Максимова Светлана
Конспект занятия «Опыты с водой» в старшей группе
Цель: формирование представлений о свойствах воды.
Задачи:
- Расширять представления детей о свойствах воды.
- Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.
- Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Оборудование и материалы:
Соль, сахар, растительное масло; одноразовые прозрачные стаканчики, акварельные краски, кисточки, 2 баночки с акварелью желтого и
синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечк, воздушные шарики на каждого ребёнка, воронка, цветок белой гвоздики или хризантемы.
Ход занятия:
1-ая часть: Вводная
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и
ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы вместе проведём опыты. (Воспитатель надевает халат)
- Вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты? (ответы)
Это вы узнаете, отгадав загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Звучит запись журчания ручейка (аудиозапись).
- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде.
Как вы думаете, человеку и животным нужна вода? (ответы детей).
Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину
состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда нужно мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей).
Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами.
Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились (шагаем на месте,
Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс,
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши,
Вот так славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд,
Одной, другой – это кроль (круги руками поочерёдно,
Вот поплавали мы с вами,
Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.
2-ая часть: Практическая
- Нам пора с вами отправляться в лабораторию «Удивительных превращений». Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:
- Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
- Не брызгайся водой.
- Ничего не бери в рот.
- Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.
-Содержи рабочее место в чистоте.
- Юные лаборанты, занимайте свои рабочие места.
(Воспитатель приглашает поочерёдно несколько детей для проведения экспериментов)
Опыт № 1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
- Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная).
А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная)
Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт № 2 «Тонет - не тонет» (опыт с яйцом)
Детям предлагается сделать растворы из соли и воды разных концентраций и опустить в них яйцо, а затем сделать вывод.
Объяснение опыта:
Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.
Опыт № 3 «Выращиваем кристаллы», долгосрочный (кристаллы соли)
В стакан с концентрированной солёной водой помещаем шерстяную нить, привязанную к карандашу. Наблюдаем в течение нескольких дней (недели, как образуются кристаллы соли.
Опыт № 4 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? Проверим! (Двое детей выходят к рабочему столу, при помощи кисточек в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается
зеленый).
Опыт № 5 «Радужный стакан»
Дети делают сахарные сиропы разных концентраций, окрашивают их в разные цвета, а воспитатель берет сиропы, растительное масло, начиная вливать их в один стакан. Объяснение опыта: Разноцветные слои не перемешались из-за того, что в сиропах разная концентрация: сироп с меньшей плотностью окажется наверху, а с большей - внизу. Масло – легче воды,
поэтому оно будет находиться поверх жидкостей.
Опыт № 6 «Твёрдая вода» (с воздушными шариками)
Дети выбирают любимый цвет акварельной краски, растворяют его в стакане с водой. С помощью воронки вливают цветную воду в воздушный шарик и выносят на улицу для охлаждения на сутки.
Молодцы, ребята!
– Какие опыты мы сегодня проводили?
– Какой опыт вам понравился больше всего?
Впереди нас ждут новые открытия, до новых встреч в лаборатории
«Удивительных превращений».