Татьяна Дианова
Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством «Морской пейзаж» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия ознакомление с изобразительным искусством
«Морской пейзаж» в подготовительной группе.
Задачи:
закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством „Морской пейзаж“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морской пейзаж. Рисование моря
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Темочки
Познакомить детей с морским пейзажем;
Обогащать словарь детей словами: Маринист, марина, репродукция, штиль, бриз, шторм, девятый вал;
Закрепить знания о линии горизонта.
Развивающие:
Развивать умение соотносить увиденное с литературным произведением, развивать у детей художественное восприятие произведений искусства, эстетические чувства, эмоции, переживания;
-развивать детское творчество и фантазию;
-развивать мелкую моторику рук
Воспитательные:
-воспитывать любовь к окружающей природе и желание передать ее красоту;
-формировать интерес к искусству.
Предварительная работа
1. Наблюдение на прогулке за линией горизонта.
2. Чтение сказки А. С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
3. Рисование осеннего пейзажа.
4. Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина.
Материалы для занятия :
• мультимедийная установка и магнитофон картины: А. Киселев «Морской пейзаж», И. К. Айвазовский «Волна», «9 Вал», Е. Волков “Море”;
• изображение из книги А. С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”
• листы бумаги А 4;
• гуашь;
• мочалки,
• мольберты 4 шт. ;
• знаки-символы по видам пейзажей;
• запись музыкального произведения “Шторм” в исполнении В. Мэй;
• музыка для релаксации;
• запись с шумами моря.
Ход занятия
I. Организационный момент
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
1. Экскурсия на выставку картин
(Группа оформлена картинами с изображением пейзажей разных видов.
На мольберте (экране телевизора, размещен знак-символ ПЕЙЗАЖ, придуманный ранее детьми.)
- Сейчас мы с вами снова совершим экскурсию на выставку картин. О том, какие картины мы увидим сегодня, подсказывает вот этот знак.
Вы правильно догадались, мы снова будем смотреть пейзажи.
- Что же такое пейзаж? (Картина о природе)
Игра «Виды живописи» - (видео презентация на песню Г. Гладкова)
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
- А какие виды пейзажа мы уже знаем? (Сельский, городской, лесной, архитектурный). (Ответы детей).
2. Дидактическая игра “Найди картину”
• Разновидность пейзажа, в котором изображен деревенский быт, его связь с окружающей природой (Сельский).
• Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения является изображение леса (Лесной).
• Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания (Городской).
• Пейзаж, в котором художник обращает главное внимание на изображение памятников архитектуры (Архитектурный).
(Во время игры дети показывают картины указкой.)
- Сегодня мы посмотрим необычные, удивительные пейзажи.
Установка: Сейчас я “открою” экран, и вы сможете рассмотреть их внимательно, полюбоваться ими. И если вы будете внимательны, не будите шуметь, захотите почувствовать “душу” картин, то они откроют вам свои секреты.
II Основная часть
1. Беседа по картинам
Воспитатель показывает изображение книги А. С Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”. Картина 1
- Ой, ребята, вместо пейзажа мы видим книгу.
- Вам она знакома? Как называется? (Ответы детей)
- О чем же она нам хочет подсказать?
- Где жила главная героиня этой сказки? (В море)
Так вот в чем подсказка! Главным героем наших сегодняшних картин будет море.
С давних пор художники рисовали море и называли свои картины “маринами”, что в переводе с греческого означает морская.
Существует поверье, что у моря, как и у человека, есть настроение.
- Каким бывает настроение? (игривое, лучезарное, весёлое, мрачное, озорное, грустное, умиротворённое) (Ответы детей)
- Каким цветом можно нарисовать хорошее радостное настроение? (Красным, желтым, оранжевым, зеленым, розовым, голубым). А у моря? (Голубым, синим, зеленоватым).
- А каким спокойное? (Зеленым) А у моря? (Голубым, зеленоватым, синим) Ответы детей)
- А каким же цветом плохое? (Черным, серым, фиолетовым).
Такие картины, в которых художники изображают разное настроение моря называются. (морской пейзаж). (Сделать паузу, чтоб дети догадались).
- Как может выглядеть знак-символ такой картины?
(Подходит к мольберту)
Дети дают свои варианты изображения знаков.
- Вспомните, какая линия всегда подскажет, с чего начать рисовать?
Эта волшебная линия называется линией горизонта и соединяет небо и землю, а в наших сегодняшних картинах небо и воду.
- Как вы думаете, как будет выглядеть линия горизонта, когда настроение у моря спокойное? Покажите руками. (Пластический этюд)
Воспитатель показывает изображение моря в спокойном состоянии А. Киселев “Морской пейзаж” Картина 2
Такое состояние моря называется штиль. Именно таким было настроение в сказке А. С. Пушкина в первый раз, когда старик пришел к морю.
- А каким оно было во второй раз? ( Зачитывает: “Видит, море слегка разыгралось. ”)
- Как теперь будет выглядеть линия горизонта?
Покажите руками (Дети снова показывают)
Воспитатель показывает изображение Е. Волков “Море” Картина 3
Посмотрите, как изменилась линия.
- Что же произошло с морем, когда старик пришел просить, чтобы рыбка служила на посылках?
( Зачитывает: «Стало черным, синее море, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.»)
Такое состояние моря называется шторм. Это очень страшное, неприятное зрелище.
- Как же теперь будет выглядеть линия горизонта?
Ответить очень сложно. А теперь давайте рассмотрим репродукции картин художника-мариниста И. К. Айвазовского «9 Вал». Это не настоящая картина, а всего лишь отпечатанный на бумаге фотографический снимок картины. Такой снимок называется «репродукция».
«Волна». Картина 4, Картина 5
Дается время, чтобы дети разглядели картину.
- Покажите руками линию горизонта.
Море не просто рассердилось, оно в ярости. Посмотрите, как оно изменилось «Так и вздулись сердитые волны!»
- Что же произошло с цветом воды? (Ответы детей)
- Что изображено на картине? (Кораблекрушение).
- Что пытаются сделать люди? (Ответы детей)
Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно (Показывает). Потом становится все выше, выше, выше. а потом ударяет вниз с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют “девятый вал”. Она может разрушить все на своем пути, вызывая у любого человека чувство страха.
К этой картине очень подходит музыкальная композиция “Шторм” В исполнении Ванессы Мэй. Вот послушайте. (Звучит музыка)
(Во время прослушивания воспитатель акцентирует внимание на картине, на волне.)
- Видим ли мы трагический конец в этой картине? (Нет)
- Что может произойти дальше? (Ответы детей)
Во время высказываний детей воспитатель делает акцент на позитивный исход.
Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря.
(Во время рассказа, для релаксации эмоций детей, звучит спокойная, мелодичная музыка)
Физминутка «Прогулка к морю».
Что мы видим на просторе?
(Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль)
Волны плещут в Черном море.
(Волнообразные движения руками с покачиванием туловища)
Вот и мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
(Встать на носки, вытянуть руки вверх)
(Приветственные махи руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
(Ходьба на месте)
Что-то жарко стало, братцы,
Не пора ли искупаться.
(Обмахивание руками)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Гребем руками и ногами.
Кто угонится за нами?
(Имитация плавательных движений)
Все. На берег вылезаем.
И на песочке отдыхаем.
(Сесть на ковер)
2. Подготовка к рисованию
- Что означает такой знак? (Морской пейзаж)
- Как называют его художники? (“Марина”)
А теперь мы с вами тоже можем нарисовать “марину” (Приглашает детей за столы для рисования.)
III. Самостоятельная деятельность детей
Дети рисуют пейзажи по желанию. Во время рисования звучит музыка или шумы моря.
IV. Итог. Рефлексия.
На ватмане изображен морской пейзаж. На столе корабли выполнены в технике оригами. Предложить детям разместить корабли на картинке (если им понравилось занятие и они хотели бы продолжить знакомство с миром искусства).
В конце занятия оформляется выставка «Морской пейзаж».