Татьяна Тодорхоева
Конспект занятия по бурятскому языку в средней группе «Пять священных животных. Табан хушуу мал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по бурятскому языку в средней группе
Пять священных животных «Табан хушуу мал»
Воспитатель Тодорхоева Т. В. Республика Бурятия г. Кяхта
Задачи:
1. Углубить представление детей о домашних животных (пяти священных животных у бурят, учить называть этих животных на русском и бурятском языках.
Публикация «Конспект занятия по бурятскому языку в средней группе „Пять священных животных, Табан хушуу мал“» размещена в разделах
2. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине.
3.. Активизировать и обогащать словарный запас детей, связную речь, познавательную активность. Называть животных на бурятском языке (морин, ямаан, хонин, тэмээн, ухэр).
4. Научить согласовывать свои действие с действиями других, развивать любознательность, творческие способности и дружелюбно выполнять работу.
5. Воспитывать интерес и доброе отношение к животным.
Материал к занятию : ноутбук, картины из серии «Домашние животные», учебное пособие «Амар Мэндэ», конструкторы, макеты юрт, пять священных животных (коровы, лошади, верблюды, козы, бараны).
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сайн байна ухибуд! У нас сегодня занятие необычное. Хотите отправиться в путешествие? А поедем мы с вами на паровозике в гости к домашним животным.
Едет, едет паровоз
Чух-чух-чух
Ребятишек он повез
Чух-чух-чух
А колесики стучат
Так-так-так
Будто с нами говорят
Так-так-так
У-у-у-у-у
И попали мы в степь, узнать, как жили раньше буряты! Кто скажет, где они жили? В каком доме? А почему они жили в юртах? Потому что они кочевали с места на место. А какие бывают юрты? (летние, зимние). Главнейшее богатство бурят – скотоводство.
2. Основная часть. А вот, ребята, сейчас будете отгадывать, каких пять священных животных они держали? 1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова-ухэр). 2. Везет целый воз, очень любит овес. Ржет «И-го-го!». Догадайтесь, это кто (Лошадь-морин). 3. У кого рога, длиннее хвоста? (Коза-ямаан). 4. Кто не прядет и не ткет, а людей одевает? (овца-хонин). Зверь я горбатый, а нравлюсь всем ребятам. (верблюд-тэмээн) Все домашние животные приносят пользу в хозяйстве (кормят- молоко, одевают- шерсть, помогают в работе - лошадь, верблюд.)А вот эти животные могут жить в лесу? Почему? А люди могут обойтись без этих животных? Делается вывод: человек заботится всегда о них, потому что эти животные приносят пользу человеку, пищу, одежду. Буряты издавна разводят пять видов скота. Давайте рассмотрим этих животных. Это животные, которые давным – давно начали разводить буряты.
А теперь давайте назовем вместе пять драгоценных животных на бурятском языке.
Скажите, кто это? (Воспитатель показывает картинки с изображением домашних животных)
- Энэ юун бэ? Энэ ухэр. Энэ ямаан. Энэ хонин, Энэ морин. Энэ тэмээн.
3часть Физминутка «Табан хурган»
IV. Обогащаем словарь. - Как называются коровы, пасущиеся вместе? (стадо коров). - Как называются лошади, пасущиеся вместе? (табун лошадей).- Как называются овцы, пасущиеся вместе? (отара овец).
V. Очень забавные, очень добрые животные просят ребят : - «Поиграйте с нами!» Давайте построим для них стайки, загоны из разных геометрических фигур. Дети, скажите, а каких геометрических фигур знаем? Дети перечисляют фигуры. Предоставляется детям право выбора из каких фигур будут делать стайки для животных. Дается задание из разных конструкторов и кубиков по подгруппам строят стайки для животных.
А теперь послушайте бурятскую пословицу :
Друга узнают, подружив с ним,
Коня узнают, поездив на нем.
Нухэрэй hайниие ханилан танидаг,
Мориной hайниие аялан мэдэдэг
VI. Итог занятия. О каких животных мы говорили на занятии? Назовите их на бурятском языке? Что вам больше понравилось на занятии? Вы запомнили названия животных на бурятском языке? А вам понравилось играть с добрыми животными? Скажем им, до свидания! Баяртай!