Татьяна Иванова
Конспект занятия «Опыты с бумагой. Мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
тема: «Мир бумаги»
образовательная область «Познание»
подготовлен педагогом
Ивановой Т. Н.
участники
дети подг. группы «Теремок»
Образовательная технология — исследовательская деятельность
Осваиваемые образовательные области — познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Публикация «Конспект занятия „Опыты с бумагой, Мир бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Вид деятельности — познавательно-исследовательская деятельность, коммуникация
Количество участников — подг. группа
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах бумаги.
Программное содержание:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах бумаги;
уточнить и закрепить знания детей о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни. Познакомить со способами определения качества бумаги (цвет, гладкость, прочность, толщина) и её свойств (впитывает воду, мнётся, горит);
развивать логическое мышление, воображение, любознательность, наблюдательность;
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы на основе результатов наблюдения;
активизировать словарь (бумага для рисования, писчая, обёрточная, газетная, гофрированная, картон);
воспитывать аккуратность в работе, умение работать сообща;
воспитывать бережное отношение к природе, желание бережно использовать её дары.
Предварительная работа:
организация выставки предметов из бумаги;
создание альбома «Мир бумаги» (разные виды бумаги);
беседа о значении бумаги в жизни человека;
просмотр видеофильмов «Как делают бумагу», «На чём писали в древности»;
проведение отдельных опытов с бумагой
Материал:
плоские камни, кусочки бересты, бумага
гуашь, простой карандаш, деревянные палочки
бумага (оберточная, писчая, газетная, картон, для черчения, гофрированная, салфетки)
2 полоски картона и 1 полоска «гармошкой» 20*5 см
ёмкости с водой
свеча
иллюстрации
ХОД
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Ребята, перед вами камень, береста и лист бумаги. Рассмотрите их.
Что у них может быть общего?
(дети высказывают свои предположения)
(если дети затрудняются с ответом — предложить им нарисовать линии на камне, процарапать палочкой буквы на бересте, написать что-нибудь на листе бумаги карандашом)
Люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала их рисовали на камнях, потом на берестяных грамотах и папирусе. Позже стали использовать бумагу. Впервые она появилась в Китае (показ иллюстраций).
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
(дети высказывают свои предположения)
II часть: Практическая (опытно-экспериментальная)
игра «Секретная коробка»
Дети по очереди трогают бумагу, лежащую в коробке. На ощупь определяют свойства предложенного им экземпляра (гладкость, толщину, прочность). Затем они получают данный лист и внимательно его рассматривают, исследуют с помощью органов осязания. Каждый ребёнок даёт одно определение (одну характеристику) своего листа.
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
(дети дают своё определение лаборатории)
Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию бумаги и её свойств. Для работы нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на ваши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
Опыт 1 «Слоёный пирог»
На ваших столах есть на тарелке № 1 представлено несколько образцов бумаги. Давай попробуем сложить их несколько раз и посмотрим, какой образец получится сложить наибольшее число раз.
(дети приступают к работе)
Вывод: салфеточная бумага складывается легче, её можно сложить наибольшее число раз. Бумага для черчения складывается с трудом.
Опыт 2 «Превращение»
Вам предлагается установить, какой вид бумаги наиболее подходит для изготовления поделки. Известно, что для создания узора необходимо превратить бумагу в снежные комочки. На тарелке № 2 представлены образцы бумаги, подготовленной для работы.
(дети сминают бумагу и выбираю наиболее мягкий образец)
Вывод: более тонкая бумага мнётся легче.
Опыт 3 «Конструктор»
Если нам предстоит долгая поездка на поезде, то надо подумать, чем можно себя занять во время путешествия. Взять с собой готовый конструктор нельзя, но можно сделать его своими руками. Из образцов на тарелке № 3 необходимо выбрать подходящий вид бумаги. Для этого вам надо каждый образец разорвать на небольшие квадратики. Где будет приложено меньше усилий, тот образец нам подойдёт.
Вывод: чем толще бумага, тем тяжелее её разорвать.
Физкульминутка
Опыт 4 «Испытание водой»
Не всегда под рукой есть емкость для воды, а в жаркую погоду нужно напоить растение водой. Можно сделать небольшой стаканчик из бумаги и наполнить его водой. Выберите (опустив кусочки бумаги в миску с водой, какая бумага для этого подходит (не сразу промокает)
Вывод: бумага для принтера легко складывается и не сразу промокает.
Опыт 5 «Опасность»
Взрослый показывает, как бумага горит. Дети вспоминают правила пожарной безопасности.
Опыт 6 «Мост для машины»
Может ли бумага быть прочной? Что для этого надо? Возьмите простой лист бумаги и лист, сложенный несколько раз. Попробуйте разорвать их.
Вывод: чем больше слоёв бумаги, тем тяжелее её разорвать.
Рассмотрите образец бумаги на следующей тарелочке (гофрированный картон). Где вы его встречали в нашей жизни? (игра с полосками машинкой)
III часть: Итоговая (анализ и обобщение полученных результатов)
Мы постарались и вот, что мы узнали.
(дети озвучивают результаты своих наблюдений)
Где можно использовать бумагу?
Если вдруг исчезнет вся бумага. Как изменится в это случае наша жизнь?
Как мы можем экономно использовать бумагу?
Вы молодцы. Сегодня мы с вами как настоящие исследователи разгадывали секреты бумаги.