Белоусова Наталья
Конспект занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»
Цели:
- Расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелётных птиц в осенний период.
- Развивать познавательный интерес к родной природе.
Задачи:
- Расширять представление о перелетных и зимующих птицах; углублять
представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на
зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую
активность детей.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- Обогащение активного словаря: листобой, грязник, мокрохвост,
насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, клин, вереница, стая.
- Расширять и закреплять знания детей о внешнем виде, питании и поведении перелётных птиц, об особенности отлёта птиц на юг.
- Формировать навык словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Развивать связную устную речь детей при ответах на вопросы и составлении предложений.
Материалы к занятию:
доска большая для показа перелётных птиц,
маленькая для зимующих птиц, карточки с видом птиц, сигнал. карточки
(красная и синяя, жир, посуда под него, бумаж. листы, кисти, пипетки на
каждого, картон. модели птичек. Презентация перелетные птицы
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие
-Встанем рядышком по кругу. Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень. Всем ПРИВЕТ и ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся!
-Доброе утро, ребята! (посадить на стульчики)
В: Отгадайте загадку:
Дождик с самого утра, птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает – это всё когда бывает?
В: Какой сегодня день недели, месяц, число? Сегодня 8 ноября – начало
поздней осени. Какой осенний месяц предшествовал и закончился? А вы
знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост, грязник.
Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стоят
без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное
название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а слово «грязник»
обозначает - много грязи под ногами.
В: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит
пёрышко (показ). Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?
Послушайте стихотворение
Встали птицы на крыло
Встали птицы на крыло. В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло, стаей длинной полетели.
-Наступают холода - криком птицы сообщают.
-Мы летим не навсегда, мы вернёмся, обещаем!
-О ком стихотворение?
Дети: О перелетных птицах.
В: А почему их называют перелетными птицами?
Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края.
В: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Лебеди, скворцы, журавли, цапли, утки, гуси,
ласточки
В. Ребята, а почему они улетают?
В. Осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит,
если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. Послушайте, в слове
насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите:
насекомоядные. Они едят гусениц, мух, майских жуков, бабочек и пр.
вредителей растительного мира. А улетают эти птицы сразу после первых
заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают
мухоловки, трясогузки, дрозды, жаворонки, скворцы (картинки выставлены)
Затем улетают птицы, которые питаются плодами и семенами растений.
Если едят зерно, то как одним словом можно их назвать? Зерноядные Это
овсянки, чижи, зяблики.
Позже всех улетают лебеди, дикие утки и гуси, они собираются в путь, когда
замерзают водоёмы. Птиц, плавающих на воде как назвать одним словом? -
это водоплавающие птицы.
В: Давайте посмотрим презентацию и вспомним, какие птицы улетают на юг.
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
На доске 5-6 изображений перелётных птиц, воспитатель предлагает детям назвать
всех птиц.
Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей
закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы (постепенно количество
картинок уменьшается). Добивается, чтобы дети отвечали полным
предложением. Например: на юг улетел журавль. Молодцы!
-Встаньте в круг и изобразите птиц, которых назову.
ЦАПЛЯ-высоко ноги поднимают,
ВОРОБЕЙ-прыгают,
ГУСЬ-присядка.
Координация речи с движением, разминка.
Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.
Стая птиц летит на юг, (машем руками, как крыльями)
Небо синее вокруг. (поворот вокруг себя, руки вверх)
Чтоб скорее прилетать (машем крыльями)
Надо крыльями махать. (---)
А внизу леса, поля, (наклоны вперёд)
Расстилается земля. (---)
Птички начали спускаться, (опускаемся к полу)
На полянку все садятся. (---)
Предстоит им долгий путь (сидим на корточках)
Надо птичкам отдохнуть. (---)
И опять пора в дорогу, (поднимаемся)
Пролететь им надо много. (машем крыльями)
Вот и дом. Ура! Ура! (хлопаем в ладоши)
Приземляться нам пора. (---)
В: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые
края? Одна? А вы знаете, что во время перелёта многие птицы
придерживаются строгого порядка? Давайте понаблюдаем, какие птицы и
как улетают.
В: Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый
сильный и выносливый, затем послабее и в конце летят самые слабые птицы.
Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)
В. Скворцы, дрозды, ласточки, грачи и другие маленькие птицы порядка не
любят: летят как попало–стайками (ставлю картинку стаю)
Кукушки и крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы)
компаний не признают: летят в одиночку.
В: Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?
Дети: Возвращаются к нам весной.
В. Ребята, а как же они находят дорогу на юг и обратно? Оказывается,
некоторые птицы улетают ночью, другие днём. Но перед полётом они
совершают пробные тренировочные полёты, больше обычного едят,
нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. В полёте они
ориентируются на звёзды, а если небо затянуто облаками и звёзд не видно, то
они ориентируются на магнитные колебания Земли. В стае птицы замечают
опасность на более далёком расстоянии. Сигналом опасности служит крик
вожака.
В:Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?
Д: Нет, у нас останутся зимующие птицы.
В: Назовите, какие.
Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, голубь.
В: Ребята, как нужно относиться к птицам?
Д: не мешать птицам отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их зря,
подкармливать в зимнее время, когда снег покроет землю и наступят холода.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать
приносить в них корм. Это очень полезное дело.
В. Предлагаю вам поиграть в игру «Зимующие и перелётные птицы» (воспитатель
называет птиц, на перелётную дети машут крыльями, на зимующую
приседают, сложив крылышки за спиной) Молодцы! Садитесь.
В. – Ребята, чем похожи все птицы? Что у них общего? (строение-клюв,
летают, хвост, гнёзда, выводят птенцов)
- Чем отличаются? (улетают и зимуют, разный корм, гнёзда из разных
материалов, разная окраска и размер, есть водоплавающие и не умеющие
плавать).
-Почему птицы плавают и не промокают?
Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так
говорят? Как вы её понимаете? “Вышел сухим из воды”. Так говорят, потому что
куриные перья намокают, а гусиные нет. Хотите узнать, почему так происходит?
Почему вода не задерживается, а стекает и птицы не намокают?
В: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём
интересный эксперимент.
В. Возьмите кисточку и смажьте жиром нарисованное пёрышко
(намазывают)
-Пипеткой наберите воду и капните на сторону без жира, а потом-на жир. Что
получилось? Какой мы сделаем вывод? Оказывается, у всех водоплавающих
птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие
птицы при помощи клюва смазывают перья, Из за жировой смазки
оперенья вода с гуся легко скатывается, поэтому перья у птиц не
намокают и остаются сухими, так же как и наше бумажное пёрышко не
промокло.
-Возвращайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на
участке?
Дети: Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.
В: Ребята, какие новые слова запомнили? Что сегодня на занятии
понравилось? Чему удивились? Спасибо, с вами было приятно заниматься.
Варианты упражнений и вопросов:
Игра «Большой – маленький» (у дрозда-дрозденок, у кукушки-кукушонок, у
скворца-скворчонок, у утки-утенок, у гуся-гусенок, у аиста-аистенок, у
щегла-щегленок и т. д.)
В. Подумайте, зачем нужны птицам большие перья? Дети: чтобы летать.
В: для чего им нужны маленькие перышки? Дети: для тепла. перья
защищают от воды и сырости, украшают птицу