Альсина Рахмушева
Конспект занятия «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Родственные слова
Цель: познакомить детей с понятиями «родственные слова», «корень слова».
Задачи:
Обучающие: создать условия для «открытия» нового знания - формирование умения находить родственные слова, подбирать родственные слова.
Развивающие: коррекция речи, мышления; развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы. Развитие дыхания, моторики пальцев
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Оборудование: дерево с корнями (рисунок, карточки, картинки, рис, рисунок детский.
Ход занятия
I.
Публикация «Конспект занятия „Родственные слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Организационный момент.
– Проверьте, друзья,
Готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка? Данил
Учитель: проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II.
Основная часть.
1. Подготовительные упражнения
Начнем урок.
1. Распределите слова. 2 ученика.
Приблизительный перечень слов: заболеть, переболеть, болеть, боль, больно, больной, болячка, заболевание, больничный; выезд, заезд, езда, ездить, ездок, ездовой, поездка.
Картинка (больница и поезд) палаты- слова, вагоны-слова.
- Что вам помогло в этом? (приходим к выводу, что смысл слов /картинок.)
Выставить табличку «похожи по смыслу».
У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди – родственники. У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки и дедушки, сестры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. У слов тоже есть родственники. Они так и называются – родственные слова.
2. «Чудо-дерево»
Однажды в землю посадили корешок. И этим корешком было слово «дом» сад?. Корешок рос, набирался сил, пока не превратился в дерево. И вместо листочков на нем появлялись новые слова. Домик, домишко, домище, домовой, бездомный. (рассада, посадки, садовник) -значение всех слов понятно? И все эти слова являются родственниками. И у них есть общая часть – дом. Эта общая часть называется «корень». Значит, во всех родственных словах корень одинаковый. Выставить «корень одинаковый».
Вывод: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными -родственными!.
2. Сообщение темы. Правило. Повторяют дети. – сегодня мы учимся подбирать родственные слова.
3. Закрепление нового материала.
1) А на соседнем дереве выросли родственники слова «дом».
Развитие навыков словообразования. Подсказки: - как назовем маленький дом?
2) Логопед: Прочитайте и соедините однокоренные слова линиями. (в это время убрать с доски)
Слова: цвет, моряк, море, зимний, зимушка, цветной.
- почему они являются однокоренными?
Самомассаж рук «Прижимающий»:
«Пальцы-дружная семья».
Польза самомассажа рук.
Регулярный самомассаж пальцев рук может быть действенной частью профилактики многих неприятных процессов: отложения солей, снижения подвижности суставов, развития артроза и артрита. Снижение напряжения массаж способствует притоку свежей, богатой кислородом крови к мышцам.
3) Упражнение «Рассели по домикам»
Лесной, лисица, лесник, лисья, лисёнок, лесоруб, лисонька.
4) Упражнение «Лишнее слово». Развитие логического мышления.
Разбор «рис-рисунок». Подумайте, будут ли эти слова родственными?
Выслушиваются мнения, затем демонстрируются рис и рисунок.
Логопед: Прочитайте ряды слов. Определите лишнее слово в каждом ряду, зачеркните его, выделите в оставшихся словах корень:
Теплица, тёплый, жарко, тепло.
Гусь, гусиный, густой, гусыня.
Лев, левша, левый, налево.
Бумага, белый, побелка, белить.
Дерево, сосна, деревце, деревянный.
(Всем карточки)
-как называются оставшиеся слова?
Минутка отдыха (дыхательная гимнастика)
Дыхательные упражнения - восстановительная гимнастика после covid. Вдох, выдох резкий, сопровождают рывки руками.
Рывки руками, резкий выдох, затем спокойный глубокий вдох-выдох.
4. Работа с текстом. Самостоятельная работа.
А теперь послушайте сказку:
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где же ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
(___)
- Почему гости не сразу приметили чужака?
III.
Рефлексия учебной деятельности. Итог.
- Оцените свою работу.
Рефлексия, «Методика 5 пальцев».
Что мы узнали на уроке? Какие слова называются родственными?
Урок наш окончен. И выполнен план.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши Нам всем пригодились!
Спасибо, ребята, Огромное вам!
Лексический материал:
сад дом
садовник домик
посадки домашний
рассада домовой
садовый домище
соль гор
лис лес
садовод
Задание: Соедините однокоренные слова.
цвет моряк
море зимний
зимушка цветной
-Почему они являются родственными? (У них общий корень, они похожи по смыслу)
Задание: Зачеркните лишнее слово.
Теплица, тёплый, жарко, тепло.
Гусь, гусиный, густой, гусыня.
Лев, левша, левый, налево.
Бумага, белый, побелка, белить.
Дерево, сосна, деревце, деревянный.
- как называются оставшиеся слова?
Задание: распредели в 2 столбика, «рассели по домикам».
Лесной, лисица, лесник, лисья, лисёнок, лесоруб, лисонька.
___ ___
___ ___
___ ___
___ ___
А теперь послушайте сказку:
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где же ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды? (___)
- Почему гости не сразу приметили чужака?