Кира Поляруш
Конспект занятия «Оренбургский пуховый платок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Оренбургский пуховый платок"
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Оренбургский пуховый платок».
Цель: Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – Оренбургским пуховым платком
Задачи:
- Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок.
Публикация «Конспект занятия „Оренбургский пуховый платок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его.
- Развивать интерес, наблюдательность.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов, иллюстраций, беседа.
Материалы и оборудование: слайды с изображением последовательной цепочки изготовления платка, Оренбургские пуховые платки, паутинки.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Вижу чудное приволье
Вижу реки и поля
Вижу чудное раздолье
Это – Родина моя!
Беседа:
- О чем это стихотворение?
- Как называется наша Родина?
- Как называется край, в котором мы живем?
- Чем богат наш Оренбургский край?
Восп. : Да, действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берёт в руки паутинку). От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки Оренбургский, ажурный пуховый платок - свой узор.
Восп. : А сейчас давайте присядем и послушаем песню Людмилы Зыкиной.
Слушание отрывка из песни Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок»
Восп. : Ребята скажите, какая песня сейчас звучала? (Ответы детей.)
Восп. : Паутинка — это очень красивый ажурный платок, который, как и пуховый платок изготавливают из очень тоненькой пуховой нити. Ее вяжут как кружева в которых вплетены просторы нашего Оренбургского края, его красивые цветы, травинки, ручейки и речки, рощицы и долинки. Оренбургские писатели написали красивые стихи о нашей природе: (Дети читают стихи.)
1 ребенок:
Люблю бескрайние просторы,
Край необъятный странный наш,
Платков изящные узоры,
Степей и гор простой пейзаж.
2 ребенок:
Люблю зимы трескучий холод
И лета томную жару,
На окнах - роспись и узоры,
Росу на листьях поутру,
3 ребенок:
Урала жгучую прохладу,
Степей бескрайний наш простор,
В лесу из зелени преграду -
Сосновый стройный частокол.
Восп. : А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Доскажи пословицу».
Я говорю половину пословицы, а вы ее договариваете.
Умелые руки (не знают скуки)
Терпенье и труд (все перетрут)
Взялся за гуж, (не говори, что не дюж.)
Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)
Восп. : Молодцы! Я вижу, народные пословицы вы знаете.
Физминутка.
Восп. : Как вы думаете, кто придумал технику вязания, мужчины или женщины? Вязание являлось мужским ремеслом, так как женщины пряли шерсть. Найденные в Египте и сохранившиеся благодаря сухому климату вязаные носки являются самыми ранними экземплярами вязаных предметов дошедшими до наших дней. Первоначально вязали только руками. В Англии в 15 веке оно достигло наибольшего расцвета, особенно в области вязания чулок. Затем вязание «покорило» Францию. Лишь в 17 веке оно пришло в Россию. Вот такой долгий путь был проделан, прежде чем этот вид прикладного искусства привлек внимание наших рукодельниц.
Восп. : Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов. Гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Восп. : Из чего же вяжут такие платки (ответы детей)
1 слайд.
Восп. : Кто дает нам такой пух?
2 слайд.
Рассказ ребенка: Это домашнее животное, очень ласковое. Она дает молоко, мясо, пух.
3 слайд.
Восп. : Пуховницей зовут людей, которые вяжут платки и паутинки.
4 слайд.
Восп. : Пух от козы чешут в феврале месяце. Затем его стирают.
5 слайд: Посмотрите, этой чесалкой пушат пух.
6 слайд: Теперь берут веретено и прядут нитку.
7 слайд: Затем из пряжи спицами вяжут палантины, шали. Чтобы они получились красивые, делают различные узоры. Посмотрите, какие разнообразные узоры на паутинке.
Рассматривание узоров на пуховых изделиях.
Восп. : Работа пуховницы очень сложная, но важная и нужная людям. Только умелая мастерица может создать такие красивые платки, паутинки, палантины.
Восп. : Свойства здешнего пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок, на полупрозрачном воздушном полотне хорошо смотрелись ажурные узоры делали его похожим на паутину прилетевшую из бабьего лета. С годами сложилась своя технология, приемы вязания, которые составили основу Оренбургского пуховязания. Мода рождает спрос, узоры совершенствовались, у платка появились дополнения, новые украшения в виде каймы, зубчиков. Так Оренбургский платок стал явлением художественного ремесла со своими традициями.
8 слайд.
Восп. : Сегодня мы с вами познакомились с историей появления Оренбургского пухового платка. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям. Девочки, хотели бы вы носить такие платки (ответы детей)
Восп: - Ребята, что мы сегодня узнали о пуховом платке и его свойствах? (ответы детей).
- Что вам особенно сегодня понравилось (ответы детей)