Наталья Тарасова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Путешествие к Фее добра»
Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в средней группе
«Путешествие к фее добра»
Воспитатель :
Тарасова Наталья Вячеславовна
Пояснительная записка
Цель: углублять представление детей о доброте – как о ценном качестве человека.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе „Путешествие к Фее добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
1. Образовательные: учить детей подбирать подходящее слово, согласовывать его сдругими словами в предложении; формировать умение подбирать слова вуменьшительно-ласкательной форме; учить находить слова близкие по смыслу.
2. Развивающие: продолжать совершенствовать коммуникативные навыки (умениевыслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлятьдоброжелательность к суждениям других людей); развивать логическое мышление,познавательную сферу.
3. Воспитательные : Воспитывать любовь к ближнему, противление злу; содействоватьулучшению поведения ребенка, смягчению характера; воспитывать у детей навыкикультурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.
Состав группы : 17 мальчиков, 14 девочек
Актуальность
Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе –
от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».
М. Пришвин.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
-Место ООД в программе дошкольного образования: непосредственно образовательная деятельность.
-Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры
На примере занятия у детей формируются духовно-нравственные качества : доброта, милосердие, забота, дружелюбие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.
Форма ООД: Занятие- путешествие
Предполагаемый результат:
1. Умение налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
2. У детей возникает желание совершать добрые дела.
3. Как можно чаще использовать при общении со взрослыми и сверстниками вежливые слова.
4. Расширить представление о понятиях «добро» и «зло».
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа «О доброте и жадности», «Вежливые слова», «Добрые отношения - уважение к старшим», обыгрывание ситуаций, разучивание игр, стихотворений, работа с родителями.
Дидактической оснащение и оборудование: Магнитофон, записи на диске: «Барбарики» - «Песенка о доброте». Волшебство: «Сказочная мелодия», костюм феи и волшебная палочка, волшебная шкатулка с угощениями для детей, мольберт, цветок с тремя лепестками, белая салфетка; ноутбук, мультимедийная установка, запись со злым волшебником.
Персонажи: добрая фея, злой волшебник (взрослые).
Ход занятия
Действия воспитателя Действия детей
1 Вводная часть
Приветственные слова
Звучит спокойная музыка
Предложить детям взяться за руки образовав круг и закрыть глаза.
Предложить детям открыть глаза и сесть на стульчики.
Прослушивание песне «Что такое доброта» Барбарики
Вопросы к детям:
- О чем поется в песенке?
- Как вы понимаете, что такое доброта?
- Подумайте и скажите о ком или о чем можно сказать «добрый»?
- Добрый человек, а значит он еще какой?
- А если человек не добрый, он какой? Дети здороваются
Дети встают в круг, держась за руки и закрывают глаза.
Дети проходят на свои места.
Дети слушают песню.
ответы и рассуждения детей
2 Основная часть
Звучит Сказочная мелодия. Предложить детям закрыть глаза, произнести волшебные слова и оказаться в волшебной стране.
Добрая фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку).
Воспитатель (фея) : Здравствуйте, Я – добрая Фея.
Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня для вас есть угощения, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала.
Вы случайно не видали?
Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова
Дети здороваются с феей и слушают ее рассказ.
Дети хором отвечают на вопрос
Сюрпризный момент. На экране появляется злой волшебник
Фея задает вопрос детям
Ой, ребята, что же делать?
Мне одной никак не справиться, поможете мне выполнить задания злого волшебника?
Зрительная гимнастика
Вот стоит наш зимний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняется круговое движение палочкой).
Слева – сосны, справа – ели. (Выполняется движения палочкой влево – вправо).
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняется движения палочкой вверх – вниз).
По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли. (Выполняется движения палочкой - змейка)
И цветочек наш нашли. (Палочкой указывается на то место, где находится цветочек)
Воспитатель открывает занавес на мольберте и обращает внимание детей на цветок.
Давайте с вами посчитаем, сколько здесь лепестков? 1, 2, 3.
Воспитатель (фея) просит ребенка подать один лепесток
1 задание-игра: «Назови ласковое слово».
Воспитатель (фея) : Злой волшебник нам предлагает выполнить первое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг).
Воспитатель объясняет правила игры
Я буду называть слово и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ ласковое слово, будите мне его возвращать.
Воспитатель (фея) просит ребенка подать следующий лепесток
Второе задание «Что такое хорошо и что такое плохо»
Воспитатель объясняет правила выполнения задания
Во втором задании волшебник спутал хорошие и плохие поступки вместе. Ребята, давайте все подойдем к столу и по моему сигналу вы должны выбрать картинки с хорошими поступками и показать мне, а картинки с плохими поступками оставить на столе.
Физкультминутка
Живут мальчики - веселые пальчики. (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке. (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною. (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево - оборотик. (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось. (наклон в перед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина. (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!
Воспитатель (фея) предлагает детям присесть на стульчики.
Затем обращает внимание детей на цветок и предлагает ребенку подать последний лепесток
Третье задание «Доскажи словечко»
Воспитатель объясняет правила задания
Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.
Мишка зайчику сосед,
Скажет он ему «Привет».
А его сосед ушастый
Отвечает: «Мишка здравствуй!»
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
Кошечка чихнула снова,
Скажем мы ей: «Будь здорова».
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «Спасибо!»
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Воспитатель хвалит детей
Сюрпризный момент. Включается проектор с записью злого волшебника
Воспитатель (фея) – беседует с детьми о злом волшебнике. Отдает детям шкатулку с угощениями.
Воспитатель (фея) предлагает детям закрыть глаза, произнести волшебные слова и оказаться в группе.
Добрая фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро снимает накидку.)
Воспитатель просит детей открыть глаза и встать в круг Дети смотрят, слушают, что говорит злой волшебник.
Ответы детей
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Дети рассматривают цветок
Дети считают и отвечают хором и индивидуально
Ребенок выполняет просьбу
Дети встают в круг
Дети слушают правила и выполняют задание
Ребенок выполняет просьбу
Дети слушают правила и выполняют задание
После выполнения задания дети обсуждают, правильно ли были выбраны картинки
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Дети садятся на стульчики.
Дети смотрят на цветок, один ребенок выполняет просьбу воспитателя
Дети слушают и выполняют задание
Дети смотрят на экран и слушают злого волшебника
Дети слушают фею и благодарят за угощения и прощаются с ней
Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова
Дети открывают глаза и встают в круг
3 Заключительная часть
Игра с мячом «Что интересного я узнал в путешествии к фее добра» Дети встают в круг, передают мяч друг другу и делятся впечатлениями.
Список литературы
1. Парциальная программа духовно – нравственного воспитания «С чистым сердцем» Р. Ю. Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С. Калинкина; Русское слово 2019
2. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М. : Перспектива. - 2009. - 298с
3. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., Пантелеева Г. Н. и др. ; Под ред. Ветлугиной Н. А. - М. : Просвещение, 2009. - 209с.
4. 19. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М. ,2010. - 209с.
5. 20. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 2010. -199с.
6. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. - М. : Спарк. - 2010. - 189с.
7. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. - М. : Спарк. - 2011. - 289с.
8. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. М. ,2009. - 200с.
9. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. - 2011. - 309с.