Климова Оксана
Конспект занятия для развития логического мышления «Самый умный»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Логика»
Тема: «Самый умный»
Дидактическая цель: познакомить обучающихся с решением логических задач
Планируемые результаты (обучающиеся научатся) :
Личностные действия: придерживаться в поведении социальных норм, проявлять уважение к иному мнению.
Регулятивные действия: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные действия:
Публикация «Конспект занятия для развития логического мышления „Самый умный“» размещена в разделах
Коммуникативные действия: взаимодействовать с другими членами коллектива работать в группе и команде
Материально-техническое обеспечение: счётные палочки, карточки, презентация.
Сценарий занятия :
I. Мотивация (самоопределение) к деятельности.
1. Приветствие.
Чтобы грамотными стать,
Надо много нам читать.
Надо быть активным,
А еще желательно
Делать все внимательно!
А теперь каждая группа поднимите карточки вверх и тем самым покажите свою готовность
2. Задача на смекалку
- а сейчас решим задачу на смекалку.
Я провёл у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в ту же неделю – среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней гостили мы у бабушки? (6 дней.)
II. Актуализация и пробное действие.
1. Работа с карточками в группах
Дети делятся для работы по группам. Ваша задача назвать эти слова одним словом.
Карточки
1гр. Диван, шкаф, табуретка, кресло-МЕБЕЛЬ
Сова, ворона, утка, страус- ПТИЦЫ
Слон, лев, медведь, лось- Дикие животные
Лошадь, свинья, кошка, собака- Домашние животные
2гр Слива, яблоко, груша, банан- Фрукты
Свёкла, капуста, морковь, лук- Овощи
Берёза, дуб, ель, сосна –Деревья
Автобус, троллейбус, легковой автомобиль- Транспорт
3гр Земля, Меркурий, Венера, Юпитер – Планеты солнечной системы
Лера, Надя, Даша, Аня- Женские имена
Стёпа, Макс, Егор, Валера- Мужские имена
Дождь, Снег, Метель, град, радуга – Природные явления
4гр Утюг, фен, микроволновка- электроприборы
Наушники, музыкальная колонка, телефон, планшет- гаджеты
Футболка, носки, штаны, юбка- одежда
Монополия, позли, шахматы, шашки- настольные игры
III. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения
Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна логика? И смекалка? Логическое мышление – это умение рассуждать разумно, правильно выстраивать мыслительные цепочки и наполнять их смыслом., а смекалка-. способность быстро понять, сообразить что-либо. ; сообразительность, догадливость.
IV. Реализация проекта занятия.
Ребята, а сейчас мы решим задачи на смекалку. Слайд
Условие: Вруниш (всегда говорит неправду) и Правдиш (всегда говорит правду) решили взять для внука одного кота.
Правдиш: Рыжего брать не будем.
Вруниш: Возьмём белого.
Задание: Определи, кого же они выбрали.
Ответ:
чёрный.
Решение
Правдиш говорит правду. Значит, кот-везунчик НЕ рыжий.
Вруниш всегда говорит неправду. Значит, домой возьмут НЕ белого кота.
НЕ рыжий и НЕ белый, значит, чёрный.
2 задача Слайд Представьте, перед вами четыре стакана, наполненных водой. В каждом стакане находятся предметы. Так:
• в первом стакане – металлические наручные часы;
• во втором стакане – канцелярская скрепка;
• в третьем стакане – металлические ножницы;
• в четвертом стакане – ластик.
При этом уровень воды во всех стаканах одинаковый. Визуально это выглядит следующим образом:слайд
Во втором стакане. Все дело в скрепке, которая по сравнению с другими предметами имеет меньший объём. Соответственно, для необходимого уровня воды требуется больше.
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Ребята, так что же такое логика? А что же такое смекалка по вашему мнению? Молодцы ребята. А помогла ли нам логика и смекалка в этих заданиях?
VI. Включение в систему знаний и повторение.
1. Работа в группах Слайд
Ребята, у каждой группы на парте лежит фигура из спичек и задание к этой фигуре. Сейчас вам нужно его выполнить, а как будете готовы, то поднимите руки вверх всей группой
1группаПереложите одну спичку таким образом, чтобы домик был повернут в другую сторону.
2 группаВ данной фигуре 6 квадратов. Уберите 3 спички, у вас должно получиться 4 квадрата.
3 группаВ фигуре, составленной из спичек, всего 6 квадратов. Вам нужно убрать 2 спички, чтобы получилось всего 4 квадрата.
4 группаВ фигуре из 4 квадратов нужно переложить всего 3 спички, чтобы получилось три квадрата одинаковых размеров.
1. Загадки каждой группе
1группа Каких камней не бывает в речке?
Ответ: Сухих камней не бывает в речке
Что не вместится даже в самую большую кастрюлю?
Ответ: крышка от этой кастрюли
2 группа Что может в одно и то же время стоять и ходить, висеть и стоять, ходить и лежать
Ответ: часы
Завязать можно, а развязать нельзя. Что это такое?
Ответ: Разговор
3 группа Скажешь не приходи- всё ровно приходит. Скажешь не уходи- всё ровно уходит?
Ответ: Время
Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это такое?
Ответ: Яма
4 группа Что принадлежит вам, однако другие этим пользуются чаще, чем вы сами?
Ответ: Имя
Сколько яиц можно съесть натощак?
Ответ: Одно яйцо. Т. к остальные будут съедены уже не на пустой желудок.
2 Загадки
Группа1
На футбольный матч всегда приходил один и тот же человек. До начала игры он угадывал счет. Как он это делал?
Ответ: До начала игры счет всегда 0:0
Идет то в гору, то с горы, но остается на месте.
Ответ: Дорога
Группа2 Больше часа, меньше минуты.
Ответ: Секунда (стрелка некоторых моделей часов)
К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
Ответ: Они были на разных берегах
Группа3 На каком языке говорят молча?
Ответ: Язык жестов
Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок?
Ответ: Три палки и четыре галки
Группа4 В каком городе спрятались мужское имя и сторона света?
Ответ: Владивосток
Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?
Ответ: В шахматах
VII. Рефлексия занятия и самооценка деятельности.
- Ребята, какое задание вам понравилось решать больше всего и почему?
-Всем спасибо, мне понравилось с вами работать, все свободны.