Ирина Нестерова
Конспект занятия педагога-психолога: «Счастливый сегодня, счастливый в будущем»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Развитие в подростковом возрасте осуществляется столь быстро, бурно и болезненно, что с трудом поддается краткому описанию. Основные моменты развития связанны с прохождением кризиса идентичности, отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Согласно подходу гуманистической психологии, ребёнок не объект воздействий взрослого, не «сырьё» для формирования чего бы то ни было, а ребёнок это - субъект, автор, который активно работает над развитием самого себя, своей личности и сам несет ответственность за это самостановление.
Занятие проводится в групповой форме для подростков.
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога: „Счастливый сегодня, счастливый в будущем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Сценарный план занятия
Цель: формирование представлений себя в будущем.
Задачи: провести анализ своего понимания «счастье»; Укрепить психологическую идентичность ребенка; Мотивировать к позитивному самоизменению.
Ход занятия:
Вводная часть.
• Беседа на тему «счастье»
• Упражнение «Счастье это….»
• Упражнение «Я невидимка»
Основная часть.
• Работа со сказкой
• Обсуждение главного смысла
Заключительная часть.
• Упражнение «Я сегодня и я в будущем»
• Рефлексия
Занятие
Тема: «Счастливый сегодня, счастливый в будущем»
Упражнение «Счастье»
Провести беседу на тему «Счастье», какое оно для каждого, По фантазировать если бы счастье было живым существом то как бы оно выглядело (цвет, форма, и. т. д.)
Затем предлагается на листке бумаги обвести свою руку, и каждому пальчику дать определение «Счастье это -….» или «Я счастливый потому что….», каждый должен придумать и озвучивать свое мнение, дать обоснование.
Упражнение «Я – невидимка»
Предлагается пофантазировать на тему Что бы я сделал если бы превратился в невидимку на 5 минут, на 1 час, сутки….
Работа со сказкой
«Сказка про Тофа»
Далеко на севере, гораздо дальше, чем растут диковинные растения и ходят невиданные животные, раскинули свои высоты и хребты Одинокие горы. Никто и ничто не тревожит покоя безмолвных пиков и снежных шапок этих гор. Если хорошо прислушиваться, то не будет слышно ничего, кроме криков хищной птицы в вышине.
И лишь иногда, по вечерам, в тихую погоду на одном из склонов можно было заметить желтый огонек. Он горел ровно и тепло. От него становилось спокойно на душе у пролетавших мимо фей и фейалочек.
Этот огонек был не что иное, как керосиновая лампа, горевшая каждый вечер на крыльце небольшого дома. Внутри этого уютного дома текла размеренная и тихая жизнь маленького зверька Тофа. Он всегда и во всем любил порядок. Банки с припасами были расставлены на полочках строго по цветам и размерам. Коллекционные модельки автомобилей были выстроены в правильные ряды. Стул всегда стоял в северном углу. Половичок занимал свое место у большого круглого стола с красивыми резными ножками. И в этом порядке почти ничего никогда не менялось.
Но вот однажды с запада налетел легкий ветерок. Он поднял и растрепал занавески, пошуршал листками газет у печки и полетел дальше. И никто не мог себе представить, что этот свежий ветерок был предвестником большого и грозного урагана, который уже надвигался. Он летел быстро, снося все на своем пути. Выкорчевывал деревья, срывал черепицу с крыш, уносил стволы и садовые скамейки.
Тоф почувствовал, что приближается ураган у него были отличные нюх и слух, он уловил его приближение за полдня до подхода бури к горам, и ему стало тревожно. Он знал, что надо спасаться и спасать все свои любимые вещи, к которым он был так привязан. Но никак не мог решиться убирать их в погреб, прятать на чердак или заталкивать за печку. Ведь он очень любил порядок и боялся стронуть с места даже одну вещь. Мысли проносились и сталкивались у него в голове. Он тянул носом воздух и поджимал хвост от нерешительности и страха перед переменами. Ему стало так плохо, как не бывало прежде. Он опустился на стул и горько заплакал.
А тем временем ураган подошел к горам и обрушил всю свою мощь на маленький дом. Перевернув все вверх дном, он заставил вещи плясать. Сорвал крышу, перебил все модельки, а те что особенно понравились унес с собой. Ураган хохотал над маленьким зверьком, вцепившимся всеми лапами и хвостом в печную трубу. За эти мгновения перед Тофом промелькнула вся его жизнь. И не было никого, кто мог бы помочь ему.
Ураган тем временем стал терять свою силу, и наконец совсем исчез. А Тоф сидел в своей разоренной гостиной и бесцельно смотрел в небо, на котором стали появляться первые звезды. Вслушиваясь в вечерние звуки, он уловил как переговаривались вдалеке горные феи. «-Знаешь какого страха мы натерпелись?»- говорили одни. «Да, это было ужасно»- говорили другие. Все сходились в одном мнении: с тех пор как сегодня перестал гореть огонь в керосиновой лампе в маленьком домике, никто не может найти дорогу домой, и всем придется заночевать там где их застал ураган. У слышав это Тоф подумал: есть на свете те, кто нуждается во мне. Они мерзнут в расщелинах, не могут найти дорогу домой, а я жалею себя. Им нужен мой свет, маяк моей лампы.
Он побежал в дом в поисках лампы. О ужас. Она лежала под кроватью разбитая, керосин вытек, по дому распространялся резкий запах. Тоф был на грани отчаяния, но идея пришла быстро. Она была новая и очень заманчивая, от нее пахло переменами. Он сломя голову помчался за дом, туда где ураган бросил наигравшись его любимые стульчики и диванчик, отыскал в кармане спички и зажег костер. Костер занялся быстро. Он потрескивал и рассыпался искрами удивительной красоты. То, за что Тоф так цеплялся превратилось в ликующий свет костра. Никогда ничего не будет так, как прежде. Он это понимал.
Пламя костра залило светом долину и склоны гор. Обрадованные феи полетели домой. Тоф сидел у костра радостный и спокойный. Огонь согревал не только лапы и хвост, но и его душу. Он понял кое-что важное: он остался прежним, но в тоже время изменился. Оказалось, что старое и привычное может служить началу чего-то нового, другого. Прошлое дает надежду на будущее, на свет, на уверенность в том, что ты найдешь свою дорогу.
- Чего боялся зверек Тоф? Почему?
- Что является для вас главным в этой сказке?
Упражнение «Я сегодня и я в будущем»
Дети делят лист бумаги на 2 части и рисуют: «я сегодня» на одной половинке и «я в будущем» на другой.
Релаксация «Моя жизнь и смерть».
Дерево весной цветет, летом — плодоносит, осенью — сбрасывает листья, зимой жизнь в нем замирает, весной — вновь пробуждается, тянется к свету и любви. Почувствуйте себя и цветущим деревом, и летним деревом, и осенним и постарайтесь пережить, что такое дерево зимой. Затем вновь почувствуйте себя расцветающим деревом.
А теперь представьте себе необозримую океанскую гладь. Океан огромен, силен, могуч, а вы — одинокая капля в нем. Вас выносит на гребень волны и срывает ветром с поверхности океана. Солнечный луч превращает вас в крошечное облачко, вы поднимаетесь вверх и соединяетесь с большим облаком. Ветром вас уносит вдаль, облако теряется среди заснеженных горных вершин, проливается дождем, и вы превращаетесь в маленькую льдинку. Яркое солнечное утро растапливает льдинку, и вы каплей воды уходите в землю и сливаетесь с подземной рекой. Родник выплескивает вас в горный поток, и река снова уносит вас в океан. И снова вы — капля воды в океане жизни. Но теперь уже вы знаете, что способны пройти свой путь в одиночку.
- Какие ощущения?
- Какие чувства? Настроение?