Ушкалова Оксана
Конспект занятия «Пакеты, их вред экологии» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе «Пакеты, их вред экологии».
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: Расширять представлений детей об экологической проблеме, связанной с губительным воздействием полиэтиленовых пакетов на окружающую среду и уменьшению их использования для сохранения экологии.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с видами и значением пакетов в жизни человека;
- Формировать знания, умения и навыки у детей по постановке элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес у детей к миру природы;
- Развивать экологическое мышление и экологическую культуру у детей;
- Способствовать развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, внимания, воображения, памяти, речи.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к миру природы;
Предварительная работа: Настольно-печатная игра «Что из чего сделано?», беседа на тему «Как сохранить природу», игра малой подвижности «Гонка мячей».
Материал и оборудование: коробка, пакеты разного размера, цвета, формы и материала (бумажные, пластиковые); проектор, магнитофон; стаканчики с землей и ложки на каждого ребенка, кусочки салфеток, целлофана на каждого ребенка; картонные полоски и полоски целлофана, ножницы на каждого ребенка, тканевые сумки.
Хо
-Ребята, я сегодня для вас кое-что приготовила и сложила вот в эту коробочку. Хотите узнать что там? Тогда вам нужно отгадать загадку:
Здесь предмет, он-несъедобен,
Но компактен и удобен
Он в обычном состоянии
Помещается в кармане
Развернете на полянке-будет
Скатерть-самобранка;
Если дождичек пошел,
Превратиться в капюшон
А завяжете потуже,
Станет шариком воздушным
Если овощи с картошкой
В сумку не вошли немножко,
Да и сумок больше нет,
Пригодиться вам ….(пакет)
Правильно, пакет (дети достают пакеты, раскладывают, вешают их на мольберт). а Обратите внимание, что все пакеты разные. Чем они отличаются?
Дети: По цвету, по форме, по размеру, есть пакеты из пластика, есть пакеты из бумаги, у них разные ручки.
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужны пакеты?
Дети: Пакеты нужны для того, чтобы переносить и хранить вещи, складывать продукты в магазине, дарить подарки.
Воспитатель: Все верно. Какой пакет вам нравится больше? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что с пакетами можно еще и играть? (Ответы детей)
Динамическая пауза «Пакет за пакетом» (с музыкой)
Дети встают в круг. Два ребенка, стоящих друг напротив друга получают по пакету, собранному в комок. Пока играет музыка дети передают друг другу пакеты в одном направлении, стараясь, чтобы один пакет догнал другой. Воспитатель время от времени останавливает музыку и меняет задание – способ передачи пакета (над головой, за спиной, под коленкой и т. д.)
А теперь посмотрите на пакеты, что с ними стало? А теперь посмотрите ближе (гимнастика для глаз)
Воспитатель: Как вы думаете, какой пакет более прочный и долговечный? Какой пакет мы возьмем, чтобы отправится в магазин за покупками? (Ответы детей)
А скажите, использованные пакеты куда денем? (выбросим)
Воспитатель: давайте сядем на ковер и посмотрим один видеоролик
Воспитатель предлагает к просмотру видеоролик «Пластиковый пакет – друг или враг?». Дети присаживаются на ковер, смотрят видеоролик.
Текстовое содержание видеоролика:
Сегодня полиэтиленовые или пластиковые пакеты мы встречаем повсюду, без них не обходится практически ни одна покупка в супермаркете. Но такие пакеты существовали не всегда. Первые пластиковые пакеты появились в Америке примерно семьдесят лет назад, это когда ваши прабабушки и прадедушки были совсем маленькие. Удобные, практичные, дешевые полиэтиленовые пакеты сразу завоевали огромную популярность.
Но спустя годы оказалось, что пластиковые пакеты представляют огромную угрозу для нашей планеты. Выброшенные в мусорное ведро пакеты нередко разносятся ветром из мусорных баков по городам, валяются на дорогах, в парках, плавают в водоемах, цепляются за ветки деревьев. Из-за этого погибает огромное количество живых существ, отравляется почва, наносится вред всей природе.
Ежегодно тонны пластиковых пакетов попадают в воду. Этот мусор вызывает гибель многих морских обитателей, которые принимают его за пищу. Официально установлено, что ежегодно от пластиковых пакетов погибают более 100 тыс. китов, тюленей, черепах, рыб и птиц. Животные заглатывают обрывки пакетов, принимая их за еду. Птицы и небольшие сухопутные животные погибают, запутавшись в пластиковых пакетах.
Пластик – один из самых опасных материалов. Попадая в почву, он выделяет вредные вещества, тем самым отравляя ее. Кроме того, пластиковые пакеты мешают растениям получать свет и питательные вещества, которые им необходимы.
Пластиковый пакет, попавший в почву, разлагается там более 100 лет.
В настоящее время все экологи призывают людей к полному отказу от полиэтиленовых пакетов.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно посмотрели видеоролик, расскажите, пожалуйста, о пластиковых пакетах?
Дети: Пластиковые пакеты появились, когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, пластиковые пакеты наносят вред природе, они засоряют нашу планету, от них погибают животные, они отравляют почву, мешают растениям, долго разлагаются в почве.
Воспитатель: Итак, пластиковый пакет разлагается, т. е. исчезает в почве примерно от 100 и до 1000 лет. Как вы думаете бумажный пакет растворится, исчезнет в почве быстрее или нет? (Ответы детей). Давайте проведем эксперимент Я вам предлагаю провести эксперимент и проверим это.
Проходите в нашу лабораторию. Ребята, прежде чем приступить к нашему эксперименту, обратите внимание на правила поведения при проведении экспериментов. Воспитатель показывает ребятам схему «Правила поведения при проведении экспериментов». Дети повторяют правила: Во-первых, нужно внимательно слушать задание, во-вторых, не следует шуметь и перебивать друг друга, в-третьих, нужно быть аккуратными, стараться оставить чистыми одежду, руки и стол за которым вы работаете
Экологический опыт «Разложение полиэтилена и бумаги в почве»
Дети входят в лабораторию, на столах лежат кусочки бумажной салфетки, кусочки полиэтиленового пакета по одному на каждого ребенка, стаканы, наполовину наполненные почвой по два на каждого ребенка, стаканы с водой по одному на каждого ребенка, ложки на каждого ребенка.
Итак, приступим к нашему эксперименту, предлагаю вам взять кусочек полиэтиленового пакета и положить его в стакан с почвой, затем возьмите кусочек бумажной салфетки и положите его в другой стакан с почвой. Возьмите стакан с водой и вылейте ее в оба стакана, примерно поровну. Возьмите ложку, хорошенько перемешайте почву сначала в одном, затем в другом стакане. Теперь с помощью ложки попробуйте найти кусочек пакета и салфетки. Что с ними произошло?
Дети: С кусочком пластикового пакета ничего не произошло, он остался таким же. Кусочек бумажной салфетки порвался, развалился на несколько частей, начал растворятся в почве.
Воспитатель заслушивает ответы детей, обобщает их, подводит детей к самостоятельной формулировке вывода.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Можем ли мы теперь ответить на вопрос, какой пакет полезнее?
Дети: Полезнее бумажные пакеты.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей) Все верно, пластиковые пакеты представляют огромную угрозу для нашей планеты, они засоряют города, леса, водоемы и очень долго разлагаются. Бумажные пакеты изготовлены из древесины, они не так опасны для животных и разлагаются в природе намного быстрее, тем самым причиняя меньший вред нашей планете. Поэтому, если выбирать между пластиковым и бумажным пакетом, правильнее будет выбрать бумажный пакет. Но бумажные пакеты не такие прочные как пластиковые, они быстрее рвутся, могут намокнуть от дождя, поэтому их придется чаще покупать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете можем ли мы совсем отказаться от пакетов? Чем мы можем их заменить? (Ответы детей) Правильно, вместо пакетов мы можем использовать многоразовые сумки из ткани, так называемые эко-сумки. Они очень прочные и долговечные, если такая сумка порвалась или испачкалась ее можно просто постирать и зашить. Такая сумка может использоваться много-много лет.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете о том, какой вред природе причиняют полиэтиленовые пакеты, но что же нам делать с уже не пригодными пакетами? (ответы детей: помпоны для танцев, вспомнить как показ мод из бросового материала)
Правильно, мы можем дать пластиковым пакетам вторую жизнь, и не загрязнять ими нашу природу. Мы можем сделать из них коврики (или дорожку здоровья) и подарить малышам. вот посмотрите, одну я сделала, вот какая у меня получилась-жесткая ребристая как лесенка, как раз для пяточек малышей, а вот мягкие пушистые не успела. Давайте сделаем вместе.
Творческое задание плетение коврика.
Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором лежат
необходимые материалы для изготовления помпонов (картонные полоски, полоски из пакетов, основа для коврика). Воспитатель показывает способ изготовления помпонов, дети приступают к работе.
Вот какой красивый коврик у нас получился. Мы с вами молодцы, и малышам сделали приятную и полезную вещь, и пакеты не выбросили, и самое главное- МЫ СПАСЛИ ПРИРОДУ!
У вас, ребята, наверняка есть дома пакеты, которые не используются. Вы можете дома с родителями сделать придверный коврик и прислать мне фотографии, сделаем выставку ваших работ. А еще предлагаю сделать вот такую игру из пакета фикс-прайс и играть вечерами всей семьей (показываю образец). А как в нее играть, покажу и научу вас в группе.