Татьяна Образцова
Конспект НОД по приобщению детей к народным истокам на тему «Чудо-ложка расписная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : приобщение детей к народным истокам посредством знакомства с русскими народными промыслами.
Задачи :
- познакомить с народным промыслом : изготовление ложек;
- развивать диалогическую речь,
- воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Ход НОД
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме.
-Здравствуйте, девицы!
- Здравствуйте добрые молодцы
- Русская душа гостю рада!
Гость в дом – хозяину отрада!
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Проходите, присаживайтесь с дороги. Отдохните.
Я вас в гости ждала,
каши наварила,
в печке натомила.
Вот сейчас кашу достану
Угощать вас ею стану.
Воспитатель ставит перед детьми чугун с кашей.
- Что ж вы, гости не едите (ложек нет)
Воспитатель оглядывается по сторонам, заглядывает под стол.
- Что за диво? Не пойму, кто хозяйничал в дому?
- Кажется я догадываюсь кто это:
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? -
Существо то. (домовой).
- У меня в избе за печкой
В очень тёпленьком местечке
Живёт Кузя домовой.
Он проказник озорной.
Давайте его по русскому обычаю задобрим : положим корочку хлеба за печку и ласково позовём6 «Домовой не сердись, к нам скорее появись»
(Слышится чавканье)
Кузя
- Нам домовым появляться не положено!
- Кузя, к нам в гости пришли дети из детского сада. Я
приготовила им угощение и тебя приглашаем к столу.
Кузя (появляетя.)
- Угощенье я люблю. (подходит к столу). Где моя большая ложка (смотрит)
- Ой, украли! Украли мою ложку точёную, ручку золочёную! Чем теперь я буду есть, другой такой на свете не сыскать!
- А какая она была?
- Деревянная, точёная, по ней цветы не виданные, а когда ею ешь,то никогда не обожжёшься.
- Не горюй, Кузенька. Мы тебе поможем. Найдём мастера, кто сделает тебе такую же ложку.
- А что это за мастера?
- А я сейчас расскажу. Вы садитесь-ка рядком, да слушайте ладком.
Презентация «Мастера- ложкари»
«На Руси издавна ели из деревянной посуды. Делали её из разныхпород дерева : из липы, берёзы. И тарелки,и кружки,и даже ложки Изготавливали их мастера-ложкари. Мастер брал топор и разрубал его на несколько частей. Эта работа называлась бить баклуши. Это считалось лёгким делом.»
- Ребята, а вы хотите попробовать бить баклуши?
Выходите, удаль свою покажите!
Дыхательное упражнение «Дровосек»
Дети поднимают на вдохе, соединённые в замок, руки над головой,со словами «Ух!» на выдохе резко опускают руки вниз. Повторяют с разным темпом.
Продолжается презентация
«Такую работу доверяли детям. За тем мастера- ложкари при помощи долота делали углубление, при помощи кривого ножа делали ручку. В самом конце мастера наждаком убирали все не ровности.»
- Давайте и мы попробуем (Чистоговорки)
Вжик- вжик-вжик – делает ложку ножик.
Ши-ши-ши наши ложки хороши.
Продолжается презентация
«Такими ложками люди ели каждый день. Но русский народ очень любит всё яркое и нарядное. Тогда придумали украшать ложки. Этим занимались женщины. Они при помощи гусиных перьев расписывали ложки. Ложки получались очень красивые. Иногда ложки использовали и для забавы. Маленькие дети в них играли, как в куклы. Когда матушка собирала на стол малые детушки сидели и постукивали ложками и так ладно у них получалось, что взрослые на праздниках тоже стали использовать ложки как музыкальный инструмент. Послушайте как играют ложкари. (видео)
А ещё на праздниках честной народ любил позабавиться поирать, свою удаль показать.
Давайте поиграем
Ига «Весёлая ложка»
Дети становятся в хоровод, под музыку передают две деревянные ложки, музыка останавливается, дети с ложками выходят в центр. Ударяют ложками и под музыку пляшут. Остальные хлопают. Повтор3 раза
«Ложки изготавливали всей семьёй. Бережно хранили их. Передавали от отца к сыну по наследству. Наши ложки знает весь мир. Таких ложек нигде нет»
Кузя:
- Ой, какая ложечка у меня была Вспомнил! У меня от дедушки Нафани остался сундук. Может там есть ложечка. (ищет, достаёт не раскрашенную ложку)
- Ой, что же делать?
- В этой беде мы тебе поможем, расписать мы ложки сможем.
Вспомним мы узор чудесный. нам уже известный
Ложку мы будем расписывать хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябины? (Ответы детей.)
- А на каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток.)
- Какие ещё знакомые элементы можно использовать? (Листья.) Дети вспоминают, как рисуется лист рябины - рисуется одним примакиванием.
- А теперь можно приступить к работе:
Чтоб начать нам рисовать
Нужно пальчики размять.
Проводиться пальчиковая игра: «Наши пальцы хороши!».
Наши пальцы хороши
Нарисуют завитки
Завитки кручёные,
Ложки золочёные
А на ветке ягоды
Спелые и вкусные
Будут наши ложечки
Самые искусные.
(Показывают пальчики
Рисуют в воздухе завитки.
Показывают все пальчики.
Показывают фонарики.
Хлопают в ладоши-)
Дети расписывают под музыку ложки.
- Вот и ложечка готова. (у Кузи появляется ложка)
Воспитатель:
Много нового узнали
Мы про ложку не простую,
А про ложку расписную.
Но гостям пора домой
До свиданья, домовой.
Дети прощаются.