Иванова Людмила Викторовна
Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Мои эмоции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осознания своих переживаний и других людей, способность управлять своими эмоциями.
Задачи:
познакомить детей с понятием эмоции;
учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств: мимикой и жестами;
помочь детям осознавать свои эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций;
научить различать эмоции;
обучение конструктивным формам поведения.
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста „Мои эмоции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о наших эмоциях и настроении. Научимся определять настроение по выражению лица. Начнём с игры «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо – плохо»
Я вам задаю вопрос, а вы мне отвечаете, но необычным способом – без слов, выражением лица: если «хорошо» - вы улыбаетесь, если «плохо» - хмуритесь (дети тренируются улыбаться и хмуриться).
Вопросы для игры -
- хорошо или плохо: - помогать маме?
- жадничать?
- обзываться?
- играть с друзьями?
- дарить подарки?
Что вам больше понравилось: улыбаться или хмуриться?
Какие люди вам больше нравятся: те, которые хмурятся или те, которые улыбаются?
Ответы детей
Мы улыбаемся, смеёмся, плачем, хмуримся, сердимся - это и есть наши эмоции. По эмоциям можно определить, какое у человека настроение, хорошо ему или плохо.
Беседа психолога с детьми «Что такое эмоции?»
- Дети, как вы думаете, какое сегодня у меня настроение? Да, оно замечательное.
- А какое еще бывает настроение? (Веселое, радостное, грустное, злое.)
- Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают? (По выражению лица).
- Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения!
- Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? (Эмоции).
- Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Дети называют).
- Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.
Упражнение «Угадай эмоцию»
Каждому из вас нужно будет подойти к столу и взять листок на котором будет написана эмоция. И с помощью мимики показать другим ребятам эмоцию, так чтобы они смогли ее угадать.
Обсуждение.
-Вам больше понравилось показывать эмоцию или отгадывать?
-Какие были сложности?
3. Упражнение: «Наши обиды».
Как вы думаете- что делать с «текущими» обидами, которые постоянно возникают в нашей повседневной жизни?
Умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде, следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.
Задание: Предлагаю нарисовать «копилку» и поместить в нее все обиды, которые Вы пережили до сегодняшнего дня.
Обсуждение: что делать с этой копилкой?
Все решают, что можно сделать с копилкой.
4. Упражнение на снятие эмоционального напряжения.
Описание: упражнение проходит в несколько этапов.
I этап: Участники в парах должны начать громко ругаться друг на друга (уточните, что переходить на внешние качества запрещается, ругательства должны быть исключительно цензурными, иначе участник удаляется из аудитории). Это выглядит примерно так:
Ты не выполнил ни одного обещания!
А ты вообще пропал на 2 недели!
Ты слизняк!
Ты кастрюля чугунная!
Дайте на это 2 минуты.
II этап: Люди в парах должны продолжить кричать друг на друга. Но! Ругаясь и крича, они должны говорить приятные вещи. Например!
Ты самый интересный в мире человек!
Да сам ты самый начитанный и умный!
И так далее. На это отводится также 2 минуты.
Обсуждение:
Удалось ли снять эмоциональное напряжение?
Что Вы чувствовали после первого этапа, а что после второго?
Рекомендации: упражнение призвано сбросить напряжение. Участники должны прийти к выводу, что напряжение можно сбросить и не извергая ругательства в сторону ближнего. Можно кричать и экспрессивно выражать приятные слова и фразы. В этом случае, можно кричать на себя. Уместно использовать это упражнение в тренинге на развитие позитивного мышления. Мы, в том числе, являемся тем, что мы говорим. Поэтому исключительно важно, не только мыслить позитивно, но также и говорить.
Упражнение «Шары» (цель – показать последствия негативных эмоций и социально приемлемые способы их выражения).
Каждый ребенок получает воздушный шарик.
Педагог-психолог :
- Ребята, давайте представим, что шарик – это человек. А воздух, который находится внутри шарика – это его негативные эмоции, чувства. Какие вы знаете негативные эмоции? (злость, гнев, страх)
- А как вы думаете, что случится с человеком, если его эмоции постепенно будут накапливаться и переполнять? (шарик лопнет)
- Можно ли считать такой способ выхода эмоций безопасным? (нет)
- А почему? (он может напугать или поранить).
- Давайте попробуем лопнуть один шарик. Он действительно нас пугает.
(Надувается второй шар)
- А что если мы эмоции будем выпускать постепенно? (демонстрируется выпуск воздуха из шарика)
- Будет ли этот способ для нас безопасным? (да)
Далее дети сами выпускают воздух из своих шариков.
- Существует много способов выпустить негативные эмоции, не навредив окружающим:
сделать несколько глубоких вдоха и медленных выдохов;
сделать несколько физических упражнений;
нарисовать или слепить свой гнев;
побить подушку злости;
потоптать коврик злости;
скомкать, порвать и покидать бумагу гнева;
покричать в мешочек злости;
попить воды.
- Все эти способы помогут, не накапливать, а постепенно выпускать негативные эмоции. Предлагаю попробовать некоторые из них (выполняют несколько способов выпуска негативных эмоций, выбранных детьми)
Упражнение: «Эмоции в музыке»
Цель: развивать умение дифференцировать эмоции в музыке.
Инструкция: «Я уже говорила Вам, что очень люблю петь. Я вообще люблю музыку — музыканты в ней тоже передают эмоции.
Ребята, а сможете вы угадать какие эти эмоции? У вас под стульчиками лежат карточки, на которых изображены эмоции. Сейчас вы прослушаете музыку, и почувствуйте ее эмоцию, а затем поднимите карточку, на которой изображена эта эмоция». После того, как дети подняли нужную карточку им предлагается изобразить а своем лице эту эмоцию.
Упражнение «Волшебные стаканчики»
Я предлагаю избавиться от негативных эмоций с помощью волшебных стаканчиков. Сядьте за столик, подвиньте стаканчики и изо всех сил подуйте в трубочку. Отправьте через трубочку все свои обиды и подавленное настроение.
Итак, все свои негативные эмоции и подавленное настроение мы оставили в прошлом.
Упражнение 7: «Рисуем эмоции вместе»
Цель: формирование навыка работы в паре, эмоциональная рефлексия профилактика тревожности и страхов, связанных с результатами деятельности.
Инструкция: «Детки, я вижу, что очень легко справляетесь со всеми моими заданиями. Вы очень хорошо научились понимать эмоции — а какие эмоции вы испытываете сейчас? Вы смогли бы их нарисовать? (ответы детей) Давайте попробуем! Это будет не простое рисование — а на волшебных мольбертах. Вы можете рисовать каждый свою картину — и одновременно работать вместе».
Дети подходят к мольбертам с разных сторон, им предлагается приложить свои ладошки, чтобы увидеть, что с другой стороны стоит его друг, чтобы когда каждый рисовал свои эмоции — он не забывал, что это совместная работа.
«На столе лежат кисти, краски, губки. Выберите те цвета, которые вам подходят и создайте на мольберте вместе картину своих эмоций».
Включается музыка для релаксации.
После окончания процесса рисования проводится обсуждение: легко ли рисовать вместе? Что вы нарисовали, почему? Получилось ли у вас нарисовать вместе то, что хотелось? Как бы вы хотели назвать ваши картины? «Ребята, вы такие замечательные художники — у вас получились просто удивительные картины. Это настоящие шедевры!»
Упражнение «Зеркало».
Психолог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Оценочно – рефлексивный этап
Ребята, а вы помните, о чем мы с вами сегодня говорили? Какую цель мы с вами ставили? Давайте обратимся к нашему плану, мы вспомнили какие бывают эмоции? Мы научились правильно выражать свои эмоции? А мы нарисовали с вами лицо эмоций. Получается мы достигли нашей цели? Можем ли поставить галочки? Отлично!
А чтобы закрепить всё, что мы сегодня с вами узнали, предлагаю вам вот такое задание: Вам надо закончить эти предложения:
«Я радуюсь, когда…»
«Мне грустно, когда…»
«Я удивляюсь, когда.»
«Мне обидно, когда…»
«Мне страшно, когда…»
Отлично, посмотрите, сколько много разных ситуаций, в которых каждый из вас испытывает разные чувства и проявляет разные эмоции.
Игра – прощание: «Все мы молодцы!»
Цель: передача чувств, эмоций по кругу, развитие коммуникативных навыков, способствование повышению самооценки.
Описание игры: Группа стоит в кругу, поднимают дети правую руку, гладят себя по голове приговаривая: «Я сегодня молодец!». Затем левой рукой гладят соседа слева: «Ты сегодня молодец!». И, взявшись за руки: «Мы сегодня молодцы!
Нам очень понравилось проводить с вами время, спасибо вам за вашу активность. До новых встреч!