Алена Галева
Конспект занятия «О фантазерах и лгушниках»
▼ Скачать + Заказать документы
О ФАНТАЗЕРАХ И ЛГУНИШКАХ
Цель: научить детей различать обман и выдумку, фантазию, подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Развить стремление к правдивости и такту. Словарь: фантазия, фантазеры, ложь, мечта. Предварительная работа: чтение произведения Б. Носова «Фантазеры» и нескольких сказок.
Педагог. Мне приятно вам сказать, что вы выросли, и многое понимаете, и мы с вами о многом говорим как друзья, как взрослые люди. Поговорим сегодня о том, откуда берутся обман, ложь.
Публикация «Конспект занятия „О фантазерах и лгушниках“» размещена в разделах
Мы прочитали с вами рассказ, который называется «Фантазеры». Скажите, где обман, а где выдумка, фантазия? Чем они отличаются? (Фантазия для смеха, безобидна, обман — чтобы скрыть правду, спрятать правду, это зло.)
Кто такие фантазеры? Над ними можно смеяться? Нет, потому что они, как писатели, сочиняют. Но над тем, что рассказывают, можно, если смешно.
А у вас в группе есть фантазеры? Расскажите о них. Не называй фантазера обманщиком. Нельзя придумывать про других детей группы небылицы, это некрасиво, они могут обидеться.
Фантазеры (выдумщики) должны объяснить: «Это я придумал, чтобы было интересно или смешно».
А сейчас я предлагаю вам поговорить о лжи. Что такое ложь, обман, вранье?
Мальчик нечаянно разбил вазу и не признался. Почему?
Да, обман всегда брат страху, но вы теперь большие и сами можете выбирать, сказать ли правду.
Сказать сразу и попросить прощения — поругают, накажут, но тебе станет легче.
Обмануть, соврать — тебе долго будет плохо, потом все равно узнают, тогда рассердятся сильнее и накажут. Да еще и взрослым будет долго плохо: неприятно, что у них такой ребенок — обманщик, лгун.
Ребята, скажите, а как взрослые узнают правду? Почему говорят: «Я вижу, что ты говоришь неправду».
Для демонстрации можно использовать фланелеграф и два лица одно — открытый взгляд, второе — неприятное, или фотографии.
Человек краснеет, не спокоен, руки прячет, не смотрит в глаза, глаза «бегают». Почему? (Он боится, что увидят ложь, обман, вранье.)
Так откуда же берется обман? (От страха.) Так чему нужно учиться, если ты уже в старшей группе?
(Смелости говорить правду.)
Детям предлагается проиграть ситуации.
Дети одеваются на утренник. Ира не может нарядиться, так как мама лежит в больнице, папа уехал, и приходит в обычном платье. К ней подходит Даша и говорит: «Ты как Золушка на балу среди принцев и принцесс». Ира плачет.
Даша сказала правду?
Значит, есть правда, которую нельзя говорить? Когда? Кому? Почему? (Да, человеку с увечьем — о его увечье, человеку с горем — о его горе.)
Какие же правила, мы для себя выберем?
1. Не трусить, если что-то натворил — говорить сразу.
2. Не называть лгуном и обманщиком фантазера.
3. Никогда не выдумывать про друзей.
4. Не говорить обидную правду, если человеку и так плохо.
(Просит повторить правила шепотом, вслух и громко. Предлагает записать правила и вывесить в раздевалке.) Пусть родители увидят, какие хорошие правила вы придумали сегодня.