Копенкова Снежана Андреевна
Конспект занятия «Природа — наш общий дом» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Образовательные задачи:
• Обобщить знания и представления детей о том, что природа – наш общий дом.
• Закрепление знаний детей о живой и неживой природе.
• Различить хвойные и лиственные деревья, садовые и полевые цветы.
• Познакомить с Красной Книгой.
• Совершенствовать умения детей выразительно читать стихи.
Развивающие задачи:
• Развивать творческие способности.
• Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
• Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.
Методы обучения:
Наглядный, словесный, практический, игровой, обыгрывание сюжетов сказок детьми в свободной деятельности.
Материалы к занятию:
Сундучок; письмо; карта с изображением зон леса, моря, гор, неба и луга; фигурки диких и домашних животных; игрушечный грузовик; интерактивная доска с онлайн-викториной; карточки с правилами поведения в природе; изображения вулканов, макет вулкана, прозрачная миска с загрязнённой водой; фильтр из пластиковой бутылки с ватой для очистки воды; плакат с изображением океана, гор, леса, луга без цветов, неба; картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц; изображения полевых и садовых цветов; изображение Красной книги; плакат с деревьями;
Ход занятия:
В группу незаметно у дверей ставиться сундучок, в котором лежит карта и письмо. Раздается стук в дверь, обращая внимание детей к сундучку.
- Ребята, что за сюрпризы к нам в группу попали, несите скорее все вместе посмотрим, что там.
(Открывается сундучок, рассматривается карта, выслушиваются размышления детей)
- Посмотрите, здесь еще и письмо лежит.
«Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие в мир природы.
Основная часть.
- Кто скажет, что такое мир природы?
(Ответы детей)
-Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.
Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Леонида Дайнеко:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
-Где мы с вами живем?
- Что в нем есть?
(ответы детей)
- Каждый из нас живем в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.
Это дом – Природа.
Когда-то очень давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотиться на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды.
Шло время, и человек научился многому: строить дома (деревянные, кирпичные) летать на самолетах и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа.
- Почему? (Ответы детей).
- Человек не может прожить без природы. Ему нужна вода, воздух, солнце, растения, животные.
- В природе живут животные.
А каких животных вы знаете? (Ответы детей).
- Чем они питаются? (Ответы детей).
- Какую пользу приносят? (Ответы детей).
- Кого называют санитаром леса? (Ответы детей).
- Каких животных жарких стран вы знаете? (Ответы детей).
- Природа – волшебная царица, все мы живём в её царстве. У неё столько дел и забот! А давайте сегодня поможем нашей природе? Смотрите, у нас есть карта, где изображено всё царство природы: лес, небо, горы, луга, моря и океаны.
- Давайте рассмотрим, сначала из детского сада мы попадаем куда? (в лес). (Вместе с детьми переходим к первой остановке «лес»).
Д. И. «Домашние и дикие животные».
- Глядите, ребята, сколько здесь разных птиц и животных! Но посмотрите внимательнее, что-то здесь не так (в лесу находятся и дикие, и домашние животные).
- А какие животные называются домашними? Какие дикими?
- Давайте всех домашних животных найдём, поместим в этот грузовик и отправим их домой на ферму. (Дети выполняют задание).
Обращается внимание на плакат с изображением разных деревьев (береза, осинка, дуб, сосна, ель и т. д.)
Детям предлагается загадки о деревьях (березе, дубе, ели).
Загадки:
«Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек» (Лес).
«Стоит Алена: «платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» (Береза).
«Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит» (Осина).
«Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год!» (Ель).
- Как можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные).
- Чем они отличаются друг от друга?
(На лиственных есть листья, а на хвойных – хвоинки)
- Что еще растет в лесу? (Грибы, ягоды, травы, цветы, насекомые, птицы).
- А теперь, ребята, вспомним, как следует вести себя в природе?
Дети называют правила поведения, находят соответствующие карточки.
1. Не сорить в лесу.
2. Не жечь костры.
3. Не разрушать гнезда птиц, муравейники.
4. Не ловить птиц и животных.
5. Не рубить деревья, не ломать ветки.
- Ну вот, первая помощь природе оказана!
Посмотрим на карту, куда нам отправляться теперь (Дети переходят ко второй остановке «Горы»).
Д. И. «Живая и неживая природа».
- Ребята, на какие два вида делится природа? (на живую и неживую).
- В горах расположены картинки с живой и неживой природой.
- Мы сейчас с вами найдём изображения живой природы и отложим их вправо, и слева у нас будут изображения неживой природы.
Используется интерактивная доска с онлайн-викториной
«В гостях у природы»
(Дети выполняют задание, рассказывают, что относится к живой, а что к неживой природе).
- Какие же вы молодцы! И здесь мы помогли нашей природе!
- Ну вот мы и добрались до гор.
- Ребята посмотрите на карте есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы.
Как вы думаете, что такое вулканы? (Ответы детей).
- Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.
(Предварительно показывается и объясняются незнакомые слова)
“Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
- Ну что интересная легенда? (Да)
- Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как - будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.
Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?
(Похож на пирамиду, конус)
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
(На большую яму, воронку)
- Верно. Как называется эта часть вулкана?
(Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.)
- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
- Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана…
Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан. А вы внимательно смотрите что я делаю.
Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание!
Следующая жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит?
(Размышления детей)
Опытно-экспериментальная деятельность «Очистка воды».
- А теперь на карте изображены (моря и океаны). (Дети переходят к следующей остановке «моря и океаны).
(изображение с загрязненным морем)
- Что же случилось здесь? (вода в море загрязнена).
- Правильно. К сожалению, человек часто загрязняет реки, озёра, моря и океаны. Но нам нужна чистая вода, правда? Скажите, а кому вообще на земле нужна вода? (ответы детей).
Всё живое на земле погибнет если не будет воды, вот почему так важно содержать её в чистоте. Люди создали специальные фильтры по очистке воды. И сейчас мы с вами поможем нашей природе – очистим воду в этом море! (Сделать фильтр из пластиковой бутылки с ватой.)
(В емкости с водой фантики, пластмассовые рыбки, бумажки)
- Ну вот, теперь в этом море снова могут обитать различные рыбы, морские животные и растения!
- Но, а мы двигаемся дальше! На карте нарисовано… небо! (дети переходят к остановке «небо»).
Задание «Назови перелётных и зимующих птиц».
- В небе столько птиц! Но, с наступлением осени, многие птицы улетают от нас на юг. Как называются такие птицы? А те, которые остаются у нас на зиму? Мы с вами должны назвать всех птиц и определить, какие из них перелётные, а какие зимующие (Дети выполняют задание). Как много мы уже помогли нашей природе, давайте сейчас немного отдохнём!
Физ. минутка «Весёлые зверята»
Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.
Катится колючий ежик.
- Ну вот мы и отдохнули! Что же дальше изображено на карте? (поля и луга). (Дети переходят к остановке «луга»)
- На лугах всегда очень красиво! Там растёт много чудесных полевых цветов. (Дети замечают, что на лугу совсем нет цветов). Надо украсить луг цветами! Вот здесь есть много разных цветов, но разве все они растут на лугу? (дети берут только полевые цветы, а декоративные оставляют).
- Мы сегодня очень много помогли природе и можем заслуженно считаться её почётными помощниками!
Подведение итога:
Есть такие растения и животные, которых очень мало в природе, и чтобы они совсем не исчезли, люди охраняют и берегут их и заносят в красную книгу (показ изображения красной книги).
Из растений – ландыш, подснежник. За уничтожение редких животных и растений браконьеров наказывают. В эту книгу заносят все исчезающие виды животных: леопард, барс, белый медведь, панда и др.
(Заходит переодетый взрослый – Экоша)
-Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Меня зовут Экоша. Письмо и карту я вам прислал, хотел познакомить вас поближе с природой, о которой я забочусь и оберегаю. Надеюсь вам было интересно и понравился мой сюрприз-путешествие. До свидания, до новых встреч!
- И вот мы снова вернулись в детский сад!
- Понравилось вам помогать природе?
- Что больше всего запомнилось вам сегодня? (ответы детей)
- Мы ещё много раз будем помогать природе оставаться такой же прекрасной, какая она есть.