Брусникина Софья
Конспект занятия НОД в старшей группе по развитию речи «Слово. Предложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия – «Слово. Предложение».
Виды образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель занятия: Создание условий для развития речевой активности детей, сформировать представление у детей о предложении как интонационно-смысловой единице речи.
Задачи:
закрепить представление детей о понятии «слова», «предложения», научить детей разбивать предложение на слова и отмечать, сколько слов в предложении, в каком порядке они следуют;
Публикация «Конспект занятия НОД в старшей группе по развитию речи „Слово, Предложение“» размещена в разделах
научить детей составлять предложение из двух или трех слов, анализировать словесный состав предложения, продолжать учить детей составлять рассказ о предмете;
научить детей четко и с разной интонацией произносить слова, обучение детей отображать графическую запись предложения, научить детей выговаривать каждое слово громко, четко и разборчиво;
воспитать у детей целенаправленное внимание в ходе занятия, усидчивость, самостоятельность, внимательность к речи педагога, самоконтроль, умение работать в командах;
содействие умственному развитию детей через сопоставление, сравнение, собственные умозаключения.
Оборудование и материалы: столы, стулья, презентация к НОД, карточки-схемы (слово, предложение, точка, тетради для графических диктантов, доска, магниты.
Раздаточный материал: бумага А4 на каждого ребенка, карандаши простые и цветные, заготовки для памяток на каждого ребенка и демонстрационная для педагога, предметные и сюжетные картинки не менее 2 на каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение, беседа, рассматривание детских иллюстраций к рассказу, графических схем, составление картинного и графического плана рассказа.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание, рисование, анализ готовых рисунков.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Дети играют на ковре под присмотром воспитателя, и вдруг раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится, предлагаю нам вместе посмотреть кто это.
Дети с воспитателем открывают дверь, заходит мудрая сова.
Мудрая Сова: здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, для того чтобы поиграть с вами. Хотите? Но чтобы я вас услышала, вы должны говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)
2. Организационный момент
Мудрая Сова: для начала нам нужно поработать над нашим дыханием. Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»
Я сильный ветер, я лечу,
Лечу, туда – куда хочу (дети делают вдох через нос, спина прямая, руки опущены, ноги слегка расставлены,
Хочу налево посвищу (дети поворачивают голову налево, губы складывают в трубочку и выдыхают,
Могу направо подуть (дети поворачивают голову направо, губы складывают в трубочку и выдыхают,
Могу и вверх (дети поднимают голову вверх, губы складывают в трубочку и выдыхают,
И в облака (дети опускают голову вниз, губы складывают в трубочку и выдыхают,
Ну, а пока я тучи разгоняю (дети вращают руками, круговые движения).
Воспитатель: у нас сегодня необычное занятие, сегодня на занятии мы с вами постараемся открыть новые знания и вспомнить то, что уже знаем. Давайте выясним, о чем мы сегодня узнаем, и что предстоит нам вспомнить, а помогут нам в этом вот эти слоги:
Воспитатель вешает на доску изображение со слогами: ПРЕД - ЛО - ЖЕ - НИ - Е; СЛО – ВО (ответы детей).
Воспитатель: молодцы, ребята, вы, верно, догадались. Сегодня мы будем говорить о словах и предложении. Мудрая Сова нам принесла письмо из волшебного леса, давайте прочитаем что же там написано?
«Здравствуйте, дорогие ребята! В волшебном лесу потерялись все слова и предложения, без вас мы не сможем их отыскать. Помогите нам найти слова и предложения и вернуть их на места.
С уважением, жители Волшебного Леса».
Воспитатель: ну что, ребята, поможем жителям волшебного леса отыскать их слова и предложения? (ответы детей).
3. Работа со словами.
Мудрая Сова: ребята, я приглашаю вас к нам в волшебный лес, в гости к серым зайчикам, но нам могут повстречаться и другие звери.
Идут ребята по лесу и встречают зайчика.
Мудрая Сова: ребята, давайте поделим слово заяц на части? (ответы детей).
Дети произносят слова и хлопают в ладоши на каждую часть слова.
Мудрая Сова: слово за - яц, сколько раз похлопали? Значит в слове заяц две части. Первая часть за, вторая яц. Молодцы, ребята.
Идут ребята по лесу и встречают лисичку.
Мудрая Сова: слово ли – сич - ка, сколько раз похлопали? Значит в слове личка три части. Первая часть ли, вторая сич, а третья ка. Молодцы, ребята.
Идут ребята по лесу и встречают белочку.
Мудрая Сова: слово бе – лоч – ка, сколько раз похлопали? Значит в слове белочка три части. Первая часть ли, вторая сич, а третья ка. Молодцы, ребята.
Воспитатель: ребята, а вы обратили внимание, что слова произносятся не сразу, а по частям. Есть у нас в языке слова, состоящие из одной, двух, и даже трёх частей. Эти части можно по-другому назвать: «Слог». Давайте дружно повторим: «слог». Значит, в слове личика сколько слогов? А в слове заяц? В слове белочка? (ответы детей).
Мудрая Сова: молодцы, ребята, мы справились с первым заданием.
4. Работа с предложениями.
Мудрая Сова: предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.
Девочка поливает цветы (ответы детей)
Мудрая Сова: назовите первое слово, второе, третье. Сколько всего слов в предложении? (ответы детей)
Мудрая Сова: в предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.
Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов. (ответы детей)
Мудрая Сова: ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают дети.
На доске появляется картинка (ответы детей).
Мудрая Сова: что у вас получилось? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.
Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.
Мудрая Сова: мы хорошо поработали, предлагаю передохнуть.
Физкультминутка
(дети осуществляют движения по смыслу текста)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Мудрая Сова: ребята, давайте поиграем в игру «Закончи слово».
Дидактическая игра «Закончи слово». Дети становятся в круг, воспитатель становится в центр круга и по очереди каждому ребенку кидает мячик, при этом называет часть слова. Ребенок должен назвать полное слово и кинуть мячик обратно. В качестве слов можно использовать имена детей.
Мудрая Сова: теперь давайте попробуем составить рассказ из двух трех предложений.
На экране появляется картинка «зайчик сидит на полянке».
Мудрая Сова: ребята, попробуйте, глядя на картинку рассказать о том, что делает зайчик. (ответы детей). Что у вас получилось? (ответы детей) Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов).
Мудрая Сова: а теперь давайте обозначим наши предложения графической записью.
Воспитатель показывает карточку – схему предложения, рассказывает о правилах написания предложения:
Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза. (показ карточки).
В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения. (показ карточки).
Воспитатель: сейчас, я сделаю графическую запись предложения на доске, а вы у себя в тетрадях.
Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак. Дети воспроизводят запись в тетрадях.
На доске появляются другие картинки: «Мальчик катается на самокате», «Девочка читает книгу». Предложения разбираются и записываются по вышеуказанной схеме. Последнее предложение воспитатель предлагает детям разобрать и записать самостоятельно.
5. Заключительная часть, рефлексия.
Воспитатель: ну что ребята, вы молодцы, сегодня мы очень хорошо позанимались, говорили о предложениях и словах. Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей) Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей) Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)