Татьяна Дербугова
«Азбука безопасности в гостях у сказки». Конспект занятия по ОБЖ для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по безопасности (личная безопасность)
в старшей группе «Азбука безопасности в гостях у сказки»
Цель: учить дошкольников навыкам безопасного поведения.
Задачи:
Образовательные:
*закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях;
*закрепить знания об опасных предметах;
*закрепить знания детей о съедобных грибах и ягодах.
Развивающие:
*развивать навыки безопасного поведения на проезжей части и в быту, в природе;
*развивать речь, память, мышление, внимание.
Воспитательные:
*воспитывать у детей ответственность за свою безопасность;
*воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, дорожные знаки – «Пешеходный переход» и «Светофор»; ламинированные страницы - картинки по правилам поведения на улице – на дороге, пазлы со знаками ПДД; иллюстрации по правилам поведения в лесу (съедобные-несъедобные грибы); опасные и безопасные предметы для игры; презентация с главным персонажем русской народной сказки Иваном – царевичем; фрагмент видео из сказки.
Ламинированные страницы скрепить специальным кольцом – это «Азбука безопасности» - подарок детям.
Предварительная работа: рассматривание альбомов по безопасности; беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице, в природе; дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно - не опасно»
Ход занятия:
1. Психологический настрой.
Воспитатель: Как много гостей собралось в этом зале, давайте здороваться и скорее знакомиться.
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых.
И серьезных, и веселых….- скажем «ЗДРАВСТВУЙТЕ»!
(все вместе здороваются, педагог представляется)
Воспитатель: Мы в кругу, а круг сближает всех людей, у кого добрые и открытые сердца.
Сердце я свое открою,
Счастьем поделюсь с тобою.
Все хорошие слова
Говорю я для тебя!»
- Давайте повторим вместе!
(Дети повторяют вслед за воспитателем).
- Вы чувствуете, как нам хорошо вместе? А почему, ребята? Сегодня замечательный день, у нас хорошее настроение, мы будем общаться друг с другом и открывать свои сердца. Дети присаживаются на стульчики.
2. Вводно - организационный.
Воспитатель: Любите ли вы сказки, так как люблю их я?
Ведь только в сказках происходят настоящие чудеса.
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть.
А вы хотите попасть в сказку? (Да)
- Отправляемся в необычное сказочное путешествие.
Произнесем волшебные слова, которые помогут попасть в сказку, а вы мне помогайте – повторяйте за мной движения. Дети возле стульчиков.
Пальчиковая игра (дети выполняют движения по показу воспитателя)
1, 2, 3, 4, 5 - (сжать - разжать кулачки)
Начинаем колдовать, (растереть ладони)
Двери в сказку открывать. (вращение кистями рук)
Хоть замочек очень крепкий, (соединение ладоней)
Металлический и цепкий, (сцепить пальцы в замок)
Сильно мы его сожмем, (поднять и опустить пальцы)
А потом слегка потрем, (растереть ладони)
Покачаем: раз, два, три, (встряхнуть ладони)
Дверь, замочек, отопри. (хлопок в ладоши)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Показ фрагмента (начало) – видео «В гостях у сказки». Слайд №1
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в русской народной сказке.
3. Основная часть. Актуализация.
Воспитатель: Итак, начинается сказка. (показ слайдов на экране)
Слайд № 2 и 3
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. (ПАУЗА, но случилась беда - заблудилась в дремучем лесу Василиса Прекрасная, собирая грибы да ягоду. Отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.
Слайд № 4 -5
Шел, шел Иван и вышел к большой, широкой дороге и не знает, как перейти через нее. Сколько разных вопросов появилось у Ивана – царевича…
Воспитатель: Ребята, поможем царевичу?
1. Кто скажет, где можно безопасно перейти дорогу?
(Переходить дорогу надо по пешеходному переходу)
2. Как надо переходить дорогу?
(Чтобы перейти дорогу надо сначала посмотреть на лево, потом на право, и если нет машин - то можно переходить дорогу)
3. Что нельзя делать на дороге? (Нельзя бегать и играть на дороге)
4. Как узнать, в каком месте находится пешеходный переход? (Надо найти дорожный знак «Пешеходный переход»)
5. Как выглядит этот знак? (Это знак квадратной формы, синего цвета, на нем нарисован белый треугольник и шагающий человечек по зебре)
Воспитатель: - Молодцы. Вот знаки дорожные сейчас мы с вами и соберем.
Игра – пазлы «Дорожные знаки»
- Что еще поможет безопасно перейти дорогу?
(Безопасно перейти дорогу нам поможет светофор)
- Молодцы дети.
Воспитатель: Повторяйте, дети, движения за мной.
- В светофор мы поиграем, (дети хлопают в ладоши, повторяя движения за воспитателем).
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю в круг всем встать. (дети встают, ходьба на месте маршируя).
Игра «Светофор»
(объяснение правил игры: «красный» -стой; «желтый» - хлопни; «зеленый» - топни). Дети присаживаются на стульчики.
4. Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)
Воспитатель: Сказка продолжается.
Дождался Иван-царевич зеленого сигнала светофора. Перешел дорогу по пешеходному переходу и пошел дальше. Много ли мало ли прошагал Иван – царевич между березками стройными, между дубами, через елки пробирается, добрался до леса дремучего. Слайд №6
Устал Иван, проголодался, пора бы и подкрепиться.
- Дети, что же можно съесть в лесу? (ягоды, грибы)
Воспитатель: Надо помочь Ивану-царевичу собрать только съедобные грибы. Среди вас, наверняка, найдутся знатоки грибочков.
Беседа с детьми о грибах.
- Скажите, а какие съедобные грибы вы знаете? Ответы детей
(лисичка, сыроежка, подберезовик, подосиновик, опята, маслята)
Вопросы:
Нужно брать большие, старые грибы? (нет)
Собирать только знакомые грибы. (да)
Лучше собирать грибы возле дороги? (нет)
Сырые грибы есть нельзя? (да)
Несъедобные грибы надо топтать ногами. (нет)
Воспитатель: Правильно, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Ведь грибами в лесу питаются животные - белочка, ежик, а мухоморами лоси лечатся.
5. Динамическая пауза.
- Прогуляемся по лесу!
Физминутка «Дети по лесу гуляли»
Дети по лесу гуляли, (дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку»)
И их лучики согрели. (закрываем глаза руками)
Бабочки летали,
Крыльями махали. (машут руками)
А мы дружно хлопаем, (хлопают в ладоши.)
И ногами топаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (маршируют, делают вдох-выдох)
И нисколько не устали!
6. Практическая работа.
Игра «Соберем грибы в лукошко».
Игра у двух мольбертов: дети «срывают» грибы съедобные на полянке (картинке с липучками) – наполняют корзинку (картинку с липучками, а грибы НЕ съедобные остаются на поляне.
Воспитатель: Ой, какие молодцы, все съедобные грибы в корзине.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
Слайд №7 - 8
Тем временем вышел наш царевич на поляну, видит: стоит избушка на курьих ножках, а из нее Баба – Яга выходит и спрашивает: «Зачем пожаловал?». Рассказал Иван о своей беде. Пообещала помочь Баба -Яга, если сначала Иван – царевич наведет порядок в избушке.
«Налетели буйные ветры на мою сторонушку, да и разбросали все вещи в моей избушке на курьих ножках», - говорит Баба – Яга, - все перемешали – опасные предметы и безопасные предметы. Наведешь порядок, тогда может быть и я чем помогу». – Слайд №8
Воспитатель: Здесь без наших дружных команд не обойдется!
Надо помочь Ивану-царевичу, а то он нескоро справится с этим заданием.
- Для этого необходимы ДВЕ команды.
(организовать две команды ребят по цвету бейджика)
Игра «Опасно – неопасно»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чего тут только нет.
(Обратить внимание детей на столы с различными предметами: игрушки, иголка с нитками, пила, топор, молоток, нож, кнопки, таблетки, ножницы)
(Предложить детям (одной команде) разложить все опасные предметы в контейнер; другой команде безопасные предметы. Дети подходят к столам и раскладывают предметы)
Воспитатель: Вместе и проверим, как вы справились (воспитатель берет предмет и спрашивает опасный он или нет и почему) Дети присаживаются.
7. Рефлексивно - коррегирующий этап.
Воспитатель: Понравилось Бабе-яге, как вы дружно все предметы разобрали по своим местам. Однако, не отпускает Ивана – царевича, жалуется, что люди лес засоряют, безопасность нарушают.
Просит: «Расскажи, Иван, правила поведения в лесу», - говорит Баба - Яга, - «а не-то рассерчаю и съем тебя!» – Слайд №9
Воспитатель: Ребята, не дадим пропасть Ивану-царевичу, поможем ему?
- Какие правила надо соблюдать в лесу для нашей безопасности?
1. Нельзя мусорить – человек может сам споткнуться и упасть.
2. Нельзя кричать и шуметь в лесу – звери и птицы могут испугаться и набросится.
3. Нельзя залазить на деревья и висеть на ветках – можно упасть и ушибиться.
4. Нельзя есть ядовитые и незнакомые грибы и ягоды – можно отравиться.
5. Нельзя трогать диких животных – они могут быть больными.
6. Нельзя разводить в лесу костер – может случится пожар.
Воспитатель на правильный ответ крепит круг-картинку на ламинированную страницу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли царевичу. Баба-яга дала клубок волшебный Ивану, который укажет, куда путь держать – к Василисе Прекрасной. Слайд №10 - 11
Стали они жить – не тужить, долго и счастливо.
8. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Вот и закончилось сказочное путешествие.
Нам пора возвращаться в детский сад.
Встанем в круг и скажем волшебные слова:
Если мы глаза закроем
И подглядывать не будем – 1,2,3.
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем.
(звучит волшебная музыка либо звон колокольчика)
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось: оказывая помощь Ивану -царевичу, выполняя различные трудные задания, собрали «Азбуку безопасности». Погостит и в вашей в группе, поиграете.
Воспитатель:
- Вам понравилось сказочное путешествие?
- Кому вы помогли?
- Какие правила мы вспомнили?
- Вы все большие молодцы. До скорой встречи. (дети уходят)