Воробьёв Пётр Васильевич
Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы». 1-й год обучения, возраст детей — 7–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить детей самостоятельно ставить линейный мат двумя ладьями.
Задачи:
Предметные
• актуализировать имеющиеся знания по геометрии шахматной доски;
• освоить систему ходов линейного мата;
• содействовать обобщению шахматной терминологии.
Личностные
• развивать логическое мышление, внимание, память,
• развивать творческую активность.
Метапредметные
• формировать умения сравнивать, обобщать, работать в группе;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• формировать ответственность за самостоятельно принятое решение;
• формировать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Условия проведения, оборудование:
1. Учебный кабинет (10 столов, по 2 стула у каждого стола);
2. Демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами;
3. 10 комплектов шахмат.
Принципы подачи учебного материала:
1. Положительный эмоциональный фон занятия.
2. Опора на эмоции и чувства обучающихся.
3. Связь обучения с жизнью и практикой.
4. Наглядность.
5. Научность, доступность, посильная трудность.
6. Учет межпредметных связей
Предполагаемый результат учебного занятия :
1. Появление у детей интереса к занятиям театральным творчеством, эмоционально-положительный настрой (первичная мотивация).
2. Сформированность у детей первоначального представления о работе актёра-кукольника.
3. Знакомство с новыми понятиями:
• Линейный мат
Ход занятия
Время Задача Метод Содержание Деятельность детей
1 мин Актуализация внимания Здравствуйте, ребята!
-Скажите, когда заканчивается шахматная партия?
ответы детей
-когда погибает король (мат королю)
2 мин целеполагание
фронтальная работа Чтобы закончить шахматную партию, нужно поставить королю мат. Сегодня я хочу вас научить ставить линейный мат королю двумя ладьями. Не пытайтесь поставить этот мат в центре, ведь ладей-то даётся две, а линий, на которые может пойти король, три.
Вывод: мат королю ставим на краю шахматной доски. Тогда вполне хватит двух ладей, так как у короля надо отнять крайнюю и соседнюю с ней линии. ответы детей
10
мин
Объяснение новой темы Фронтальная работа
работа в парах
- Чтобы поставить мат двумя ладьями, необходим шахматный план.
Итак, первый пункт плана - Выбрать край доски.
- Где будем ставить мат королю? На краю!
Сколько краёв у доски?
( 4 края: вертикали «a», «h». 1-я и 8-я горизонтали).
- Давайте сосчитаем, сколько клеток до каждого края доски чёрному королю.
До вертикали «a» – 4 клетки, до вертикали «h» – 3, а ближе всего до 8-й горизонтали – всего 2 клетки!
Мы выбрали нужный нам край. Раз до 8-й горизонтали чёрному королю ближе всего, то и загонять короля двумя ладьями будем именно на неё.
Второй пункт плана - Отрезать короля.
чёрный король добровольно на 8-ю горизонталь не пойдёт! Шах с 6-й горизонтали лишь поможет королю убежать подальше от края доски.
Ход ладьёй с поля h1 на поле h5 «отрезает» шахматного короля от центра доски.
Лh1 – h5 Kpe6 – f6
Ладья берёт на себя роль сторожа. Теперь король чёрных не может пойти на 5-ю линию. Всю линию простреливает ладья белых.
Кстати, вторая ладья тоже прекрасно могла справиться с ролью сторожа – 1. Ла2–а5.
Третий пункт плана - оттеснить короля (сторож, метла).
Наша задача заключается в том, чтобы отнять у короля три оставшиеся горизонтали – 6-ю, 7-ю и 8-ю.
Начинать атаку на короля надо ладьёй h5. Если наш сторож уйдёт с 5-й линии, на ней сразу же окажется чёрный король
Лh5–h6+? Kpe6–е5.
У сторожа уже есть работа: сторожить!
Ладьи должны работать в паре очень чётко. Одна сторожит линию, другая занимает следующую.
Освоим вторую профессию: МЕТЛЫ!
Лa2 – a6+ Kpf6 – g7
Ладья подмела короля с 6-й линии, а бывший сторож – ладья h5 уже заснул и стал БЕЗДЕЛЬНИЦЕЙ.
Четвёртый пункт плана - перебросить ладью.
Теперь без дела осталась ладья h5. Но на h7 ладья пойти не сможет, так как её там ждёт подкравшийся король. Беги от короля как можно дальше, но.
Лh5 – b5 Kpg7 – f7
Посмотрите внимательно. Ладья h5 специально не дошла одну клетку и остановилась на вертикали «b». Чтобы не путаться друг у друга под ногами, ладьи работают на соседних линиях!
Лb5 – b7+ Kpf7 – e8
Лa6 – a8 МАТ!
Ладья b7 контролирует 7-ю линию, а ладья а8 отняла все поля на 8-й.
Демонстрация на магнитной доске
2
мин Физминутка индивидуально - А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.
вращение головой
приседания
шагают на месте
садятся за столы
20
мин Практическая работа
Работа в парах - А теперь давайте закрепим ваши знания игрой. Перед вами шахматная доска, расставьте фигуры точно так, как и у меня на демонстрационной доске. После того, как расставите правильно фигуры, можно приступать к игре. Тренировочные упражнения в постановке мата ладьёй одинокому королю
5
мин Рефлексия
Фронтально - Чему мы сегодня научились?
- Давайте повторим шахматный план
- Благодарю вас за работу! Желаю побед в шахматных сражениях! Ответы детей :
ставить линейный мат двумя ладьями.
1. Выбрать край доски.
2. Отрезать королю ход назад.
3. Оттеснить короля шахом к краю доски.
4. Поставить мат.