МААМ-картинки

Конспект занятия «Родственные слова»

Альсина Рахмушева
Конспект занятия «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Родственные слова

Цель: познакомить детей с понятиями «родственные слова», «корень слова».

Задачи:

Обучающие: создать условия для «открытия» нового знания - формирование умения находить родственные слова, подбирать родственные слова.

Развивающие: коррекция речи, мышления; развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы. Развитие дыхания, моторики пальцев

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Оборудование: дерево с корнями (рисунок, карточки, картинки, рис, рисунок детский.

Ход занятия

I.

Публикация «Конспект занятия „Родственные слова“» размещена в разделах

Организационный момент.

– Проверьте, друзья,

Готовы ли вы начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка? Данил

Учитель: проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

II.

Основная часть.

1. Подготовительные упражнения

Начнем урок.

1. Распределите слова. 2 ученика.

Приблизительный перечень слов: заболеть, переболеть, болеть, боль, больно, больной, болячка, заболевание, больничный; выезд, заезд, езда, ездить, ездок, ездовой, поездка.

Картинка (больница и поезд) палаты- слова, вагоны-слова.

- Что вам помогло в этом? (приходим к выводу, что смысл слов /картинок.)

Выставить табличку «похожи по смыслу».

У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди – родственники. У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки и дедушки, сестры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. У слов тоже есть родственники. Они так и называются – родственные слова.

2. «Чудо-дерево»

Однажды в землю посадили корешок. И этим корешком было слово «дом» сад?. Корешок рос, набирался сил, пока не превратился в дерево. И вместо листочков на нем появлялись новые слова. Домик, домишко, домище, домовой, бездомный. (рассада, посадки, садовник) -значение всех слов понятно? И все эти слова являются родственниками. И у них есть общая часть – дом. Эта общая часть называется «корень». Значит, во всех родственных словах корень одинаковый. Выставить «корень одинаковый».

Вывод: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными -родственными!.

2. Сообщение темы. Правило. Повторяют дети. – сегодня мы учимся подбирать родственные слова.

3. Закрепление нового материала.

1) А на соседнем дереве выросли родственники слова «дом».

Развитие навыков словообразования. Подсказки: - как назовем маленький дом?

2) Логопед: Прочитайте и соедините однокоренные слова линиями. (в это время убрать с доски)

Слова: цвет, моряк, море, зимний, зимушка, цветной.

- почему они являются однокоренными?

Самомассаж рук «Прижимающий»:

«Пальцы-дружная семья».

Польза самомассажа рук.

Регулярный самомассаж пальцев рук может быть действенной частью профилактики многих неприятных процессов: отложения солей, снижения подвижности суставов, развития артроза и артрита. Снижение напряжения массаж способствует притоку свежей, богатой кислородом крови к мышцам.

3) Упражнение «Рассели по домикам»

Лесной, лисица, лесник, лисья, лисёнок, лесоруб, лисонька.

4) Упражнение «Лишнее слово». Развитие логического мышления.

Разбор «рис-рисунок». Подумайте, будут ли эти слова родственными?

Выслушиваются мнения, затем демонстрируются рис и рисунок.

Логопед: Прочитайте ряды слов. Определите лишнее слово в каждом ряду, зачеркните его, выделите в оставшихся словах корень:

Теплица, тёплый, жарко, тепло.

Гусь, гусиный, густой, гусыня.

Лев, левша, левый, налево.

Бумага, белый, побелка, белить.

Дерево, сосна, деревце, деревянный.

(Всем карточки)

-как называются оставшиеся слова?

Минутка отдыха (дыхательная гимнастика)

Дыхательные упражнения - восстановительная гимнастика после covid. Вдох, выдох резкий, сопровождают рывки руками.

Рывки руками, резкий выдох, затем спокойный глубокий вдох-выдох.

4. Работа с текстом. Самостоятельная работа.

А теперь послушайте сказку:

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где же ему родственников искать?

- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

(___)

- Почему гости не сразу приметили чужака?

III.

Рефлексия учебной деятельности. Итог.

- Оцените свою работу.

Рефлексия, «Методика 5 пальцев».

Что мы узнали на уроке? Какие слова называются родственными?

Урок наш окончен. И выполнен план.

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши Нам всем пригодились!

Спасибо, ребята, Огромное вам!

Лексический материал:

сад дом

садовник домик

посадки домашний

рассада домовой

садовый домище

соль гор

лис лес

садовод

Задание: Соедините однокоренные слова.

цвет моряк

море зимний

зимушка цветной

-Почему они являются родственными? (У них общий корень, они похожи по смыслу)

Задание: Зачеркните лишнее слово.

Теплица, тёплый, жарко, тепло.

Гусь, гусиный, густой, гусыня.

Лев, левша, левый, налево.

Бумага, белый, побелка, белить.

Дерево, сосна, деревце, деревянный.

- как называются оставшиеся слова?

Задание: распредели в 2 столбика, «рассели по домикам».

Лесной, лисица, лесник, лисья, лисёнок, лесоруб, лисонька.

___ ___

___ ___

___ ___

___ ___

А теперь послушайте сказку:

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где же ему родственников искать?

- Кто же оказался чужаком среди родственников воды? (___)

- Почему гости не сразу приметили чужака?

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Конспект занятия «Вежливые слова» к Международному Дню «Спасибо» в старшей разновозрастной группеКонспект занятия «Вежливые слова» к Международному Дню «Спасибо» в старшей разновозрастной группе К Международному дню "спасибо" на маам я решила провести с детьми игру "Вежливые слова", игру разминку и беседы, прослушать песню " Когда.

Конспект занятия по обучению грамоте «Слова и вещи» в подготовительной группе Конспект занятия обучение грамоте. Тема: «Слова и вещи». В подготовительной группе. Программные задачи: Учить детей умению разграничения.

Конспект занятия в средней группе «Благородное слово» (Вежливые слова)Конспект занятия в средней группе «Благородное слово» (Вежливые слова) Предлагаю вашему вниманию готовый конспект по книгам "Социокультурные истоки". Основа занятия-это посыл книг, а пути достижения этого посыла-уже.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Родственные слова»
Опубликовано: 10 января 2024 в 12:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Родственные слова»» (включая файлы) размещена пользователем Альсина Рахмушева (УИ 816192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД