Наталья Макушкина
Конспект занятия по дополнительному образованию «Обычаи и традиции мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обычаи и традиции мордовского народа»
Цель: Вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, его обычаям и традициям.
Задачи:
Образовательные :
- учить детей воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;
- пополнить словарь детей за счет новых слов – нюрям, пянакуд;
- знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа.
Развивающие:
- развивать психические процессы;
Публикация «Конспект занятия по дополнительному образованию „Обычаи и традиции мордовского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мордовия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
- развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, обычаям, языку развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей, внимание, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
-развивать речь, мышление, память.
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Словарная работа: куд, пянакуд, нюрям и др.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры, чтение стихов, колыбельных, потешек, загадок, пословиц.
Материал и оборудование: иллюстрации, куклы в национальных костюмах, деревянная и глиняная посуда.
Методические приемы: художественное слово, беседа, рассказ воспитателя, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, вопросы к детям.
Ход занятия:
Воспитатель: -Шумбратада, шабат!
-Шумбратада!
-Дети, давайте вспомним, как называется наша республика.
-Мордовия.
-Люди каких национальностей живут в республике Мордовия?
-Мордва, русские, татары…
-Наша республика богата лесами, полями и своими обычаями и традициями
и сегодня я хочу вам рассказать о жизни мордовского народа, об их обычаях и традициях.
-На мордовской земле, в старину, было много разных обычаев. Осенью, когда были убраны овощи и фрукты на полях, заполнялись погреба и закрома – люди собирались вместе и коротали длинные вечера. Но не просто сидели, а проводили время за работой. Кто за прялкой сидел, кто узор вышивал, а кто из дерева ложки да плошки вырезал. Весело и шумно было в мордовской избе. То песню затянут, то шуткой перебросятся, а то и в пляс пустятся. Вот работа у них и спорилась.
-Сейчас я вам расскажу о своей мордовской избе. (куд)
-Дома строили из дерева. Крыши были из соломы. Внутри дома было тоже всё из дерева. Вдоль стен стояли длинные и широкие лавки, на которых не только сидели, но и спали. В середине стоял большой стол, чтобы вся семья могла уместиться, а семьи раньше были большие.
-В каждом доме обязательно стояла печка (пянакуд). В печи готовили еду, пекли хлеб и пироги, спали на печке. «Без печи изба- не изба», говорили в старину. Ещё о ней говорили «Печь –всему голова», голова- значит самая главная. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной.
-Ребята, отгадайте загадки:
1)В избе- изба,
На избе труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет. (печь)
2)Попало наше тесто
В горячее место.
Попало- не пропало,
Румяной булкой стало. (печь)
-А для самых маленьких детей к потолку подвешивали люльку, зыбку (нюрям). Когда мама качала нюрям, она пела колыбельные песни на мордовском языке. Давайте и мы с вами разучим колыбельную на мокшанском языке:
-Баю – баю, иднезе,
Ляень сетьме ведьнезе,
Удок, касат оцюста,
Тума лаца тазаста.
-Ребята, ещё наши предки придумывали прекрасные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду. Давайте поиграем с ним.
-Собирайся народ в наш веселый хоровод.
Издавна мордовский народ поклонялся солнцу, пел разные песни, заклички.
И мы попросим солнышко появиться и согреть наши пальчики
Пальчиковая гимнастика: «Шиня листь» («Солнышко, появись»)
Шиня, листь, шиня, листь
Кажнай сурняньконь – хлопают в ладоши.
Минь иждьк.
Сурне! – показывают пальчики
Фкя! – соединяют большие пальцы
Кафта! – соединяют указательные
Колма! – средние
Ниле! – безымянные
Вете! – мизинцы
Мон работан – сжимают кулачки
Посмотрите – кланяются ладошками.
-Дети, сегодня вы познакомились с бытом мордовского народа, с некоторыми обычаями и традициями. Что больше всего вам понравилось и запомнилось?
Ответы детей.