Людмила Великородная
Конспект занятия по аппликация «Красивые рушники» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по аппликация (старшая группа
Цель:
• Развивать опыт работы с деталями, а затем размещать их на заранее подготовленных основах «рушников» и фиксирование их (приклеивание,
• Знакомить с традиционным рукоделием казачек, значением рушника в казачьей семье (на него ставили хлеб-соль, украшали вышивками, ажурными узорами, плели бахрому, благословляли на женитьбу и замужество).
Публикация «Конспект занятия по аппликация „Красивые рушники“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• Познакомить с краеведческим материалом по истории и культуре Дона
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• Развивать пространственное мышление;
• вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию;
• Учить выделять углы, стороны квадрата;
• Закреплять знания о квадратной и треугольной форме, преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги;
• Упражнять в подборе цветосочетаний.
Образовательная область «Речевое развитие» :
• развивать умения выражать ход своих мыслей;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
• развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
• развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества
Образовательная область «Физическое развитие» :
• Закреплять элементы полоролевой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности
Методы:
Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий; приём использования ТСО.
Словесный метод: рассказ; беседа; художественное слово.
Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.
Информативно - рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя.
Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации;
выполнение педагогом игровых действий;
Предшествующая работа: посещение музея, чтение художественной литературы, беседы о жизни и быте казаков.
Материалы, оборудование:
демонстрационный материал: презентация, магнитофон, атрибуты казачьего куреня, печь, кроватка, рушники.
Раздаточный материал: заготовки из бумаги белого цвета (рушник, геометрические фигуры из цветной бумаги: квадратной, круглой формы, ножницы, клей, кисточки, клеенчатая салфетка, салфетки, образцы рушника.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
(Дети стоят полукругом в казачьих костюмах)
Воспитатель: Давайте поздороваемся по старинному казачьему обычаю, как настоящие казачата!
Дети: «Здорово дневали!»
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в недалекое прошлое. Ой, ребята, посмотрите, а у нас на пороге появился клубочек. Он нам и поможет. Только нужно сказать волшебные слова. Я буду произносить предложения, а вы как эхо будете повторять последнее слово.
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в казачий курень (музей).
В горнице детей встречает хозяйка куреня Глафира. В зале развешены украшения: салфетки, рушники, платочки, скатерти.
Слайд. 1
Воспитатель: Ребята, ведь вы уже знаете, как здоровались казаки в старину. Так давайте же поприветствуем хозяйку куреня.
Дети: «Здорово дневали!» И низко кланяются.
Казачка Глафира:
Слава богу! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Скажите, а чем занимались казаки? (ловили рыбу, ходили на охоту, защищали нашу родину).
А чем занимались казачки? (готовили еду, смотрели за детьми, кормили скот). А что казачки делали зимой? (вышивали, шили).
Слайд. 2
Казачка Глафира: Зимними холодными вечерами казачки занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Посмотрите, сколько красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением. Этими вещами казачки украшали свой курень. Узнаете ли вы эти вещи? (скатерти, полотенца, коврики, платочки)
Слайд. 3
Казачка Глафира: Давайте посмотрим, что это?
(полотенце, рушник)
Казачка Глафира: Полотенце имело много названий: постенник, набожник, рукотёр, рушник, утиральник, утирка.
Слайд. 4
Рушник играл важную роль в жизни человека: на него ставили хлеб-соль, украшали вышивками, ажурными узорами, плели бахрому, Слайд. 5 благословляли на женитьбу и замужество.
Слайд. 6
Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем. Слайд. 7 Искусство вышивания всегда ценилось на Дону. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил.
Воспитатель:
Уважаемая, Глафира, послушай стихотворение о рушнике.
Рушник - не ткань, не полотно.
Он символ дара, крепких уз.
Ему значение дано-
Оберегать семей союз.
Отгонит прочь узор беду
И от рожденного дитя.
Такая сила рушнику
Моими предками дана!
Слайд. 8
Воспитатель: Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.
- А знаете, что означает эта вышивка? (нет)
Вышивка означала следующее (показ узоров на рушнике) Цветок красный с бутонами и корнями - символ крепкой семьи. Корни - бабушка и дедушка. Цветы - родители, бутоны – дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей.
- Куда казачки вешали рушники? (в угол)
Слайд. 9
Казачка Глафира: Рушниками украшали свои дома, самый красивый, вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона. Слайд. 10
Слайд. 11
Воспитатель: А теперь немножко отдохнём.
Физкультминутка.
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
- «Лучше нет родного края!»
Казачка Глафира: (грустно)
Как у нас на Дону
Рушнику в музее состарились.
Не кому ни шить, ни прясть
Мы не знаем, что нам делать?
Ребята, выручайте!
Воспитатель: Мастерицы и мастера занимайте свои места, будем рукодельничать. Ребята, какую вы знаете казачью пословицу о мастерах и рукодельниках.
Дети: «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит».
Казачка Глафира: Вот у меня чистые, белые рушники, (заготовки из белой бумаги) я вам их раздам, а вы их украсьте узорами.
Воспитатель: А вот вышивку мы будем делать не нитками, а с помощью аппликации (показ образцов узоров).
- Где располагаются узоры на рушниках? (выполняются только по краям рушника).
- Какой формы эта фигура? (квадратной). Как она называется? (квадрат) А эта? (круг).
- Чем они отличаются друг от друга? (у квадрата есть углы, а у круга нет; круг катится, а квадрат нет).
- Действительно, у квадрата есть углы и у него четыре стороны, а у круга нет углов и сторона всего одна (обследование рукой).
- Ребята, посмотрите внимательно, как можно разрезать квадрат, чтобы получилось два треугольника. Надо разрезать квадрат по диагонали с угла на угол. И круг можно разрезать пополам (по диаметру) получится два полукруга.
- Прежде чем мы начнем вырезывать и украшать рушники, потренируем наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог
Вместе пальчики друзья
Друг без друга жить нельзя.
Воспитатель: А теперь с помощью ножниц разрежем круги пополам, а квадраты с угла на угол - по диагонали. Не забудьте правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвие (дети вырезывают). Попробуем!
- Украсьте свой рушник треугольниками, квадратами, кругами и половинками кругов, но не приклеивайте, а то вдруг вам захочется что-то в нем изменить (воспитатель подходит к детям и рассматривает узоры).
- А сейчас возьмите кисточки, наберите на них немного клея и приклейте вырезанные формы к рушникам, так чтобы получился узор. Клейте аккуратно, осторожно, чтобы работы получились красивые и нарядные (дети приклеивают).
-Когда рушники мы все вышьем, то отдадим казачке Глафире, и она их отнесет в музей. Глафира, присядь и вместе с казачатами вышивай рушник для музея.
(Во время работы звучит «Песня про голубку» из репертуара Донского казачьего хора.)
Воспитатель: Какие чудесные рушники у вас получились.
Казачка Глафира: Спасибо вам, ребята, что не забываете традиции предков. Вы такие молодцы! Все ваши рушники попадут в музей.
Воспитатель:
А еще с рушником можно и играть.
- Казаченька, поиграй с нами в игру.
Мы большой рушник возьмём,
И игру сейчас начнём.
Звучит песня «Чернява, кучерява»,
Игра: «Пройди под рушником»
Воспитатель: казачата, давайте скажем нашей гостье казачке, какие есть у нас ценности.
Есть ценности на все века:
Дети: Традиции, рушник, семья!
Казачка Глафира: Ребята, мне пора уходить. До свидания.