Приложение МААМ

Конспект занятия по аппликация «Красивые рушники» (старшая группа) (3 фото)

Людмила Великородная
Конспект занятия по аппликация «Красивые рушники» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по аппликация (старшая группа

Цель:

• Развивать опыт работы с деталями, а затем размещать их на заранее подготовленных основах «рушников» и фиксирование их (приклеивание,

• Знакомить с традиционным рукоделием казачек, значением рушника в казачьей семье (на него ставили хлеб-соль, украшали вышивками, ажурными узорами, плели бахрому, благословляли на женитьбу и замужество).

Публикация «Конспект занятия по аппликация „Красивые рушники“ (старшая группа)» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

• Познакомить с краеведческим материалом по истории и культуре Дона

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

• Развивать пространственное мышление;

• вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию;

• Учить выделять углы, стороны квадрата;

• Закреплять знания о квадратной и треугольной форме, преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги;

• Упражнять в подборе цветосочетаний.

Образовательная область «Речевое развитие» :

• развивать умения выражать ход своих мыслей;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

• развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;

• развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества

Образовательная область «Физическое развитие» :

• Закреплять элементы полоролевой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности

Методы:

Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий; приём использования ТСО.

Словесный метод: рассказ; беседа; художественное слово.

Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.

Информативно - рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя.

Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий;

Предшествующая работа: посещение музея, чтение художественной литературы, беседы о жизни и быте казаков.

Материалы, оборудование:

демонстрационный материал: презентация, магнитофон, атрибуты казачьего куреня, печь, кроватка, рушники.

Раздаточный материал: заготовки из бумаги белого цвета (рушник, геометрические фигуры из цветной бумаги: квадратной, круглой формы, ножницы, клей, кисточки, клеенчатая салфетка, салфетки, образцы рушника.

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

(Дети стоят полукругом в казачьих костюмах)

Воспитатель: Давайте поздороваемся по старинному казачьему обычаю, как настоящие казачата!

Дети: «Здорово дневали!»

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в недалекое прошлое. Ой, ребята, посмотрите, а у нас на пороге появился клубочек. Он нам и поможет. Только нужно сказать волшебные слова. Я буду произносить предложения, а вы как эхо будете повторять последнее слово.

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в казачий курень (музей).

В горнице детей встречает хозяйка куреня Глафира. В зале развешены украшения: салфетки, рушники, платочки, скатерти.

Слайд. 1

Воспитатель: Ребята, ведь вы уже знаете, как здоровались казаки в старину. Так давайте же поприветствуем хозяйку куреня.

Дети: «Здорово дневали!» И низко кланяются.

Казачка Глафира:

Слава богу! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Скажите, а чем занимались казаки? (ловили рыбу, ходили на охоту, защищали нашу родину).

А чем занимались казачки? (готовили еду, смотрели за детьми, кормили скот). А что казачки делали зимой? (вышивали, шили).

Слайд. 2

Казачка Глафира: Зимними холодными вечерами казачки занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Посмотрите, сколько красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением. Этими вещами казачки украшали свой курень. Узнаете ли вы эти вещи? (скатерти, полотенца, коврики, платочки)

Конспект занятия по аппликация «Красивые рушники» (старшая группа)

Слайд. 3

Казачка Глафира: Давайте посмотрим, что это?

(полотенце, рушник)

Казачка Глафира: Полотенце имело много названий: постенник, набожник, рукотёр, рушник, утиральник, утирка.

Слайд. 4

Рушник играл важную роль в жизни человека: на него ставили хлеб-соль, украшали вышивками, ажурными узорами, плели бахрому, Слайд. 5 благословляли на женитьбу и замужество.

Фото «Красивые рушники»

Слайд. 6

Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем. Слайд. 7 Искусство вышивания всегда ценилось на Дону. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил.

Воспитатель:

Уважаемая, Глафира, послушай стихотворение о рушнике.

Рушник - не ткань, не полотно.

Он символ дара, крепких уз.

Ему значение дано-

Оберегать семей союз.

Отгонит прочь узор беду

И от рожденного дитя.

Такая сила рушнику

Моими предками дана!

Слайд. 8

Воспитатель: Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.

- А знаете, что означает эта вышивка? (нет)

Вышивка означала следующее (показ узоров на рушнике) Цветок красный с бутонами и корнями - символ крепкой семьи. Корни - бабушка и дедушка. Цветы - родители, бутоны – дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей.

- Куда казачки вешали рушники? (в угол)

Слайд. 9

Казачка Глафира: Рушниками украшали свои дома, самый красивый, вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона. Слайд. 10

Слайд. 11

Воспитатель: А теперь немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

- «Лучше нет родного края!»

Казачка Глафира: (грустно)

Как у нас на Дону

Рушнику в музее состарились.

Не кому ни шить, ни прясть

Мы не знаем, что нам делать?

Ребята, выручайте!

Воспитатель: Мастерицы и мастера занимайте свои места, будем рукодельничать. Ребята, какую вы знаете казачью пословицу о мастерах и рукодельниках.

Дети: «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит».

Конспект занятия по аппликация  (старшая группа) - фото

Казачка Глафира: Вот у меня чистые, белые рушники, (заготовки из белой бумаги) я вам их раздам, а вы их украсьте узорами.

Воспитатель: А вот вышивку мы будем делать не нитками, а с помощью аппликации (показ образцов узоров).

- Где располагаются узоры на рушниках? (выполняются только по краям рушника).

- Какой формы эта фигура? (квадратной). Как она называется? (квадрат) А эта? (круг).

- Чем они отличаются друг от друга? (у квадрата есть углы, а у круга нет; круг катится, а квадрат нет).

- Действительно, у квадрата есть углы и у него четыре стороны, а у круга нет углов и сторона всего одна (обследование рукой).

- Ребята, посмотрите внимательно, как можно разрезать квадрат, чтобы получилось два треугольника. Надо разрезать квадрат по диагонали с угла на угол. И круг можно разрезать пополам (по диаметру) получится два полукруга.

- Прежде чем мы начнем вырезывать и украшать рушники, потренируем наши пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог

Вместе пальчики друзья

Друг без друга жить нельзя.

Воспитатель: А теперь с помощью ножниц разрежем круги пополам, а квадраты с угла на угол - по диагонали. Не забудьте правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвие (дети вырезывают). Попробуем!

- Украсьте свой рушник треугольниками, квадратами, кругами и половинками кругов, но не приклеивайте, а то вдруг вам захочется что-то в нем изменить (воспитатель подходит к детям и рассматривает узоры).

- А сейчас возьмите кисточки, наберите на них немного клея и приклейте вырезанные формы к рушникам, так чтобы получился узор. Клейте аккуратно, осторожно, чтобы работы получились красивые и нарядные (дети приклеивают).

-Когда рушники мы все вышьем, то отдадим казачке Глафире, и она их отнесет в музей. Глафира, присядь и вместе с казачатами вышивай рушник для музея.

(Во время работы звучит «Песня про голубку» из репертуара Донского казачьего хора.)

Воспитатель: Какие чудесные рушники у вас получились.

Казачка Глафира: Спасибо вам, ребята, что не забываете традиции предков. Вы такие молодцы! Все ваши рушники попадут в музей.

Воспитатель:

А еще с рушником можно и играть.

- Казаченька, поиграй с нами в игру.

Мы большой рушник возьмём,

И игру сейчас начнём.

Звучит песня «Чернява, кучерява»,

Игра: «Пройди под рушником»

Воспитатель: казачата, давайте скажем нашей гостье казачке, какие есть у нас ценности.

Есть ценности на все века:

Дети: Традиции, рушник, семья!

Казачка Глафира: Ребята, мне пора уходить. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну здоровья» (старшая группа) Цель: Создание условий для формирования здорового образа жизни. Задачи: Создать условия для формирования представления детей с понятием.

Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Воспитатель: Кузовникова В. А. МДОАУ "Детский сад №18" Актуальность:.

Конспект НОД «Ёжик». Обрывная аппликация. Старшая группаКонспект НОД «Ёжик». Обрывная аппликация. Старшая группа Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности обрывная аппликация «Ёжик». Задачи: Создать условия.

Конспект занятия по лепке «Ваза с цветами» (старшая группа)Конспект занятия по лепке «Ваза с цветами» (старшая группа) Цель: изготовление вазы с цветами из пластилина. Задачи: - Развитие мелкой моторики рук - Формирование творческих способностей детей.

Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа) «День Конституции» Задачи: • Формировать представления детей о Конституции РФ,гражданских правах и обязанностях. • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 8» (старшая группа)Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 8» (старшая группа) Задачи. Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двух чисел, используя цифры и математические знаки «+»,.

Конспект занятия по пластилинографии «Цветут сады». Старшая группаКонспект занятия по пластилинографии «Цветут сады». Старшая группа Конспект занятия по ИЗО в технике пластилинографии «цветут сады» Программное содержание: Закреплять умение детей изображать картины природы,.

План-конспект занятия (старшая группа) «Что такое олимпиада?» Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшей группы на тему "Что такое Олимпиада?" Цель: - формировать и развивать.

Конспект ООД «Красивые рыбки в аквариуме» (старшая группа)Конспект ООД «Красивые рыбки в аквариуме» (старшая группа) Тема ОО : «Красивые рыбки в аквариуме» Направление: художественно-эстетическое Образовательная область: художественное творчество Интеграция.

Конспект занятия «Труд в огороде и цветнике» (старшая группа) Цель: 1. Учить последовательности посадки семян и луковиц с применением схемы трудового процесса. 2. Дать представление о семенах - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по аппликация «Красивые рушники» (старшая группа)
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 20:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по аппликация «Красивые рушники» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Великородная (УИ 151601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД