Марина Шевченко
Конспект занятия на тему «Лекарственные травы Краснодарского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему : «Лекарственные травы Краснодарского края»
Цель: формировать представления о лекарственных растениях Краснодарского края.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия на тему „Лекарственные травы Краснодарского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани.
Закрепить знания об их строении.
Развивать наблюдательность, внимание; речь детей, учитывая ее описательные свойства, обогащать словарный запас;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и технологии.
Игровой: дидактическая игра «Вершки и корешки», игра «Собери лекарственное растение из частей».
Художественное слово: загадывание загадок, чтение и заучивание стихов.
Наглядный: иллюстрации лекарственных растений.
Здоровьесберегающая: физкультминутка «Дорожка здоровья».
ИКТ: аудио записи спокойной «волшебной музыки».
Оборудование: «Волшебная книга», иллюстрации лекарственных растений, стаканы с чаем из лекарственных трав, мёд, чайные ложечки, атрибуты к игре.
Возрастная категория: 3-10 лет.
Ход занятия
Вводная часть.
-Здравствуйте ребята. Посмотрите, какая у меня необычная, удивительно красивая «Волшебная книга». (Открывает, звучит мелодия.) Послушайте, какая нежная и ласковая мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие у нас сегодня будет в страну лекарственных растений Кубани.
Основная часть.
-Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Ребята, а вы знаете, как называют такие растения? (Такие растения называют лекарственными).
-Да, травы, цветы собирают, сушат, делают из них сиропы, настойки, капли, мази. Давайте и мы с вами больше узнаем о некоторых лекарственных растениях нашего края. Для этого мы отправимся в путешествие. Но я должна вас предупредить, что путешествие будет не простым, впереди вас ждут сложные задания. Справитесь? Тогда давайте открывать первую страничку (открывают страничку, звучит музыка. Дети рассматривают рисунок). Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку». А что такое аптека? (Это магазин, где продают лекарства - таблетки, мази, микстуры, бинты, вату и многое другое).
-А как вы думаете, что значит «Зеленая аптека»? (Наверное, там должны продаваться лекарственные растения).
- Правильно. Вот сейчас мы пройдем в «Зеленую аптеку», которая расположена совсем недалеко.
Физкультминутка «Дорожка здоровья».
Нужно только пройти по этой дорожке, затем перешагнуть вот через эти камешки, проползти под этой веточкой и перейти по мостику через ручеек (дети проходят по организованной «Дорожке здоровья»).
На лугу весною выросли цветочки
(дети сидят на корточках в кругу, медленно встают)
К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись
(тянутся на носочках, руки вверх, в стороны)
Солнышку цветочки открыли лепесточки
(ладони вверх, вниз)
На лужайке, по утру, цветы затеяли игру
(берутся за руки, идут по кругу)
1, 2, 3, 4 раздвигайте круг пошире
(остановились, отходят назад).
-Вот и наша «Зеленая аптека», располагайтесь поудобнее, я открываю следующую страничку (звучит музыка).
На доске висят изображения лекарственных растений (стебель, корень, листья, цветок и семена).
-Следующая страничка загадок и отгадок. В книге я нашла для вас интересные загадки. Послушайте первую загадку:
На зеленой круглой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар (одуванчик)
-Ребята, найдите, пожалуйста, одуванчик. Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает не только у нас в Краснодарском крае, но и по всей России. Мы рассматривали одуванчики на полянке в роще, на лугу, на лужайке. Одуванчик - неприхотливое растение, он может встретиться нам и на обочине дороги. У одуванчика есть корень, длинный и тонкий, прямой стебель, слегка резные листья и желтый цветок, когда цветок отцветает, он становится похож на пушистый белый шарик, который разлетается от легкого ветерка. В листьях одуванчика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Листья и корни помогают при кашле.
- А вот загадка о другом лекарственном растении :
Стоит в поле кудряшка - белая рубашка.
Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)
-Правильно. Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки небольшие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка. Ромашка - лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать горлышко и носик, ополаскивать волосы.
-Послушайте последнюю загадку на этой странице.
Растет на клумбе огонек - оранжевый цветок.
Ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонек. (календула)
-Кто хочет показать и рассказать об этом ярком и нужном растении? (Календула растет на клумбе. У нее есть корень, сочный стебель, сочные продолговатые листья и яркий оранжевый цветок).
-Кто из вас помнит, как в народе называют это растение? (Ноготки).
-А почему его так называют кто-нибудь знает?
Потому что семена, которые созревают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки. Ноготки применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.
-Эта страничка закрывается, а новая открывается. (Звучит мелодия). Сегодня мы с вами говорили о трех лекарственных растениях : ромашке, одуванчике и календуле.
Игра «Собери лекарственное растение из частей».
Дети на ковре собирают полянку из лекарственных растений, называя их.
-Вот сколько лекарственных растений у нас появилось на полянке. Лето пройдёт, цветы отцветут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.
Запомните правила сбора лекарственных растений :
1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.
3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т. к. на руках много пыльцы и пыли.
Итог занятия.
-На этом наше путешествие заканчивается. А теперь откроем последнюю страничку нашей «Волшебной книги».
О чём вы сегодня узнали?
Скажите, почему они называются лекарственными.
Назовите лекарственные растения нашего края, о которых вы сегодня узнали.
Что можно приготовить из лекарственных растений?
Какие болезни можно вылечить с помощью лекарственных растений?
Мы с вами сегодня много узнали, много рассказали и многому научились. Теперь ни вам, ни вашим близким не страшны ни коварная ангина, ни злой грипп, ведь вы можете оказать помощь. А еще я хочу угостить нас чаем из липы с медом. Очень вкусный, душистый и полезный чай. Дети, будьте все здоровы!
Используемая литература.
1. Даников Николай Илларионович Ваш травник : -М. :РИПОЛ,1996.
2. Лекарственные растения и их применение. – Л 43 Владивосток: МП «Экслибрис», 1992. – 240 с. – (Сотворение гармонии).
3. Замятина Наталья Георгиевна. «Лекарственные растения». Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «ABF», Москва.
4. Залесова Е. Н., Петрова О. В. Полный русский иллюстрированный словарь-травник и цветник. – СПБ. Изд. Каспари.
5. Тильба А. П., Растительность Краснодарского края. Учебное пособие. – Краснодар, Изд-во Кубанского государственного ун-та, 1981