Алсу Камилевна Гайнутдинова
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Роспись Дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе на тему
"Роспись дымковской игрушки"
Цель: продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе „Роспись Дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
-Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо);
- закрепить знание о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказывать об этом.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве;
-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе и продуктивной деятельности;
-развивать композиционные умения при составлении узоров, размещении его на гипсовых фигурах.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству;
-воспитывать самостоятельность и творчество.
Методы и приё мы:
Игровые: сюрпризный момент.
Наглядные: рассматривание дымковских игрушек.
Словесные: вопросы продуктивного и репродуктивного характера, пояснения, поощрение, оценка детской деятельности, напоминание, беседа, сравнение.
Практические: решение проблемных ситуаций, самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, занятия по ознакомлению с окружающим миром, изобразительная деятельность, дидактические игры: «Собери узор», «Найди отличия».
Материал: гипсовые фигурки дымковских игрушек, гуашь, палитры, кисти, ватные палочки, салфетки, баночки с водой (непроливайки). Аудиозапись русских народных песен «Пойду ль я выйду ль я да…», магнитофон, мольберт.
Ход занятия
Организационная часть (3 мин.).
Воспитатель:
– Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).
Воспитатель:
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали!
Дети:
– А попали мы в село Дымково!
Основная часть
(Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.).
Воспитатель: Чем знаменито Дымково?
Дети: Игрушкою своей.
- Из чего делают эти игрушки?
Дети: Из глины
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Дети: глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ’’Свистунья’’.
Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
(Воспитатель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)
Воспитатель:
Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло. Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.
Воспитатель: Какие цвета используют мастера для росписи игрушки?
Дети: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
Воспитатель: А какой, самый главный цвет остается в росписи?
Дети: Белый цвет.
Воспитатель: Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.
Дети: Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка.
Воспитатель: Дымковская роспись, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.
- И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Воспитатель:
– Ребята, кто считался в селе Дымково лучшим мастером?
Дети: дедушка Тихон.
Воспитатель:
Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера. Здравствуйте, дедушка Тихон.
Дед:
Здравствуйте ребята
– Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а я из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство. Боюсь, один я никак не справлюсь, может быть, вы мне поможете?
Воспитатель:
– Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками. Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:
Вправо- влево повернись и в умельцев превратись!
Надеваем фартуки и проходим в мастерскую. У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Вы сможете выбрать ту, которую захотите расписывать. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку.
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
(физминутка 2 мин)
Привезли мы глину с дальнего бугра Взялись за руки, идут по кругу
Ну-ка за работу, чудо-мастера! Вытягивают руки вперёд, в стороны
Слепим, высушим – и в печь! Лепят ладошками
А потом распишем. Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
Будем мы игрушки «печь», «Лепят» ладошками
Печка жаром пышет. Кулачки сжимают и разжимают
А в печи – не калачи, Машут указательным пальцем
А в печи – игрушки! Вытягивают руки вперёд
(Самостоятельная роспись 10 мин.)
Порадуем Дедушку Тихона своими знаниями. Теперь можем приступить к работе.
- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
- Настроились? Тогда давайте творить чудеса.
- Приступайте к работе.
(Педагог включает в этот момент спокойную народную музыку)
По ходу расписывания игрушек направлять детей :
- Ребята круги мы будем делать с помощью ватной палочки. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать ватной палочкой, нужно смочить водой, а затем набрать краску.
-Ребята, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.
- Берем кисть тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть об салфетку. И на весь ворс набираем краску нужного цвета. Кончиком кисти рисуем кольца на нашем узоре.
Заключительная часть. (Подведение итогов 5 мин.)
По окончании работы дети выставляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.
Дед: Вот спасибо вам ребятки за помощь. Вы хорошо потрудились. Теперь и на ярмарку можно.
Затем дети по очереди высказывают своё мнение об игрушках.)
Воспитатель:
- Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.
- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?
- А я, ребята, купила бы все игрушки, потому что они очень красивые, нарядные, веселые, праздничные. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Спасибо за вашу работу. Осталось только сказать волшебные слова: Вправо- влево повернись и в ребятишек превратись!