Елена Призенцова
Конспект занятия ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Солнце — большая звезда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Расширение и уточнение представления детей о Солнце, как о звезде, и о планетах Солнечной системы. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных, показать, что солнечный луч может стать разноцветным. Формировать умение делать выводы, подтверждая их экспериментальным путем.
Оборудование: схема – планеты Солнечной системы, карта звездного неба, детские рисунки с изображением домов, настольная лампа, пластмассовая ванночка, плоское зеркало, лист белой бумаги.
Публикация «Конспект занятия ООД по познавательному развитию в подготовительной группе „Солнце — большая звезда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского “Краденое Солнце”, рассматривание с детьми схемы Солнечной системы.
Ход занятия : Дети входят в группу и рассаживаются на стульчики. Воспитатель загадывает загадку:
Золотое яблочко
По небу катится
С утра улыбается,
А улыбки – лучи,
Очень очень горячи
Воспитатель: Ребята, про что загадка?
Дети: это Солнце.
Воспитатель: А что такое Солнце?
Выслушиваются ответы детей.
Дети: Большая звезда.
Воспитатель: Правильно. Солнце – большая звезда, которая находится далеко от нас. Кто из вас наблюдал на небе звезды?
Дети рассматривают карту звездного неба, читают названия звезд, рассматривают контуры созвездий, схему Солнца и планет Солнечной системы.
Воспитатель: Солнце – такая же звезда, как и другая, но она находится намного ближе других звезд к земле. Поэтому её лучи согревают нашу планету и освещают её. Воспитатель прикрепляет на мольберт рисунки домов.
Воспитатель: С чем можно сравнить цвет Солнца?
Дети: Со светом лампы.
Воспитатель: Сейчас мы попытаемся понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд – нет.
Настольная лампа ставится на стул. Дети подходят к ней как можно ближе. Воспитатель подносит лампу к рисунку и спрашивает: Хорошо ли виден свет лампы?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо ли видны детали рисунка?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: А теперь давайте отойдем в другой конец комнаты. Что вы можете наблюдать?
Дети: При удалении свет лампы становится менее ярким. Различить элементы рисунков труднее.
Воспитатель: Солнце находится к Земле гораздо ближе других звезд, поэтому оно освещает и согревает нашу планету. А другие звезды из-за удаленности мы можем наблюдать лишь на фоне темного неба, их свет не способен превратить ночь в день. Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как вы от настольной лампы, когда стоите рядом с ней. А остальные звезды находятся на таком же расстоянии от Земли, как вы от лампы, когда стоите в другом конце группы.
Физкультминутка:
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной (моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись (делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу
Лучик Солнца я найду (поворот влево)
Теперь вправо посмотрю (поворот вправо)
Снова лучик я найду!
Воспитатель: А сейчас ребята отгадайте-ка загадку:
От кого мои друзья
Убежать никак нельзя
Неотрывно в ясный день
Рядом с нами бродит тень.
Дети: Это тень!
Воспитатель: В солнечный день, если вы станете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно. Это ваше отражение, называется оно тенью. Откуда это темное пятно? Как образуется тень?
Выслушиваются предположения детей.
Воспитатель: Солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на Землю падает ваша тень. Где еще есть такие темные пятна? На что похожи наши тени? Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?
Игра «Догони тень».
Воспитатель: Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей. Тени бывают разные, они могут двигаться, стоять на месте, танцевать. Одним словом, тень делает то, что делает тот, кому она принадлежит. Но, к сожалению, она всегда молчит. Вот какая она таинственная, молчаливая волшебница-тень.
Опыт: Сейчас мы наполним ванночку водой и поставим около окна так, чтобы на нее падали солнечные лучи. Опустим зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть опирается на край ванночки, а нижняя — находится в воде под углом. Я возьму лист бумаги и помещу его перед зеркалом. Я буду менять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Теперь я покачаю ванночку, чтобы по воде пошла рябь. Что мы видим теперь?
Вывод: На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
В конце занятия воспитатель опять затемняет комнату, включает настольную лампу, ставя ее таким образом, чтобы она освещала однотонную стену. Детям предлагается поиграть с пальчиками, складывая их по-разному и рассказать, на что похожа тень.
Воспитатель: Сегодня все были молодцы!