Валентина Алямкина
Конспект занятия на тему «Осень» с использованием элементов технологии В. Ф. Базарного
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Осень» (обобщающее) с использованием элементов технологии В. Ф. Базарного
Цель: закрепление имеющихся знаний детей о времени года «осень».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия на тему „Осень“ с использованием элементов технологии В, Ф, Базарного» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Образовательные: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура, воздуха, состояние почвы, воды, о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных, закрепить знания о зависимости существования растений и животных от условий внешней среды (температуры, пищевых). Закрепить знания о труде людей осенью, о том кто, где и как зимует; выражать свои чувства словами
Развивающие: формировать у детей наблюдательность, развитие монологической речи,речевое внимание, мышление, память ; совершенствовать у детей зрительно-двигательное восприятие. Развивать двигательную активность и общую моторику детей. Продолжать развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Активизация словаря детей по теме осень. Формировать умение рисовать гуашью и кистью
Воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Приё мы: беседа, дидактическая игра, игровые упражнения описание, показ, коллективная и индивидуальная работа, здоровьесберегающие технологии по методике В. Ф. Базарного, использование ИКТ, прослушивание музыки.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-творческое.
Оборудование: картинки с изображением осени, звуковая запись осенних звуков. кисть, гуашь, альбомный лист голубого цвета, салфетки, банка-непроливайка, аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Осенняя песнь», мультимедийный проектор, зрительный тренажер
Предварительная работа: рассматривание осенних пейзажей, беседы об осени, игры по теме, наблюдение на прогулке, составление рассказов,
Ход занятия
Вводно-организационный
Воспитатель:
Птицы стаями летят, (слайд 2)
Грустно, дождь и листопад, (слайд 3, 4)
Ветер тучи в небе носит
Потому что это… ( Дети: Осень.)
Основная
- Правильно. Это осень. И сегодня мы с вами поговорим об осени, расскажем о ней все, что знаем.
- Послушайте, как звучит красиво музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Осенняя песнь».
Вопросы детям:
- Что представили, что почувствовали, слушая музыку?
- Какие слова можно подобрать к этой музыке?
- Какое время года она вам напоминает?
- Сейчас у нас какое время года?
Дети: Осень. (Слайд 5)
- А какой бывает осень?
Игра «Какой, какая, какие» (игра с листиком, дети передают листочек и называют признаки)
У меня лист осенний и волшебный. Будет в руки к вам летать, вам про осень отвечать.
- Листик вы передавайте, какие осенью тучи называйте…Листик вы передавайте, какие листья осенью называйте… Листик мы передаем, какое солнце осенью назовем …. Листик мы передаем, какая осень назовем…
- Правильно ребята, молодцы. А вам нравится осень? (Да) Мне тоже она очень нравится. Осень пришла во все леса, парки, сады. Разукрасила всё вокруг. Все дорожки усыпала разноцветными листочками, идёшь и слушаешь, как они шуршат. Как же здорово пройтись по золотому ковру из листьев. Хотите в гости к Осени? Тогда отправляемся, а дорогу нам укажет “осенний листик”.
Игровое упражнение «Идем в гости к осени» (по технологии. Б. Ф. Базарного с использованием зрительных тренажеров) Дети занимают удобную позу, делают несколько раз вдох и продолжительный выдох, фиксируют взглядом “осенний листик”, движущийся по линиям разной конфигурации, расположенной на стене.
“Листопад”.
Листопад, листопад, (фиксация взора на листочке)
Листья по ветру летят, (движения глаз вверх, вниз влево, вправо)
Он их в воздух поднимает
Ими землю устилает
Ветерок с листвою дружит
Он их кружит, кружит, кружит. (движения глазами по кругу)
(выполняется 2 раза в медленном, затем быстром темпе)
- Вот мы и пришли и нас встречает друг Осени листопад. А что за природное явление листопад? (Ответы) Слайд.
- Правильно, ребята. А вы хотите поиграть с Королевой Осенью?
Творческая визуализация: звучит фонограмма «Голоса природы», дети кружатся и ощущают себя листочками деревьев.
- Тогда мы превращаемся в осенние листочки и под музыку кружимся, кружимся. Листочки медленно опускаются на дорожку, вся земля покрыта листвой. Подул ветер, и листочки полетели. И мы превращаемся обратно в ребятишек.
- Ребята, Давайте вспомним какие приметы осени мы знаем. Назовите их, пожалуйста?
Дети: - Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в тёплые края.
А вы знаете осенние месяцы? Назовите их.
Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- А какой сейчас на календаре осенний месяц?
Дети: - Ноябрь
Ребята, а теперь нам нужно определить, какой осенний месяц изображен на картинках – подсказках.
Упражнение «Какой месяц» - тренаж со зрительными метками.
В различных участках группы (по углам, у фронтальной стены) расположены зрительные метки сюжеты пейзажей осенних месяцев. Упражнения выполняются стоя, под счёт 1. 2.3. дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая с движением головой, глазами туловищем, Дети определяют и объясняют свой выбор
- Правильно, ребята. На картинке под номером изображен месяц – первый осенний месяц СЕНТЯБРЬ. Это начало осени. В это время выдаются теплые, солнечные деньки. Небо – голубое, а воздух чистый и прозрачный. Такие дни называют «БАБЬЕ ЛЕТО». Послушайте стихотворение.
НАСТУПИЛО БАБЬЕ ЛЕТО –
ДНИ ПРОЩАЛЬНОГО ТЕПЛА.
ПОЗДНИМ СОЛНЦЕМ ОТОГРЕТА,
В ЩЕЛКЕ МУХА ОЖИЛА.
СОЛНЦЕ! ЧТО НА СВЕТЕ КРАШЕ
ПОСЛЕ ЗЯБКОГО ДЕНЬКА?
ПАУТИНОК ЛЕГКИХ ПРЯЖА
ОБВИЛАСЬ ВОКРУГ СУЧКА.
ЗАВТРА ХЛЫНЕТ ДОЖДИК БЫСТРЫЙ,
ТУЧЕЙ СОЛНЦА ЗАСЛОНЯ.
ПАУТИНКАМ СЕРЕБРИСТЫМ
ЖИТЬ ОСТАЛОСЬ ДВА-ТРИ ДНЯ.
СЖАЛЬСЯ, ОСЕНЬ! ДАЙ НАМ СВЕТА!
ЗАЩИТИ ОТ ЗИМНЕЙ ТЬМЫ!
ПОЖАЛЕЙ НАС, БАБЬЕ ЛЕТО,
ПАУТИНКИ ЭТИ – МЫ.
- Вам понравилось стихотворение? (ответы)
- Бабье лето недолго длится, за сентябрем приходит второй месяц осени – ОКТЯБРЬ. Под каким номером месяц ОКТЯБРЬ? Почему так решили. (Ответы)
- В это время дни становятся короче, солнце поднимается не так высоко в небе, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветра. Часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет – дождь за собой ведет» - так говорится в народной пословице. Трава и цветы вянут, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках.
- Ребята, давайте с вами поиграем с осенним дождиком.
Физминутка.
Вдруг закрыли небо тучи, (поднимаются на носочки)
Начал капать дождь колючий. (поднимают вверх перекрещенные руки.)
Долго дождик будет плакать, (прыгают на носочках, держат руки на поясе)
Разведет повсюду слякоть. (приседают, держат руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (идут по кругу, высоко поднимая колени.)
- Молодцы! Отдохнули. Продолжим? Итак, под номером 3 третий месяц осени – НОЯБРЬ. Опишите его. (Ответы детей)
- Это поздняя осень. В это время бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится иней. Деревья сбрасывают последнюю листву. Выпадает первый снег. После первых заморозков жизнь насекомых замирает, многие погибают, а остальные прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев.
Когда насекомых становится меньше, птицы которые питаются только насекомыми, улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц? (Ответы) Правильно.
- А как мы называем птиц, которые остаются зимовать? (Ответы) Правильно. Это зимующие птицы. Эти птицы переселяются поближе к жилью человека, чтобы легче было перезимовать.
Дидактическая игра «Какая птица»
- Ребята, к нам сегодня прилетели птицы и нам нужно определить какие из них зимующие, а какие перелетные. (Дети называют птиц и делят их на зимующих и перелетных, находящиеся на сенсорных крестах.)
- Ребята, а что же делают звери осенью? Слайд 7
Дети: - Они готовятся к зиме: запасаются кормами, начинают линять - менять летние шубки на зимние. У зимних шуб мех погуще, попышнее и цвет более подходит к зимней природе. Медведь бродит по лесу, ест спелые ягоды, орехи, нагуливает жирок на зиму. Кроты и мыши запасаются колосками. Белки делают запасы в дуплах и под кореньями деревьев.
- А вот лиса и волк не делают запасов. А как вы думаете почему? (Ответы). Потому что они хищники. Кого поймают того и съедят.
- Королева Осени приготовила для вас загадки, давайте мы их с вами разгадаем.
Игра «Что бывает осенью» (ответ полным предложением)
Осенью с дерева падают листочки или распускаются цветочки.
Осенью птицы прилетают или улетают.
Осенью начинается листопад или снегопад.
Осенью у зайца шубка серая или белая.
Осенью урожай садим или собираем.
Осенью в лесу растут елочки или грибочки.
Осенью утром на улице темно или светло.
Осенью насекомые просыпаются или засыпают.
Заключительная
- Молодцы, ребята! Вы много знаете об осени. Так давайте возвращаемся и нарисуем для королевы Осени её портрет.
Дети переходят к работе за конторками и рисуют под музыкальное сопровождение
- Молодцы, ребята! Очень красивые работы у вас получились и королеве очень понравятся ваши работы.
А сейчас предлагаю отдохнуть и расслабить уставшие глазки
“Глазки отдыхают”
Мы работали, трудились поглаживать ладонями закрытые глаза
Наши глазки утомились
Мы погладим их ладошкой
Отдохнут пусть хоть немножко.
Итог
- Кому в гости ходили? Что мы подарили королеве Осени? Чем вам нравиться осень.