, известняк, мрамор, каменный уголь, поваренная соль, руды чёрных и цветных металлов и т. д.
- Немало и драгоценных камней: малахит, топаз, рубин, горный хрусталь, агат.
- Как вы понимаете словосочетание «драгоценный камень»? (красивый, дорогой).
- Хотите их увидеть? Тогда- приземляемся.
Исследовательская деятельность
-Давайте их рассмотрим. Тебе медный колчедан, тебе кварц, а тебе-агат. (Раздаются камни каждому ребёнку, повтор названия камня)
- Все ли камни одинакового размера?
- Какого цвета твой камень?
- А какой твой камень на ощупь? (гладкий, шероховатый)
- Посмотрите внимательно, видите, у каждого камня свой окрас, свой рисунок.
- Чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней, мы их рассмотрим через лупу.
– Что увидел ты на своем камне? Как он называется? (крапинки, углубления, ямочки)
- На первый взгляд – это обыкновенные камни, которые мы можем встретить везде, но когда их обработают на специальных станках, когда им сделают огранку, то получаются вот такие красивые, самые настоящие драгоценные камни! Посмотрите, как они сверкают и переливаются! (демонстрация ювелирных камней).
- Где же могут использоваться такие драгоценные камни?
Вывод: - Драгоценные камни используют в изготовлении ювелирных украшений, наверное, и у ваших мам есть кольца и серьги с драгоценными камнями.
3. -Ребята. Нам нужно отправляться дальше. Наш воздушный шар тихонько раскачивается.
Слайд 9 (источник «Кургазак», звучит аудиозапись журчания воды)
-Рядом с горой Янган-тау находится целебный источник «Кургазак». Давайте все вместе повторим (хоровой повтор).
- Кто знает, что означает «целебный источник»?
(Это там, где течет чистая вода, полезная)
-Конечно, чистая вода всегда полезна для всего живого. Вот и вода источника имеет лечебные свойства. Люди лечатся этой водой. Поэтому здесь построили санаторий «Янгантау». При лечении используется пары «горящей горы» и минеральная вода Кургазака.
Слайд 10
- Ребята, в вашем снаряжении есть бутылочка с минеральной водой этого целебного источника, вы можете утолить жажду. Чувствуйте, сколько сил у вас прибавилось!
- В источнике вода такая чистая и прозрачная, что даже на большой глубине видны мелкие камни, зелёные водоросли и рыбки. Она в любое время года имеет постоянную температуру и никогда не замерзает, даже в сильные морозы.
Релаксация.
- Давайте здесь немного отдохнём. Садимся на травку, закрываем глаза и прислушаемся, как журчит вода в источнике, почувствуем свежесть и прохладу… медленно открываем глаза, посмотрим вверх, налево, направо и тихонечко встаем.
- Вода выходит из земли, почему же она чистая? Оказывается, грязная вода, проходя через песок, глину, камни очищается и становится чистой, прозрачной.
- Пойдемте, посмотрим, как это происходит.
Опытно-экспериментальная деятельность.
- У каждого из вас стоят 2 стакана: пустой и с водой. Накрываем салфеткой пустой стакан и сверху насыпаем песок и льем грязную воду. Посмотрите вниз- течет чистая вода, а где же осталась грязь? (на песке с салфеткой)
Вывод: -Вот так очищается вода в природе, проходя через песок, глину и камни. Вода у нас чистая, поэтому её необходимо беречь.
- Летим дальше! Ребята, мы с вами попали в очень сильный воздушный поток, держитесь!
4. -Природа нашего края богата лесами, целебными растениями, травами и башкирским мёдом
Слайд 11 (один улей, вид сверху, слышится жужжание пчёл)
- Что это за звук? Давайте приземлимся и посмотрим.
-Что это, ребята? (улей и пчёлы)
Слайд 12 (пасека)
- А когда ульев много, как называется это место? (пасека)- хоровой и индив. повтор
Слайд 13 (поляна с пчёлами, пчела на цветке)
- Мед делают пчелы из сладкого нектара, который собирают, перелетая с цветка на цветок. Собранный нектар несут в ульи и откладывают его в соты.
- Давайте выйдем и посмотрим на настоящие соты. Вот они, маленькие шестиугольные ячейки. Вдохните и ощутите душистый аромат. Они пахнут летом, солнцем, цветами…Башкирские пчёлки передали вам этот гостинец, и вы попозже попьёте с ним чай.
- А скажите, ребята, чем полезен мед? (ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам превратиться в маленьких пчёлок и поиграть (на детей надеваются маски пчёл)
Физминутка
Маски в пчел нас превратили,
Мы по небу закружили.
Полетали, зажужжали
И ромашку увидали.
Сели дружно на цветок-
Сделали глубокий вздох.
Снова пчёлки полетели
На цветочки дружно сели.
Быстро выпили нектар
-Наш башкирский ценный дар!
- Отдохнули? Полетели дальше!
5. – Атеперь мы пролетаем над самой знаменитой пещерой - Шульган-таш или Капова пещера.
Слайд 14 (Капова пещера, вид сверху)
Это самая длинная и глубокая пещера Урала. Чтобы увидеть Капову пещеру, каждый год приезжает очень много туристов со всего мира.
Слайд 15 (вход в пещеру)
- Высота её входа равна 10-этажному дому. Внутри пещеры много огромных залов, каждый зал особенный.
Слайд 16 (зал со сталагмитами)
Вот зал – царство Снежной Королевы. Это – возвышаются ледовые сосульки, которые растут снизу-вверх – сталагмиты. И растут они очень медленно: в 100 лет на 1 см.
Слайд 17 (зал со сталактитами)
-А сверху свисают тонкие и длинные сосульки, которые растут сверху вниз – сталактиты.
Слайд 18 (пещерные рисунки)
-На стене одного из залов есть изображения мамонта, диких лошадей, носорога. Эти рисунки сделаны древними людьми, которые жили в этих пещерах много тысячелетий назад.
-Пещера Шульган-таш- национальное достояние не только нашей республики, но и всей нашей огромной страны. Нужно беречь её для будущего поколения.
-Полетели дальше!
Слайд 19 (вид природы сверху, аудиозапись пения птиц)
6. –Мы опять летим высоко- высоко, над полями и лесами, высокими горами. Как красива башкирская земля!
Слайд 20 (табун лошадей, топот копыт)
- Что вы видите? (табун лошадей)
-Издавна башкирский народ разводил лошадей. Лошади не только помогают людям в хозяйстве, на охоте. Из кобыльего молока готовят башкирский национальный напиток- кумыс. Он не только вкусный, но и очень полезный.
Слайд 21 (башкирская юрта с кумысом)
- У входа в башкирскую юрту всегда стоял сосуд с кумысом и деревянные чаши-пиалы для угощения гостей. До сих пор Республика Башкортостан славится кумысом из кобыльего молока. И сегодня я решила угостить вас этим напитком (разливаю в пиалы и угощаю детей)
Рефлексия:
- На этом наше путешествие закончилось.
- Край наш Башкирский, как сказочный дом.
Всем нам уютно и радостно в нем.
Здесь есть озера, поля и леса,
Реки, любимые сердцу места…
- Ребята, вспомните название озера, которое встретилось нам на пути?
- Как называется гора, над которой мы пролетали?
- Как называются домики, в которых живут пчёлы?
- Что готовят из кобыльего молока?
- Мне очень понравилось с вами путешествовать, потому что вы умные, находчивые и активные! Всем спасибо!