Людмила Пьянкова
Конспект занятия в подготовительной группе «Осень в лесу»
▼ Скачать +Заказ
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Осень в лесу»
Подготовительная группа
Цель: Систематизировать знания детей о характерных явлениях природы и их сезонными изменениями.
Задачи: - Учить детей различать и описывать приметы осени;
- Воспитывать любовь к живой и неживой природе;
- Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Осень в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Подготовительная работа: наблюдение за погодой и изменениями природы; чтение художественных произведений об осени и животных; рассматривание иллюстраций на тему «Осень»; разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: картины с изображением осеннего леса; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листья, лупа.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, мальчишки-шалунишки!
Здравствуйте, девчонки - длинные чёлки!
Встанем в Круг скорей, поздороваемся все быстрей.
Любим дружно мы играть, не ругаться, не кричать.
Улыбнёмся всем скорей, и начнётся день светлей!
(Дети поочерёдно, поворачиваясь лицом к рядом сидящему ребёнку, произносят слова: «Ваня, я дарю тебе свою улыбку! Спасибо, Доминика. Денис, я дарю тебе свою улыбку! Спасибо, Никита!» и т. д., пока Круг не замкнётся.)
- Я недавно ходила в парк и сейчас прочитаю стихотворение о том, что я там видела:
У берёзок, у сестричек —
Ленты жёлтые в косичках.
В красный шарф одеты клёны.
В пёстрых платьицах газоны.
На рябине украшенье —
Алых ягод ожерелье.
- Ребята, о каком времени года это стихотворение? (об осени)
- Какая бывает осень? (Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, тёплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая).
- Ребята, скажите, какая погода сегодня? (светит солнышко, дует ветер, идёт дождь).
- Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра "Погода осенью"
- Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.
• Когда дует ветер - ветреная
• Холодно - холодная
• Пасмурно - пасмурная
• Сыро - сырая
• Хмуро - хмурая
• Ясно - ясная
- Отлично! А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (Ранняя, поздняя)
- Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
(Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Молодцы!
- С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
В сентябре травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют. Становится золотистой листва деревьев и кустарников. Дни становятся короче. Солнце уже не поднимается так высоко, чаще налетают порывистые холодные ветра. Часто идут дожди холодные, мелкие, моросящие. В это время созревают на дубе желуди, на орешнике – орех. В лесу на старых замшелых пнях появляются дружные семейства опят. Прячутся под опавшими листьями подберезовики, сыроежки, грузди, белые грибы. Сентябрь носит ещё одно название «месяц птичьих стай». Осенью многие птицы улетают на юг – в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, птицам нечего есть – исчезают насекомые и растения - трава и листья деревьев.
- Назовите птиц, которые улетают от нас? Каким, одним словом их можно назвать? А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?
- Назовите зимующих птиц. Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться. Как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей)
Октябрь – второй месяц осени, месяц воды. Всё чаще по утрам затягиваются лужи ледком. «Листья на деревьях становятся жёлтыми и красными, дует сильный ветер, качает ветки деревьев и листья падают на землю»
- «Дети, почему опадают листья с деревьев?» (Ответы детей)
- Когда на землю падает много листьев, это явление называется листопад.
- Я предлагаю поиграть в игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек… дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
липа - липовый
берёза – берёзовый
ива - ивовый
Молодцы! Правильно.
- Ребята, а вы знаете, как зимуют в лесу дикие звери? (Ответы детей)
- Многие животные осенью, как и люди, начинают «утепляться» – их шерсть становится гуще и пушистее. С такой густой и пушистой шерстью они точно не замерзнут зимой! Осенью звери стараются сделать больше запасов еды на зиму. Ведь зимой добыть еду не так уж просто! Они складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупла.
- В ноябре все листья с деревьев осыпались, небо затянуто серыми тучами. Такая природа бывает поздней осенью. Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки - на листьях и траве появляется иней. От холода замерзают лужи.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить физкультминутку "Мы – осенние листочки". Повторяйте слова вместе со мной и выполняйте движения, которые я буду показывать.
Физкультминутка «Мы осенние листочки»
Мы, листики осенние, (фонарики в руках с листочками)
на веточках сидели.
Ветер дунул – полетели, (сначала машем руками поднятыми над головой, затем бегаем по группе)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присесть с листочками в руках)
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (встать с листочками в руках)
Повертел их покружил (покружиться с листочками и сделать листопад)
и на землю опустил.
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Детям на выбор предлагается осенний листок любого цвета.
Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и выдыхают на листочек перед собой. Листочек колышется от ветерка.
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф….
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Выдох активный.
- Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. А сейчас мы рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой. (Исследование строения листа с помощью лупы.)
- Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка».
- А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу (хлорофилл). Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист, становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Оранжевые, красные, коричневые.) Молодцы!
- Ребятки, о чём мы с вами сегодня говорили? (Об осени и её приметах). Давайте ещё раз повторим приметы осени:
Осенью часто идут дожди.
Осенью редко светит солнце.
Осенью дует холодный ветер.
На деревьях желтеют и опадают листья.
- Мы узнали, что такое осень, какую погоду она нам приносит. Осень умеет раскрашивать листья в разные цвета.
- Дети рассказывают, что узнали, Что интересно было им.