Хлебутина Любовь Владимировна
Конспект занятия по естествознанию в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Познание».
Разделы: Естествознание
Тема: Воздух-невидимка
Цель:
1. обобщить знания детей о живой и неживой природе,
2. развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
3. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор
Методы и приемы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);
- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты- приход Незнайки);
Публикация «Конспект занятия по естествознанию в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Словарная работа, билингвальный компонент: воздух - ауа– эр.
Оборудование: игрушка Незнайка и ширма; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); миска, стаканы, игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей; лимон, воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия:
Круг приветствия
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
С леметсізбе Хелло! Здравствуйте!
(Дети здороваются, улыбаются).
1. Приглашаю на поляну. Рассматривают вокруг. (усаживаются на полу. слышится пение птиц)
- Ребята, посмотрите вокруг: деревья, птицы, солнышко,облака, животные….как все, что нас окружает нас можно назвать одним словом? (природа)
2. Читаю стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– Ребята всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. И сейчас нам ребята расскажут, что относится к живой, а что к не живой природе. (дети рассказывают)
Недавно мы с вами выяснили, что для роста растений нужны: тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Правильно, это воздух! А что такое воздух. А всем нужен воздух? А как будет воздух на казахском – ауа, на английском – эр.
3. Дидактическая игра «Дышит – не дышит».
- Приготовьте свои ладошки, если этот предмет не дышит вы сидите тихонько, а если дышит – хлопаете.
Какие вы внимательные. Вы прошли подготовку и я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. вы любите проводить разные исследования, эксперименты?
Сегодня мы с вами будем исследовать воздух, познакомимся с некоторыми его свойствами. Но чтобы пройти в нашу лабораторию мы должны превратится в ученых исследователей.
-Рекс – Пекс- Фэкс (дети закрывают глаза, воспит. Одевает им шапочки)
звучит музыка волшебства.
4. Сюрпризный момент.
Незнайка (появившись из-за ширмы) :
Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Здравствуй Незнайка. Мы ученые- исследователи. И хотим исследовать воздух, узнать его свойства.
Незнайка: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ученые-исследователи?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: невидимый.
незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем незнайке, что воздух всё-таки есть! Хоть воздух и невидимый, что он всегда вокруг нас!
Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
5. Экспериментальная деятельность.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет.
Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Давайте с ним вот так поиграем, поиграем и воздух поймаем. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Смотрите через него можно посмотреть.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
В наших исследованиях нам сегодня будут помогать карточки. И это свойство воздуха мы обозначим вот такой карточкой (выставляю алгоритм невиден, не имеет цвета)
- Ученые-исследователи, давайте вместе скажем : Воздух невидимый, не имеет цвета.
незнайка: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
незнайка: А вот интересно, что легче вода или воздух?
Воспитатель: Незнайка, раз мы ученые исследователи, значит мы можем проверить?
Опыт 2: с шариком.
В один наливаем – воду,
другой – воздух.
И это свойство воздуха мы обозначим
карточкой (выставляю алгоритм воздух легче воды)
Вывод: воздух легче воды
Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? А помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).
6. Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в две коробочки).
- Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Незнайка, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
7. Физкультминутка. (под музыку)
Воздух-неведимка, выходи гулять
Воздух-неведимка, как тебя поймать?
Если быстро быстро в поле убегу
Чистого пречистого воздуха найду.
Ребята, а воздух с нами хочет поиграть.
Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей.
Игра «Мыльные пузыри» под музыку.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех
за столики (на столах стоят стаканчики с водой
и трубочками).
Незнайка: А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята.
Давайте проверим?
8. Экспериментальная деятельность.
Опыт 3. Воздух в человеке.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Пузырьки, поднимающиеся вверх, это и есть воздух. Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков.
Вывод: воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Незнайка: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики.
9. Дыхательная гимнастика «Обдуваем плечики»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо. Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох».
Незнайка: воздух – невидим, легче воды, а запах у него есть? Чем он пахнет?
10. ОПЫТ № 4. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, и давайте вдохнем воздуха. Есть запах?
А сейчас закройте глаза, когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им вдохнуть запах лимона. Почему пахнет лимоном? Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, но воздух передает запахи. (выставляю алгоритм)
Незнайка: Ой, спасибо. Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, настоящие ученые-исследователи. Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).
Воспитатель: Незнайка куда ты исчез? Что ты там делаешь?
Незнайка: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: и нам пора возвращаться, давайте закроем глазки
-Рекс – Пекс- Фэкс (дети закрывают глаза, воспит. снимает шапочки)
звучит музыка волшебства.
Ну вот мы снова с вами дети. Вам понравилось занятие?
А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!