Оксана Колмагорова
Конспект занятия «Части тела»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия на тему : «Части тела»
Задачи:
- образовательные: закреплять знание по данной лексической теме; уточнение и активизация словаря через слова, обозначающие действия предметов; учить образовывать существительные с уменьшительными и увеличительными оттенками.
- развивающие: развитие мыслительных процессов анализа и синтеза, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей моторики
- воспитательная: воспитывать заботливое отношение к своему организму.
Публикация «Конспект занятия „Части тела“» размещена в разделах
Оборудование демонстрационное: фотографии людей разного возраста; изображение отдельных частей тела; альбомы; цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент Возьмите со стола зеркала. Сейчас мы с вами будем изображать разные эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови, сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица? /злое, страшное/. А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее выражение лица? /доброе, радостное/. А какое выражение лица нравится вам? Какое настроение у вас чаще всего бывает? /ответы детей/. Ну тогда начинаем наше занятие, и пускай хорошее настроение будет сопровождать его.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришел Колобок и принес фотографии. Давайте расскажем колобку, кто изображен на них.
- Как можно назвать их одним словом? (люди)
- Чем отличаются люди друг от друга? Обратите внимание на возраст, рост, вес, цвет глаз, цвет волос.
- А теперь ответьте, что общего у таких разных людей? (люди похожи друг на друга формой своего тела)
Колобок: - значит я тоже человек?
Воспитатель: - ребята, а разве колобок похож на людей? Чем отличается он?
2. Основная часть
Работа над схемой
- Из каких частей состоит наше тело? (голова, шея, туловище, руки, ноги)
- Возьмите каждый по одной части. А теперь соберем человека из этих частей. Какая вы думаете, какая часть самая главная? (голова)
- На чем держится голова? (на шее)
- Самая большая часть нашего тела? (туловище)
- А главные помощники нашего тела, это? (руки и ноги)
- По сколько рук и ног у человека?
- Рассмотрите, что есть одинакового на руках и ногах?
Чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык»
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык – один и нос тоже один
Скажи, бабушка, просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык и нос один?
- А потому, милая внучка, отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой куда не надо не совала. Вот оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно!
Игра на развития внимания «Доскажи словечко»
Я начинаю предложения вы заканчиваете.
-Головой что мы делаем? (думаем)
-Ушами что делаем (слушаем)
-Глазами? (смотрим)
-Носом? (дышим, нюхаем)
-Ртом? (едим, пьем, говорим)
-Руками? (держим, берем)
-Пальцами? (трогаем, гладим, рисуем)
- Ногами? (ходим, бегаем, прыгаем)
Сегодня для вас ребята подготовили свои загадки. А помогут их разгадать вам волшебные зеркала. Каждому ребенку дается зеркало.
3. Загадки
Брат с братом через дорогу живут
А один другого не видят (глаза)
Внимательно посмотрите на себя зеркало. Как вы думаете, что это?
Правильно, это глаза. Слушаем следующую загадку.
Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)
Вот гора, а у горы две глубокие норы, а в этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос)
Не сеют, не сажают, сами вырастают (волосы).
Упражнение с движениями
-: А сейчас КОЛОБОК мы тебе расскажем и покажем, какие еще части тела есть у человека.
Воспитатель показывает, дети повторяют за ним движения на своих местах.
Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове
На руках – запястья, локти уха два и мочки две
Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски
Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки
Есть колени и спина Щеки, нос и две ноздри
Но она всего одна Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.
Для чего нужны зубы, язык, ноги, руки, нос, ресницы? /ответы детей/
Воспитатель: А что еще находится на голове? /волосы/
Воспитатель: Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.
Колобок: Ребята, а я знаю, чего нет у животных – лица. А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.
Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь -
4. Физминутка
Воспитатель: Встаньте за своими стульчиками, проведем небольшую зарядку.
Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлоп, хлоп!
Хлопаем перед собой! Хлоп, хлоп!
Вправо можем! Влево можем!
И крест накрест руки сложим.
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ»
Воспитатель: Садитесь на свои места и послушайте сказку, которая называется «Два брата».
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого – ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого было своё жильё. ИК имел маленький домик. ИЩ – большой домище. Воспитатель рисует на доске дома братьев и задает детям вопросы: какой дом имел ИЩ? /большой/. Как он назывался? / домище/. Какой дом имел ИК? /маленький/. Как он назывался? /домик/.
- Теперь я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать. (рассказ по рисунку на доске). У одного брата был не нос – а … /носище/, а у другого /носик/. У одного брата был не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/. (руки, ноги, лоб, глаз, волосы)
- Как звали маленького брата? /ИК/. Как звали другого брата? /ИЩ/. Какой был ИЩ? /большой/.
Воспитатель: Если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ – то предмет большой.
6. Воспитатель: Давайте, теперь сравним братьев.
Игра: «Скажи наоборот»
У ИЩА лицо грустное, а у ИКА - /веселое/
У ИЩА волосы темные, а у ИКА - /светлые/
У ИЩА волосы длинные, а у ИКА - /короткие/
У ИЩА волосы прямые, а у ИКА - /кудрявые/
У ИЩА нос большой, а у ИКА - /маленький/
ИЩ толстый, а ИК /худой/
ИЩ высокий, а ИК /низкий/
7. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Колобок: А я один раз залез в лужу и весь испачкался, так было весело.
Воспитатель: Ты, наверное, не знаешь, что может произойти, если человек не следит за чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? /о неряхе, грязнуле/ - Что надо делать, чтобы быть чистым? /умываться, мыть руки, тело, чистить зубы, причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь…/
Игра: «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»
(логопед показывает предметы ухода за телом, а дети составляют предложения /расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы…/)
Колобок: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.
8. Итог: Что мы сегодня узнали на занятии? /ответы детей/
Колобок: - Ой, я тоже хочу быть похожим на людей.
-Ребята, а давайте представим, что у колобка появились как у человека все части тела. Нарисуем его портрет и подарим ему. (дети рисуют портрет колобка и дарят ему)
Колобок: - Спасибо вам ребята, какой я красивый на ваших рисунках и похож на человека. До свидания.