елена хардина
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в группе старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
[/h3] Тема: Путешествие в сказку.
Интеграция образовательных областей. «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Цель: Развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками, используя при этом средства образности и выразительности речи.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
1. Обогащать словарь детей.
2. Расширять лексическое значение слов.
3. Учить составлять сказку по плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
4. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Развивающие :
1. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, дополнять ответы детей. («Познание»).
2. Развивать фантазию, творческие способности, сообразительность, образное мышление. («Познание», «Чтение художественной литературы»).
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать собеседника, не перебивая. («Социализация»).
2. Воспитывать отзывчивость, желание помочь. («Социализация»).
Предполагаемый результат: дети понимают лексическое значение слов, умеют подбирать к словам синонимы, антонимы, рифму. Умеют составлять сказку по пану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Умеют подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе. Дети активно отвечают на вопросы воспитателя, слушают собеседника, не перебивая, дополняя ответы друг друга. Проявляют отзывчивость, стремление помочь.
Индивидуальная работа: учить отвечать детей распространенными предложениями.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, музыкально – художественная.
Формы организации совместной деятельности: партнерская форма организации, индивидуальная и фронтальная.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Материалы к НОД: игрушка зайца, атрибуты для создания среды по теме мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» (фото Вовки, детские книги, книга «Сделай сам», очки библиотекаря, трон царя, печка, «поляна» Василисы Премудрой, костюмы царя и Василисы Премудрой, ларчик с темными очками, дрова с картинками, грибы, елочки, пакет, веер, эфирное масло, книга, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
(Воспитатель заводит детей в группу).
- Ой, ребята, смотрите, сколько книг. Вот сказки для детей, вот рассказы для детей, стихи для детей. Куда мы с вами попали? (ответы детей).
- Верно, в детскую библиотеку.
- А зачем дети ходят в библиотеку? (ответы детей).
- Кто им помогает выбирать книги, советует, что прочитать? (Библиотекарь). (Воспитатель надевает атрибутику библиотекаря)
- Да, мы, библиотекари, всегда придем на помощь юным читателям. Но я - не простой библиотекарь: творю разные чудеса, могу всех детей в сказку отправить.
- А вы не хотите в сказку попасть?
- Был тут у меня один мальчик, Вовкой зовут. Тоже хотел в сказку попасть. Но уж торопился очень, что забыл свою фотографию (показываю фото) и книгу «Сделай сам», которая ему очень помогла бы в сказке.
- Давайте я вас в сказку отправлю, а вы попытайтесь Вовку догнать и книжку ему эту передать.
- Согласны?
- Тогда, берите книгу, закрывайте глаза. (Музыка).
- Пора отправляться в сказку!
2. Основная часть.
(Дети попадают к царю).(Воспитатель надевает атрибутику царя)
- Кто это к нам пожаловал? Проходите! Говорите, зачем пришли в мое царство и меня побеспокоили? (ответы детей).
- Вовку ищете, что бы книгу передать! Помню, был у меня такой! Только очень торопился и даже загадки мои отгадывать не стал! А вот вас я просто так не отпущу, сначала загадки отгадайте. Царь я или не царь!
(Дети отгадывают загадки).
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка).
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка).
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился. (Колобок).
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк,
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … (Медведь).
Родилась у мамы дочка,
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка).
- Молодцы! Все загадки отгадали. Можете дальше идти Вовку искать! Идите прямо к печке, она обязательно вам дорогу укажет.
(Дети подходят к печке с поленьями).
А вот и печка! Поленья приготовлены. Давайте их соберем в печку сложим. Может тогда она нам дорогу к Вовке укажет или пирогами угостит.
- Возьмите каждый по одному полену.
- Смотрите, поленья не простые. На каждом картинка, которая обозначает слово.
- Давайте подберем к ним слова, противоположные по значению, рифмы или будем называть их ласково.
- Внимательно слушайте друг друга, если заметите ошибку, можете исправить.
-Молодцы!
(печка говорит слова «Пирогами я вас угостить не успею, а вот дорогу к Вовке укажу. Ступайте к Василисе Премудрой!»).(Воспитатель надевает атрибутику Василисы)
- Здравствуйте, я Василиса Премудрая!
- А знаете, почему меня так называют? (ответы детей).
Потому что я много знаю и умею. Я дома строить умею, пироги печь, сказки сказывать. А хотите и вас сказки сочинять научу?
Что за зверь такой лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
- Вспомните, какой заяц, какими словами можно сказать о нем. (Беленький, трусливый, осторожный, быстрый).
- Какая у зайца шерсть? (Мягкая, пушистая, гладкая).
- Какие у него уши? (Длинные).
- Ноги? (Сильные, быстрые).
- Придумайте предложение про зайца, что бы в нем было слово пушистый, (трусливый, осторожный).
Что умеет делать заяц? (прыгать, скакать, бегать).
- А теперь придумайте предложение про зайца, чтобы в нем были слова прыгает, беленький.
- Когда заяц убегает от волка, то, как можно сказать про него? (очень быстро бежит, мчится, и несется стремглав).
- Вы подобрали интересные слова о зайце, придумали разные предложения.
- А сейчас мы с вами будем сочинять сказку. Давайте придумаем название нашей сказке. («Приключение зайки»).
- С каких слов обычно начинается. (Жили – были, жил да был).
- Какими словами обычно сказки заканчиваются. (Вот и сказке конец. ; И стали они жить да поживать).
- Каждый скажет по одному предложению со словами про зайца, которые мы только что называли.
- Помните, что все предложения должны быть связанны по смыслу. Давайте я начну, …продолжит, а …закончит нашу сказку.
Я начинаю: Жил, был в сосновом лесу маленький, пушистый зайчик…»
- Смотрите, какая интересная сказка получилась.
- А кто может рассказать сказку целиком? (Выходи, бери зайчика и начинай рассказывать, а вы внимательно слушайте.)
- Кому сказка рассказанная…понравилась?
- Кто хочет еще рассказать? (ответы детей)
- Вам ребята, к Волшебному ларчику нужно, он точно Вовку найти поможет, а волшебный клубочек вам дорогу укажет.
(Воспитатель бросает клубочек, дети идут за ним и попадают в Тридевятое царство к волшебному ларчику с темными очками).
- Смотрите, волшебный ларчик, а в нем очки. Возьмите очки, наденьте их и внимательно слушайте. Я буду читать рассказ, кто услышит, где нам искать Вовку очки снимет и положит их обратно в ларчик.
(Воспитатель читает рассказ и сопровождает его различными эффектами).
Представьте, что вы в осеннем лесу. Под ногами хрустит первый снег, дует прохладный осенний ветерок и приятно пахнет хвоей. Из далека, слышен шелест книжных страниц – это Вовка, ищет в библиотеке свою потерянную книгу.
- Кто услышал, где же нам искать Вовку? (ответы детей).
- Правильно, в библиотеке! Что бы нам, там оказаться, необходимо сказать заклинание.
(Дети говорят любые волшебные слова и попадают обратно в библиотеку, где их встречает Вовка) (Воспитатель надевает атрибутику Вовки)
- Привет, ребята! Я – Вовка! Не меня ли вы искали? (ответы детей)
- А зачем?
- Какая книга интересная, спасибо! Именно ее мне и не хватало в сказке. Побегу читать ее скорее и научусь все делать сам! Пока!
- Знаю, знаю! Исполнили просьбу мою, передали книжку. Спасибо!
- А кому понравилось путешествовать по сказке?
- Расскажите, что интересного, нового узнали?
- Чему научились?
- Знаю, что Даниил хорошо загадки отгадывал. И вот ему подарок (итог работы каждого ребенка).
- Ребята, в этих блокнотах вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось.
- А сейчас предлагаю рассказать о нашем путешествии вашему воспитателю.