Ольга Андреева
Конспект занятия НОД «Путешествие по сказке «Теремок» для детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по сказке «Теремок» для детей 4-5 лет».
Задачи:
— знакомить с новыми играми: «Двухцветный квадрат», «Эталоны формы», блоки Дьенеша, со счетными и цветными палочками;
— закреплять знания, полученные во время непосредственно образовательной деятельности;
— развивать речь, творческие способности и самостоятельность в игровой деятельности;
— умения различать и называть цвет, форму и величину геометрических фигур;
— навыки составлять по схеме разные фигуры из нескольких частей, называть их пространственное расположение относительно друг друга;
Публикация «Конспект занятия НОД „Путешествие по сказке „Теремок“ для детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
— мелкую моторику рук.
Оборудование: демонстрационное панно с изображением героев сказки и теремка; мнемотаблица по сказке, картинки с Изображением жилищ людей и Животных; игры: «Двухцветный квадрат» (по 2 на каждого ребенка); минифланелеграфы - ковролин (по 1 на каждого ребенка); схемы героев сказки, составленные из элементов игры «Эталоны формы» (1 на стол для двоих детей); набор геометрических фигур на липучке для собирания героев сказки (на каждого ребенка); набор счетных палочек (на каждого ребенка). Предварительная работа: ознакомление со сказкой «Теремок», использование мнемотаблиц для пересказа произведения детьми, расширение словарного запаса; закрепление знаний о диких животных — использование моделей для рассказа о героях сказки, развитие связной речи. В играх по формированию элементарных математических представлений — учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам (цвету, форме, величине); закреплять название геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал); учить составлять предметы из нескольких частей — геометрических фигур, уметь называть их и их пространственное расположение.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в группу пришли гости, давайте расскажем им нашу любимую сказку. Посмотрите на мою волшебную картинку. (Показывает мнемотаблицу по сказке «Теремок».) Скажите, пожалуйста, про какую сказку я говорю?
Дети (рассматривая мнемотаблицу). Это сказка «Теремок». Здесь изображены теремок и персонажи : мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
Воспитатель. А почему медведь изображен темным цветом?
Дети. Потому что он разрушил теремок и всем зверям сделал плохо.
Воспитатель. Совершенно верно. Скажите, ребята, а что такое теремок? И кто в нем живет?
Дети. Теремок — это домик, а живут в нем звери.
Воспитатель. Какие звери — дикие или домашние?
Дети. Дикие, потому что они живут в лесу.
Воспитатель. Хотите узнать, какие еще есть домики? Посмотрите на эту картинку. (Показывает картинки с разными домами.) Это пещера — в ней жили люди давным-давно, когда не было городов и деревень. Это — рыцарский замок — крепость для защиты от врагов; а это — дворец: в нем живут принцы и принцессы; а это — изба, дом в деревне. У кого из вас живут бабушки в деревне?
Дети отвечают.
А кто живет в таких домах? (Показывает обычный городской дом.)
Дети. Я, мы, люди в городе.
Воспитатель. Посмотрите, чей это домик? (Показывает медведя в берлоге.) Как он называется?
Дети. Берлога, живет в ней медведь.
Воспитатель. У кого домик на дереве? (Показывает дупло белки и гнездо птиц.)
Дети. У белочки дупло, птички живут в гнезде.
Воспитатель. А кто живет под землей? (Показывает норки мышки, крота, лисы.)
Дети. Мышка, крот, лиса.
Воспитатель. Правильно. А теперь давайте рассказывать сказку. (Рассказывает вместе с детьми)
Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок.
Бежит мимо мышка: — Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Ребята, а давайте сами построим теремок. Посмотрите на свои столы и скажите, из чего мы умеем делать домики?
Дети. Из счетных палочек и квадратика.
Воспитатель. Из чего мы сейчас будем его делать?
Д е т и. Из квадратиков.
Воспитатель. Садитесь, берите квадратики. Положите их перед собой красной стороной, теперь загните верхние уголки вперед, на квадрат — что у вас получилось?
Дети. Домик красного цвета.
Воспитатель. Правильно, а какой он формы? Какого цвета крыша? Какой формы?
Дети. Домик — прямоугольник. Крыша зеленого цвета треугольной формы.
Воспитатель. Правильно. Теперь разогните уголки и загните их назад, за квадрат. Какого цвета получились домик и крыша?
Дети. Красного цвета.
Воспитатель. Теперь положите перед собой зеленый квадратик. Загните уголки. Какого цвета домик и крыша?
Дети. Домик — зеленый, крыша — красная.
Воспитатель. Разогните уголки. И загните их снова — назад, за квадрат. Какого цвета получились домик и крыша?
Дети. Зеленого цвета.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Какие красивые теремки у нас получились. А теперь давайте сделаем первую гостью в теремке. Кто это?
Дети (откладывают в сторону домик и берут второй квадрат). Мышка-норушка.
Воспитатель. Возьмите второй квадратик. Согните его пополам — уголок к уголку. Какая фигура у нас с вами получилась?
Дети. Треугольник.
Воспитатель. Правильно, треугольник. Поставьте его как горочку, чтобы по ней скатились санки, и верхний уголок загните внутрь. Вот и наша мышка. Поиграйте с ней немножко и будем дальше рассказывать сказку.
Дети играют с мышками на столе.
Воспитатель вместе с детьми рассказывает сказку дальше.
Прискакала лягушка:
— Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
— Я — мышка-норушка. А ты кто?
— А я — лягушка-квакушка. Давай вместе жить!
И стали они вместе жить.
Ребята, давайте сделаем лягушку из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах.
Найдите рисунок лягушки, посмотрите на нее и скажите, из каких геометрических фигур она состоит и какого размера ее части: голова, туловище, передние и задние лапы — какие они? Какого цвета будет лягушка?
Дети. Голова — большой овал, туловище — большой треугольник, передние лапы — маленькие треугольники, задние лапы — маленькие прямоугольники. Лягушка обычно бывает зеленого цвета.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Найдите детали лягушки и соберите ее на своих ковриках.
Дети выполняют.
Давайте рассказывать сказку дальше. На чем мы остановились? Кто должен следующий прийти в гости?
Дети. Зайчик-попрыгайчик.
Воспитатель с детьми рассказывает сказку.
Воспитатель. Бежит мимо зайчик. Увидал теремок и спрашивает :
— Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
— Я — мышка-норушка.
— Я — лягушка-квакушка. А ты кто такой?
—Я — зачик-попрыгачик. Пустите меня к себе жить.
Прыгнул зайчик в теремок и стали они вместе жить-поживать
втроем.
Посмотрите, ребята, на свои столы и найдите рисунок зайчика.
Скажите, из каких геометрических фигур он состоит и какого размера эти части: голова, туловище, хвост, лапы, уши — какие они?
Дети. Голова — маленький круг, туловище — большой круг, уши длинные — овал, хвостик — самый маленький кружок, лапы — прямоугольники.
Воспитатель. Молодцы, ребята, соберите зайчика на своих ковриках.
Дети выполняют.
Вы, наверное, устали. Выходите на ковер, сделаем зарядку.
Воспитатель показывает движения, дети делают их вместе с ним.
Нам лениться не годится Помните, ребята:
Дети поднимают руки вверх, затем разводят в стороны.
Даже звери в теремочке Делают зарядку.
Выполняют наклоны в стороны. Выходите на зарядку: Маршируют на месте. Зайцы скачут: скок-скок,
Прыгают на месте, как зайчики.
Да на беленький снежок, Приседают, слушают — Не идет ли волк.
Приседают, слушают.
Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса.
Бегут на месте.
Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста.
Поднимают руки через стороны вверх.
А еще забыли мышку, Мышку — серую малышку.
Приседают, встают.
Давайте рассказывать сказку
дальше.
Бежит мимо лисичка-сестричка, постучала в теремок и
спрашивает:
— Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
— Я — мышка-норушка.
— Я — лягушка-квакушка.
— Я — зайчик-попрыгайчик. А ты кто?
— А я — лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить.
Забралась лисичка в теремок, и стали они все вместе жить.
Ребята, возьмите наши квадратики и соберем лисичку. Какого цвета бывает лиса на самом деле?
Дети. Рыжего.
Воспитатель. Положите квадратики зеленой стороной на стол, сложите его сторона к стороне пополам. Что за фигура у вас получилась и какого она цвета?
Дети. Прямоугольник красного цвета.
Воспитатель. Теперь загибаем верхний уголок по сгибу вовнутрь, — получилась лисичка. Похожа она на мышку? Скажите, а чем отличаются мышка и лисичка друг от друга, когда мы их собирали.
Дети. Они получились одинаковыми, хотя и делали мы их по-разному. Для мышки мы складывали квадратик в треугольник, а для лисички — в прямоугольник.
Воспитатель. Правильно. Пусть ваша лисичка побегает за мышкой. Поиграйте с ними. А потом будем продолжать дальше рассказывать сказку.
Дети играют с мышкой и лисичкой.
Давайте рассказывать скажу дальше.
Прибежал волчок-серый бочок:
— Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
— Я — мышка-норушка.
— Я — лягушка-квакушка.
— Я — зайчик-попрыгайчик.
— Я — лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я — волчок-серый бочок. Можно мне к вам?
Забрался волчок в теремок и стали они все вместе жить.
Ребята, найдите на своих столах рисунок волка.
Подберите к нему геометрические фигуры, из которых он состоит: голова, туловище, лапы, хвост, уши.
Дети. Голова — большой треугольник, туловище — большой прямоугольник, лапы — маленькие прямоугольники, уши — маленькие треугольники, хвост — маленький овал.
Воспитатель. Правильно, молодцы. А теперь соберите волка на своих ковриках.
Дети выполняют.
Будем продолжать нашу сказку. А про кого нам осталось еще рассказать?
Дети. Про медведя. (Рассказывают сказку вместе с воспитателем.)
Идет мимо медведь. Увидал теремок да как заревет :
— Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
— Я — мышка-норушка.
— Я — лягушка-квакушка.
— Я — зайчик-попрыгайчик.
— Я — лисичка-сестричка.
— Я — волчок-серый бочок.
А ты кто?
— А я — медведь косолапый! И полез в теремок. Лез-лез,
никак не мог влезть и говорит:
— Лучше я на крыше буду жить!
— Ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю!
Влез медведь на крышу и раздавил теремок. Разбежались звери кто куда!
Воспитатель. Ребята, давайте сделаем медведя из геометрических фигур.
Найдите на своих столах рисунок медведя и скажите, из каких частей он состоит: голова, туловище, лапы, уши. Соберите мишку на своих ковриках.
Дети. Голова — большой круг, туловище — большой квадрат, уши — маленькие круги, лапы — маленькие овалы и прямоугольники.
Дети собирают медведя на ковриках.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями и наша сказка закончилась. А давайте построим нашим зверюшкам новый домик-теремок из счетных палочек. Из каких геометрических фигур он состоит?
Дети. Из квадрата — это домик и треугольной крыши.
Дети составляют домики из счетных палочек.
Воспитатель. Какие у нас получились красивые теремки! А из чего мы еще умеем строить домики? В какие игры мы играли и строили разные предметы?