Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе старшего дошкольного возраста «Ханты и манси — жители Югры» (4 фото)

Вера Комольцева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе старшего дошкольного возраста «Ханты и манси — жители Югры»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: формирование представлений детей о коренных жителях Югры – ханты и манси.

Задачи:

- расширять представления о родном округе ХМАО-Югре;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе старшего дошкольного возраста „Ханты и манси — жители Югры“» размещена в разделах

- развивать познавательную активность и любознательность детей через знакомство с жизнью народов ханты и манси : их бытом, основными занятиями. - продолжать знакомить детей с культурой, обычаями, традициями народов Севера;

- воспитывать уважение к коренным народам Севера, гордость за свою малую Родину.

Методы и приё мы: игровой – игровая мотивация; наглядный – презентация, рассматривание объектов; словесный – беседа, вопросы к детям, загадки, объяснение воспитателя, поощрение, рефлексия; практический – подвижные игры, игра «Танграм», «Следы», инсценировка.

Обогащение словаря: оберег, малица, кисы, нарты, каюр, чум, береста.

Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация «Моя Югра», макет стойбища, одежда коренных народов севера, веера «Народные промыслы Югры», «Одежда коренных народов Югры», «Живая природа Югры», учебное наглядное пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь» (Т. Н. Проснякова, Т. А. Некрасова, С. А. Якоб, П. П. Ушакова, бумага коричневого цвета, ножницы, логическая игра «Танграм».

Предварительная работа: чтение книги «Буровичок Югорка» О. Лебедева, беседы о ХМАО-Югре, чтение сказок народов Севера и современных авторов, наших земляков; экскурсия в Краеведческий музей г. Сургута; посещение праздника «Вороний день» на площадке музейного комплекса «Старый Сургут, участие в муниципальном конкурсе чтецов «Вороний день» в рамках национального праздника обских угров; разучивание подвижных игр детей ханты и манси; разучивание сценки: "Охота на медведя", викторина «Край родной – Югра».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня снова пришел наш добрый друг Буровичок Югорка (Слайд с изображением, он приглашает нас в путешествие по родному краю. (Слайд с изображение Ханты-Мансийского округа) Как называется наш округ?

Дети: - Ханты-Мансийский округ.

Воспитатель: - А ещё наш край называется — Югра, Югорский край. В давние времена так называлась территория и население нашего края. Вот какой он большой и красивый. Чем богат наш край?

Дети перечисляют природные богатства нашего края

Воспитатель: - Совершенно верно, наш край богат нефтью, газом, пушниной, рыбой, дикоросами. А главное богатство - люди. Помните ли вы, как называются коренные жители Югорского края?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Коренными жителями являются народы ханты и манси,

основные занятия которых – оленеводство, рыболовство и охота, собирательство.

Воспитатель: - Как называются поселения хантов? (Ответы детей)

Воспитатель: Поселение хантов называется стойбище. (Макет стойбища) Кто-нибудь знает, как называется дом хантов и манси?

Дети: - Чум. (Рассматриваем чум)

Воспитатель: - Почему они живут именно в чуме? (Предположения детей). Ханты часто кочуют, переезжают с места на места вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нём разводят костер, а зимой устанавливают железную печку. Вокруг листа укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут коврики, которые ханты и манси плетут из веток ивы.

Подвижная игра «Чум»

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? (Ответы детей)

Воспитатель: - Местные жители носят теплую одежду из меха, шкуры оленей - малицу, на ноги одевают унты. (Слайд с изображением ханты в национальной зимней одежде) Они очень тёплые. Женщины любят носить яркие расписные платки. Почему ханты и манси шьют такую тёплую одежду? Дети: - Потому, что зимой у нас очень холодно, ведь мы живём на Севере.

Воспитатель: - Свою одежду ханты и манси украшают бисером, лоскутками ткани. (Рассматриваем одежду). Обращаю внимание на то, что на каждом костюме есть орнамент. Что такое орнамент?

Дети: - Это узор для одежды.

Воспитатель: - Верно. (Показываю бисерный пояс). Посмотрите на этот пояс, женщины ханты и манси никогда не записывают рисунок, они плетут его по памяти.

Хантыйские орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.

Все элементы орнамента имеют свои названия - оленьи рога, заячьи уши, собачья лапа, ветви березы. Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент? (Слайд с изображением орнаментов ханты и манси)

(Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны. Молодцы ребята, вы были очень внимательны. А сейчас я буду загадывать вам загадки, а вам предстоит найти правильный ответ с помощью веера.

Игра «Найди на веере»

Воспитатель: Ханты и манси прекрасные охотники. Умеют распознавать животных и птиц по следам. Попробуем, каково это быть охотником? Предлагаю вам рассмотреть следы и догадаться, где чей отпечаток лапы или копыта? Проведите линии. (Работа в учебном пособии «Моя Югра. Знаю, умею, учусь», игровое задание «Следы»).

Воспитатель: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вырежем детали и сложим из них фигурку медведя по схеме (игра Танграм). В честь него даже устраивают «Медвежий праздник».

Воспитатель: После какого события, ханты устраивают праздник?

Дети: После охоты на медведя.

Воспитатель: Да, действительно, когда охотник убивает медведя, а охотится он не ради забавы, а для того что бы выживать в суровых условиях нашего округа. «Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека». И поэтому перед низверженным братом – Медвежьей головой, посаженной на «священный стол», извиняются плясками, песнями, «слезами горести». Ханты и манси считали медведя своим предком, братом, хозяином тайги.

Где устраивают праздник?

Дети: В доме (чуме) того охотника, который убил медведя.

Воспитатель: Что охотники делают со шкурой медведя?

Слайд. Дети: Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в чуме. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.

Воспитатель: Какое угощение ставят перед медведем?

Дети: Рыбу, мясо, конфеты, печенье.

Воспитатель: Что делают гости прежде, чем занять свое место?

Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.

Воспитатель: Затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории, а вот и одна из них.

Сценка: "Охота на медведя".

Ведущий: В одном чуме медведь растащил все запасы. Хозяин и говорит жене.

Хозяин: Пойдем, жена, убьем медведя, я и раньше их убивал, и ружье у меня есть.

Ведущий: На самом деле, он не только не убивал медведя, но даже никогда их не видел.

Хозяин в сторону: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то он меня задерет.

Жена: Муж, может, не пойдем охотиться?

Хозяин: Пойдем, даже не спорь.

Ведущий: Только они отошли от чума, как навстречу им медведь. Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись с добычей,

Жена говорит: А я ведь тебе говорила, что ты испугаешься и убежишь.

Хозяин: Если бы я был один, ни за что не убежал, так. А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко убьешь этого медведя.

Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо.

Воспитатель: Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.

П/и "Хейро".

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: - Ну вот, ребята, сегодня мы с вами побывали на стойбище коренных народов нашего северного края. Что нового вы узнали? Что для вас было сложным? А что вам помогло справиться с заданием? (Ответы детей).

Для вас, ребята, Буровичок Югорка приготовил домашнее задание: вместе с родителями сделать маску для Медвежьего праздника. В помощь вам учебное пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь». (Показываю страницу в пособии для выполнения задания).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе старшего дошкольного возраста «Ханты и манси — жители Югры»
Фото «Ханты и манси — жители Югры»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе старшего дошкольного возраста - фото
Фото №1 Интеграция образовательных областей социально коммуникативное познавательное речевое физическое развитие
Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лесные жители» в младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лесные жители» в младшей группе «Лесные жители». Конспект по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Цель: Обобщение представления детей о диких животных. Задачи:.

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья»Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пчёлки» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пчёлки» с детьми дошкольного возраста Программное содержание: Дать представление детям о том, как пчёлы приспособились к окружающей среде (делают запасы мёда на зиму, защищаются.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй группе раннего возраста «Два Мишутки»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй группе раннего возраста «Два Мишутки» Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром во второй группе раннего возраста. «Два Мишутки» Программное содержание: знакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом»Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Цель: воспитание любви к Родине и чувство гордости.

Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Ежи» с детьми старшего дошкольного возрастаДистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Ежи» с детьми старшего дошкольного возраста 27 мая. День ёжика Цель: создание условий для расширения знаний и представлений детей о жизни ежей. Задачи: • Воспитывать бережное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе старшего дошкольного возраста «Ханты и манси — жители Югры»
Опубликовано: 28 мая 2022 в 12:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе старшего дошкольного возраста «Ханты и манси — жители Югры»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Комольцева (УИ 310492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД