Залина Жамбикова
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Мир профессий»
▼ Скачать
Цель образовательной деятельности:
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников посредством привлечения участников волонтерского отряда.
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к каждой профессии;
- Воспитывать эстетические и морально – волевые качества дошкольников;
- Способствовать сплочению детского коллектива и повышению уровня игрового взаимодействия между детьми.
Предварительная работа с детьми:
- Чтение художественной литературы
К. И. Чуковский «Доктор Айболит» (1929); Ш. Перро «Золушка» (1984);
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Мир профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Г. Х. Андерсен «Свинопас» (1922); С. Михалков «А что у вас?» (1982);
В. Маяковский «Кем быть?» (1980); Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе» (1959).
- Беседы по теме
«Все профессии важны» (Цель – расширения представления детей о профессиях взрослых); «Профессии наших мам» (Цель – показать значение и важность каждой профессии); «Какие они?» (Цель – воспитание уважительного отношения к труду)
- Посещение тематических экскурсий
- Игры по теме
Дидактическая игра «Отгадай профессию» (Цель – закреплять умение называть профессию, находить лишний предмет труда по определенному виду профессии, объяснять, почему он лишний); речевая игра «Профессии» (Цель – сформировать у детей представление о труде); Дидактическая игра «Кто чем занимается» (Цель – закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий)
- Прослушивание музыкальных произведений
Из детских мультипликационных фильмов (про профессии).
- Просмотр мультипликационных фильмов
1. Организационный этап (подготовка к ООД/НОД)
Вводная часть - 4 минуты.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
(автор стихотворения Н. Красильников)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, чтобы познакомить вас с уникальным миром профессий. Наши гости – это участники волонтерского отряда «Актив», которые помогут мне сделать наше занятие интереснее, увлекательнее и радостнее!
- А вы знаете кто такие волонтеры?
(Предполагаемые ответы детей : «Нет», «Да», «Знаем», «Не знаем», «Добровольцы», «Помощники», «Вожатые», «Ученики»)
- Волонтеры – это те, кто помогают другим людям просто так, потому что они – хорошие!
- И мы желаем вам, ребята, доброго утра! Доброе утро!
(Под музыку происходит представление участников волонтерского отряда).
Воспитатель:
- Сегодня наши волонтеры будут исполнять роль помощников, и они помогут вам разделиться на 3 команды, после чего мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в волшебный и таинственный мир профессий
Волонтеры:
- Для того, чтобы начать наше путешествие, нужно рассадить всех по волшебным автобусам (Перед занятием формируются ряды из парт/столов, на первую парту каждого ряда приклеиваются фары, таким образом каждый ряд символизирует автобус для путешествия).
2. Мотивационный этап (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) :
Волонтеры:
- Посмотрите, у нас с вами как раз подъехали три волшебных автобуса для путешествия в мир профессий. Давайте, же скорее займем свои места! А для того, чтобы нам определить, кто в каком автобусе поедет, мы с вами сыграем в одну очень интересную игру, которая называется «Фишка».
( Примечание: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы - из 2-х цветов. Для группы из 15 человек - по 5 листочков каждого цвета и т. д.)
Инструкция: Участники встают в круг и закрывают глазаВедущий на спину каждому крепит листочки - стикеры. По команде ведущего все открывают глаза. После чего, без слов, все участники должны распределиться по группам.
Воспитатель:
- Отлично, молодцы ребята! Мы с вами разделились на три команды, а теперь скорее занимайте свои места в автобусах – мы с вами отправляемся в путь! Ой! Ребята! Что-то наши автобусы не едут! А что нужно, для того, чтобы наши автобусы отправились в путь? (Предполагаемые ответы детей : «Завести», «Бензин», «Топливо», «Руль», «Водитель» и др.)
- Конечно, нашим автобусам необходимо топливо! Ведь автобусы у нас не простые, а волшебные, и топливо у наших автобусов тоже не простое, а волшебное, точнее, карамельное! Сейчас топлива в автобусах совсем мало, но на остановках мы сможем их дозаправить, если будем верно, быстро и весело выполнять все задания! Путешествие нас ждет непростое и автобусам просто необходима дозаправка вкусным топливом!
(Звучит музыка, участники занимают места в «автобусах»).
2. Игровая деятельность:
Основная часть – 22 минуты.
Этапы:
- этап создания проблемной ситуации
- этап решения проблемной ситуации
- этап закрепления знаний в играх
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, что у меня есть – это карта нашего необыкновенного путешествия (на экране появляется видеофрагмент из мультфильма «Даша путешественница» - «Карта я» и карта путешествия). Ребята, впереди нас ждет непростое и очень таинственное путешествие в мир профессий. А чтобы было интереснее - за каждый правильный ответ ваша команда будете получать карамельку – это как раз то самое волшебное карамельное топливо для ваших автобусов!
- Посмотрите, пожалуйста, на карту и скажите мне как называется наша первая остановка? (Ответы детей).
- Да, всё верно, наша первая остановка называется «Угадай-ка!» и для того, чтобы нам добраться до неё, нужно завести и хорошенько прогреть наши автобусы. И помогут нам в этом наши волонтеры.
(Волонтеры проводят физкультминутку)
Физкультминутка «Машина».
Завели машину: ш-ш-ш. вращения руками перед грудью
Накачали шину: ш-ш-ш. упражнение "Насос"
Улыбнулись веселей
И поехали скорей. (2 раза) вращение воображаемого руля
Воспитатель:
- Молодцы, вы отлично справились с заданием! Кстати, скажите пожалуйста, а в роли представителей какой профессии вам сейчас удалось
побывать? (Предполагаемые ответы детей : «Водитель», «Шофер», «Таксист», «Водитель автобуса», «Водитель машины» и др.)
- Правильно! Конечно, это водитель!
Умело он ведёт машину – Ведь за рулём не первый год! Слегка шуршат тугие шины, Он нас по городу везёт.
(автор стихотворения А. Н. Еремина)
Воспитатель:
- Скажите, как вы думаете, а легко ли быть водителем? (Предполагаемые ответы детей : «Да», «Нет», «Легко», «Трудно» и др.)
- Я вижу, что ваши мнения на этот счет разделились, поэтому предлагаю вам скорее посмотреть на нашу волшебную карту, что же она нам скажет на этот счет? (На экране появляется видеофрагмент из мультфильма «Даша путешественница» - «Карта я» и далее следует видеофрагмент из мультфильма «Незнайка» - «Как Незнайка учился водить машину»)
(Просмотр видеофрагмента)
Воспитатель:
- Что ж, скажите мне теперь, просто ли быть водителем? (Предполагаемые ответы детей : «Сложно», «Трудно», «Непросто») Молодцы, ребята! Профессия водитель – очень сложная, важная и ответственная, ведь от твоего мастерства зависит не только твоя безопасность, но и безопасность всех участников дорожного движения!
- А мы с вами как раз доехали до первой остановки, которая называется «Угадай-ка!» и ваши вожатые/волонтеры уже подготовили для вас первое задание.
Волонтеры:
- А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру, которая называется “Угадай-ка”.
Каждому ряду раздаются карточки с указанной там профессией (рисунок). На каждую парту ряда – одна карточка. Показывать содержимое карточки другим участникам игры нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды - соперницы должны угадать, какую профессию им демонстрируют. Победители получают карамель для «дозаправки» автобуса.
Воспитатель:
- Вы блестяще справились с этим непростым заданием, но мне кажется, что вы засиделись, а нам уже давно пора ехать дальше, на поиски новых приключений.
Волонтеры проводят физкультминутку:
Физкультминутка «В машине».
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
Задание: Двигаться в заданном направлении, вращая воображаемый руль.
Воспитатель:
- Ребята, вы прекрасные водители, и у нас с вами новая остановка, которая называется «Загадочная».
(На экране появляется видеофрагмент из мультфильма «Даша путешественница» - «Карта я» и карта путешествия).
- Как вы думаете, какое задание вас ждет на этой остановке? (Выслушиваются ответы детей)
- Правильно, ребята, сейчас мы будем разгадывать загадки! За каждую верно отгаданную загадку ваш автобус получит карамельку, вот сейчас мы и увидим, какой автобус дозаправится больше остальных и вырвется вперед в нашем непростом путешествии, а какому нужно будет хорошенько постараться, чтобы не отстать!
Волонтеры:
Загадки «Профессиональные»
1. Его работа - в глубине, на самом дне.
Его работа - в темноте и тишине.
Но кто же он, ответь-ка на вопрос:
Не космонавт, а ходит среди звёзд.
(Водолаз)
2. Варит он ни борщ, ни суп,
И ни каши с разных круп,
Варит он котлы топные,
Трубы, прутья, швы сварные.
(Сварщик)
1. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит. (пожарный)
4. С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает. (юрист)
5. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он.
(артист)
6. Я конфеток много ел
Вот мой зуб и заболел
Что мне делать? Как мне быть?
Надо зубик подлечить
Зубик мой мне очень дорог,
Помоги мне. (стоматолог)
7. На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется. (военный)
8. Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
(Строители)
Волонтеры:
- Молодцы, ребята, дозаправили свои автобусы волшебным карамельным топливом и продолжаем путь!
Волонтеры проводят физкультминутку:
Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»
1. Хочешь стать ты гитаристом, делай так …
Хочешь стать ты пианистом, делай так …
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так …
2. Хочешь стать ты маляром, то делай так …
Хочешь поваром ты быть, то делай так …
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так …
3. Если хочешь стать спортсменом, делай так …
Если хочешь быть артистом, делай так …
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так …
Воспитатель:
- Здорово! Я вижу, что вы уже подкрепились, отстающие подтянулись и готовы к новым заданиям!
(На экране появляется видеофрагмент из мультфильма «Даша путешественница» - «Карта я» и карта путешествия).
- Но прежде чем мы продолжим путешествие, я хочу вам прочитать одно очень хорошее стихотворение Джани Родари «Чем пахнут ремёсла» :
У каждого дела
Запах особый
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый, -
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
- Понравилось вам стихотворение? Что вы поняли? (Предполагаемые ответы детей : «Лениться плохо», «Плохо быть лодырем» и др.)
- Но мы-то с вами молодцы, мы не лодыри, мы с вами хорошо потрудились и прибыли к следующей остановке. Остановка наша называется «Говорилка».
Волонтеры:
Остановка «Говорилка»
- Мы сейчас будем произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
· «Кому добавки?» (повар).
· «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
· «Большое спасибо за покупку» (продавец).
· «Тушим, ребята!» (пожарный)
· «А челочку делать будем?» (парикмахер)
· «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
· «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
· «Передаем за проезд!» (кондуктор)
· «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
· «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
(За верный ответ команда получает карамельку).
- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.
Волонтеры:
Физкультминутка «В лесу»
Мы шли-шли-шли,
Землянику слева нашли,
Сели, поели,
Опять пошли.
Мы шли-шли-шли,
Подберезовик справа нашли,
Взяли в корзинку,
Опять пошли.
Мы в лес пошли, топор нашли.
Дрова рубили:
- Ах! Ух! Ох! Их!
Воспитатель:
- Ребята, какие вы молодцы, как вы здорово управляете нашими волшебными автобусами! У нас с вами новая остановка, которая называется «Детский сад»
(На экране появляется видеофрагмент из мультфильма «Даша путешественница» - «Карта я» и карта путешествия).
- Ух ты! Мы с вами приехали в наш детский сад! Как раз туда, где и начиналось наше с вами необыкновенное путешествие! Я представляю вам еще одну очень важную профессию – воспитатель. Воспитатель всегда накормит и обогреет, поможет сделать поделку и прочитает сказку перед сном, отведет на прогулку и научит читать первые слова. Труд воспитателя порой бывает очень нелегким. Но великое счастье и смысл этого труда — вырастить умного, доброго, умелого и любознательного маленького человека!
- Ребята, а вы хотели бы стать воспитателем детского сада? Почему?
(Выслушиваются ответы детей, при необходимости задаются наводящие вопросы)
4. Рефлексивный этап (подведение итогов ООД/НОД, самооценка детей).
Заключительная часть – 5 минут.
Волонтеры:
- Вот и подошло к концу наше путешествие в страну профессий. Все профессии, о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям. Нельзя выделить более нужные и менее нужные профессии. Они все нужны! Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач и медсестра, воспитатель и помощник воспитателя.
Воспитатель:
- Но самое главное, что мне хотелось бы вам сказать, это то, что можно быть кем угодно: прекрасным врачом, умелым парикмахером, знающим поваром, водителем, учителем, но если у человека злое сердце, если он завистлив и эгоистичен, такой человек не принесет радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. А профессию, мне кажется, вы выберете правильно, с умом, по зову сердца.
Волонтеры:
Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Повар варит нам компот,
Парикмахер всех стрижет.
Шьёт портной для нас штаны.
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!
(автор стихотворения С. Михалков)
Воспитатель:
- Ребята, к сожалению пришло время прощаться. Скажите пожалуйста, что вам запомнилось, что для вас было важным на сегодняшней встрече? (Ответы детей) Прежде, чем мы закончим наше занятие, я хочу, чтобы вы выбрали, с каким настроением оно для вас прошло. Выберите «смайлик» подходящего цвета и приклейте его на экран. Зеленый – все понравилось,
было весело и интересно. Желтый – мне было спокойно и немного трудно. Красный – мне было сложно, не понравилось.
- Спасибо вам за активность на занятии, до новых встреч!
В память о сегодняшнем путешествии участникам вручаются памятными свидетельствами.