Ольга Камший
Конспект занятия «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Насекомые.
Цель: Формировать у детей навыки поисковой деятельности; развивать у детей познавательный интерес; закрепить и систематизировать знания детей о понятии «насекомые».
Задачи:
Продолжать учить детей сравнивать различные виды насекомых; находить различие и общие признаки; выделять насекомых как класс в мире живой природы.
Совершенствовать речевые навыки:
- монологической речи: умение составлять рассказ с опорой на мнемосхему;
Публикация «Конспект занятия „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- диалогической речи: умение вести диалог, отвечая на вопросы полным предложением, задавать вопросы;
- совершенствовать звукопроизношение.
Формировать у детей навыки общения и взаимодействия друг с другом в ходе занятия.
Развивать мыслительные процессы: логическое мышление, делать умозаключения на основе наблюдений, фактов по теме занятия.
Продолжать развивать творческие способности детей, используя различные материал (бумага, пластилин).
Воспитывать осознанно бережное отношение к объектам природы, закреплять правила поведения в природе.
Наглядный материал:
- картинки с изображением различных видов насекомых;
- игрушки – насекомые разных видов – набор;
- макет лесной полянки из искусственных деревьев, муравейника, насекомых и т. п.
- макет муравейника
- знак поведения в лесу
- мнемосхемы для составления рассказов (шесть карточек)
- рисуночная схема появления насекомого на свет
- кроссворды по количеству детей
Оборудование:
- магнитная доска и магниты
- магнитофон (аудиозапись «Звуки в лесу» издательства «Детство-Пресс» серия «Звуки живой природы»
- телеэкран для демонстрации презентаций
- смайлики по паре каждому ребенку «Радость «и «грусть»
- костюмы детские «Пчелки» и «Букашки»
- конфеты для угощения детей
- фломастеры
Организационная среда:
- В группе создана лесная полянка из зеленого покрытия и искусственных деревьев, муравейника, насекомых и цветов : Под лепестками цветов спрятаны различные насекомые. По краям «полянки» стоят искусственные деревья, между ними самодельный муравейник. Рядом с муравейником расположена композиция – совместная работа педагога и детей – насекомые из пластилина. На полянке стоит знак с правилами поведения в лесу «Не сори! Не губи! Не шуми!» в Группе на магнитной доске оформлено панно «разноцветные бабочки», изготовленное совместно педагогом и детьми.
- На детских столах размещены листы А4 с кроссвордами, фломастеры.
- На магнитной доске размещены картинки различных насекомых.
- Аудиозапись звуков насекомых в лесу
- мультимедиа презентация «Удивительные бабочки»
Организация детей: Дети перемещаются по группе в ходе занятия из учебной зоны от магнитной доски на «полянку», отгадывают кроссворд индивидуально, сидя за столами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с гостями. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей! Молодцы! Я вижу у вас замечательные улыбки, какое радостное настроение. Давайте возьмёмся за руки и поделимся друг с другом хорошим настроением.
Звучит аудиозапись звуков насекомых в лесу.
Воспитатель: Дети, представим себе, что мы с вами находимся на лесной полянке. Вам нравится здесь?
Дети: рассматривают полянку, отвечают положительно, им нравится на полянке.
Воспитатель: «Дети, вы чувствуете лесной свежий воздух? Давайте вдохнём его.
Проводит с детьми Дыхательные упражнения: выполняем глубокие вдохи и выдохи.
Воспитатель: А вот паутинка мешает нам пройти, давайте сдуем её.
Дети дуют на воображаемую паутинку.
Воспитатель: В любое место, куда мы приходим, мы соблюдаем определенные правила поведения. О каких правилах мы должны помнить в лесу?
Дети: Называют правила поведения в лесу, указывают на знак: НЕ ГУБИ! НЕ СОРИ! НЕ ШУМИ!. Указывают на знак, установленный около лесной полянки.
Воспитатель: Ребята, а кого мы можем встретить в лесу?
Дети: зверей, птиц.
Воспитатель: Но звери всегда боятся человека и вряд ли они к нам выйдут. Животные, как правило, обходят человека стороной. Птицы, если увидят на полянке такое количество детей, разлетятся. Птицы тоже очень осторожны.
Ребята, а есть ли в лесу такие существа, которые нас не испугаются и может быть не спрячутся?
Дети: Да, насекомые.
Воспитатель: Дети, а кого вы называете насекомыми? Кто это?
Дети: Насекомые - это живые существа. которые имеют тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит их трех частей: голова, грудь, брюшко. На голове – пара усиков, для осязания и обоняния. У насекомых очень сложные глаза из множества крошечных глазков. Ямногие из них умеют летать.
Воспитатель: Дети, а как насекомые появляются на свет?
Дети: используя наглядную схему, рассказывают по ней о этапах развития и появления на свет насекомого на примере бабочки : яйцо-гусеница-куколка-бабочка.
Рассказ ребенка по схеме: «Взрослая бабочка откладывает яйца на какое-нибудь растение. Их яиц появляются гусеницы. Они прогрызают скорлупу яйца и выбираются наружу. Молодая гусеница много ест и быстро растет и превращается в куколку: она ткет себе твердый кокон. Кокон лопается и на свет появляется взрослая бабочка. Крылья у нее еще мягкие и сморщенные, но они быстро высыхают на солнышке.
Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?
Дети называют: пчела, муравей, бабочка, оса, божья коровка, кузнечик, муха и др.
Показывают картинку на магнитной доске.
Воспитатель: А вы знаете, что насекомых на нашей планете гораздо больше, чем птиц и млекопитающих. Давайте оглянемся вокруг, может быть кто-нибудь увидит где насекомые спрятались на нашей полянке?
Дети находят насекомых на импровизированной полянке (использован набор насекомых из пластика). Рассматривают их строение, определяют название.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о насекомых, читали журналы, энциклопедии, просматривали фильмы, мультфильмы. А чтобы вам было легче составить рассказ о насекомом, будем использовать знакомую вам схему (см. Приложение).
Воспитатель предлагает детям рассказать о любом насекомом по желанию, используя наглядную мнемосхем.
Дети составляют рассказы.
Рассказ ребенка о кузнечике с опорой на мнемосхему из шести карточек.
(Схема в приложении)
Это кузнечик.
У него стройное тело, длинные усы, две пары крыльев и длинные задние ноги, которые помогают ему делать большие прыжки. Это насекомое зеленого цвета.
Живет кузнечик в высокой траве.
Питается кузнечик зеленой травой. Зубов у него нет, он грызет траву челюстями с твердыми зазубринами.
Врагов у кузнечика много: птицы, лягушки, хищные насекомые. Спасаясь от врагов кузнечик маскируется под цвет травы.
Интересный факт: «Поют» кузнечики с помощью крыльев. Они трут крылья друг об друга и получается стрекотание. Стрекочет только самец. У кузнечика ушки на передних ножках.
Дети рассказывают описательные рассказы о насекомых по желанию.
Воспитатель организует динамическую паузу: подвижную игра «Что летает, что ползает» (автор Г. Лаптева).
Воспитатель называет животных, птиц, насекомых. Дети определяют «летает» это, или «Ползает». Если летает – стать на носочки, поднять руки вверх; ползает – присесть, ладони опустить на пол. Если не то и не другое, то просто стоять, опустив руки вдоль туловища.
Воспитатель: А сейчас, дети, успокойтесья, сосредоточтесь и послушайте рассказ – небылицу:
Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот, однажды, одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела. Бабочка полакомилась мухой и выздоровела.
Воспитатель: Дети, что не так в этом рассказе? Найдите ошибки.
Дети отвечают:
- Бабочки не прыгают, а летают
- Не любят летать под дождем
- Не все бабочки перелетают на юг
- Бабочки не питаются мухами.
Воспитатель: Молодцы! Вы внимательны.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением быстро бегущего Петрушки, что является переходом в следующему заданию: Дети понимают, что сейчас будут проговаривать скороговорки. (Карточки с картинкой и текстом скороговорок в приложении).
Далее: воспитатель проводит игру «Хорошо – плохо» по ТРИЗ- технологии: дети по кругу передают друг другу насекомого. Воспитатель первый передает и дает команды: «Хорошо» или «плохо». Ребенок озвучивает качество хорошее или плохое свойство насекомых :
«Хорошо»
«Плохо»
Насекомые опыляют растения, иначе не будет плодов и цветов.
Насекомые могут укусить человека, ужалить.
(пчела, оса)
Насекомые дают мед.
Поедают урожай. (саранча)
Тутовый Шелкопряд дает шелк.
Мешают отдыхать на природе. (комары, оводы)
Насекомые красивые, люди любуются ими.
Могут заразить смертельной болезнью.
Некоторые насекомые уничтожают вредителей садов и огородов. Сохраняют урожай. Божья коровка уничтожает тлю.
Есть ядовитые насекомые.
Лечат животных от их болезней. Например: Черный дрозд, садясь на муравейник, избавляется от паразитов муравьиной кислотой.
Портят уничтожают одежду человека (моль).
В экзотических странах насекомых используют как украшения, и употребляют в пищу.
Полчища бродячих муравьев поедают все на своем пути.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и каждому разгадать кроссворд «Насекомые» (задания кроссворда в приложении). Воспитатель читает загадку, дети пишут слово - отгадку в кроссворде под соответствующим номером. Затем Воспитатель Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Жучок»
Наш жучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
И жучка на землю смыл. Хлопок ладонями по столу-коленям.
Ладони боковыми сторонами
Солнце стало пригревать прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качаем руками
Наш жучок полжет опять, (солнышко светит)
Действия аналогичны
А за ним ползут все детки первоначальным
Чтобы погулять по ветке. Паучки ползают по голове.
проводит мультимедиа презентацию «Необыкновенные бабочки».
В завершении занятия с детьми проводится рефлексия:
Воспитатель: В тарелочках у вас на столах находятся смайлики, они разные. Посмотрим чем они отличаются? ( настроением: радость и грусть.)
- Если у вас сегодня на занятии встретились трудности – возьмите грустного смайлика, а если вам сегодня было интересно на занятии, всё понравилось и у вас хорошее настроение-возьмите радостного смайлика. Дети выбирают смайлики и выкладывают их на стол.
Прилетают персонажи «Пчелка» и «Букашка». Приветствуют всех, хвалят за хорошие знания о насекомых и угощают детей медовыми конфетами.
Занятие закончено.