Приложение МААМ

Конспект занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили» (на примере рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»)

Ольга Губер
Конспект занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили» (на примере рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия : популяризация творчества писателя, духовно-нравственное воспитание воспитанников через знакомство с литературой, затрагивающей социальные стороны жизни человека.

Задачи:

образовательная

1. познакомить с биографическими сведениями о писателе;

2. сформировать умение выделять основную мысль рассказа

воспитательная

1. воспитать чуткость, любовь ко всему живому;

2. привить интерес к искусству слова;

развивающая

1. развить эмоциональное восприятие;

2. развить осмысленное, выразительное чтение, обогащать словарный запас;

Публикация «Конспект занятия „Мы в ответе за тех, кого приручили“ (на примере рассказа Ф, Абрамова „О чем плачут лошади“)» размещена в разделах

3. развить различные виды речевой деятельности.

Методические приё мы: выразительное чтение, пересказ текста, словарная работа, элементы анализа текста.

Предварительная работа: чтение рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

Материально- технические условия: распечатка отрывков из текста рассказа Ф. Абрамова “О чём плачут лошади» по количеству детей, мультимедийный проектор с экраном, презентация, аудизапись рассказа Ф. Абрамова «О чём плачут лошади», видеоролик «Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Просмотр видеоролика. (стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»). Обсуждение.

Почему плачет лошадь в стихотворении Маяковского? (Лошадь упала, и не просто упала: грохнулась). Что чувствует лошадь? (Она чувствует боль, плачет). Но только ли от боли? (Ей больно, но и больше всего обидно, стыдно). Люди смеялись над несчастьем животного. Как характеризует их такое отношение животному? Как успокаивает ее герой? (добрым словом) Как вы думаете, почему изменилось ее настроение? К чему призывает поэт своим стихотворением?

Вывод: и животные, и люди, нуждаются в ласке, сочувствии, поддержке, в милосердии и это помогает жить дальше.

Как вы думаете: о чём мы будем с вами сегодня говорить? Правильно, о красивых и умных животных – лошадях.

И будем мы говорить об одном из самых трогательных рассказов писателя Ф. Абрамова «О чем плачут лошади», который вы прочитали ранее.

Ребята, вам не кажется странным название рассказа? Разве лошади могут плакать, как вы думаете? (ответы) Конечно, лошади – живые существа. И вы знаете, лошади действительно могут плакать.

Ребята, давайте сформулируем тему нашего занятия (ответы детей).

Тема нашего занятия : «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Давайте поставим цели нашего занятия. (ответы детей).

Мы узнаем (о биографии писателя, выясним, почему же плачут лошади, что нужно сделать, чтобы они не плакали).-запись на доске. Как мы узнаем, что наши цели достигнуты, назовите критерии достижения целей занятия (ответы детей)

3. Новая тема. Информация о писателе.

Родился писатель в деревне Веркола, это на севере Архангельской области. Детство и юность будущего писателя были нелёгкими. Большая, многодетная семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер, привили трудолюбие, волю, упорство.

Мать и старшие братья сделали все, чтобы Федя мог учиться. Абрамов закончил школу с отличием и поступил в Ленинград на филологический факультет.

В 1941 году третьекурсник Федор Абрамов, досрочно сдав зачеты и экзамены, уходит на фронт.

В ноябре получает тяжелое ранение. Его случайно находят среди мертвых на поле боя и отправляют в блокадный Ленинград в госпиталь.

После окончания института начинается писательская деятельность Федора Абрамова.

С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу. Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема деревни.

Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам.

Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут лошади…»? (привлечь внимание)- ответы детей. Привлечь внимание к проблеме. Какой? Проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”?

На картинах многих русских художников разных лет мы можем видеть, какую роль лошадь или конь играла для русского человека. Просмотр слайдов.

4. Блиц турнир

А теперь, ребята, мы с вами проведём блиц турнир. Разделимся на 2 команды. Будет 6 вопросов, по 3 вопроса на команду. 30 секунд на обдумывание 1 вопроса. Возможен досрочный ответ. Итак, начнём.

1. Верно ли, что лошади боятся пчёл. Могут ли несколько десятков пчелиных укусов оказаться для неё смертельными? (ответы детей)

Ответ. Да, верно. Лошади – очень чувствительные к пчелиному яду животные. 10-18 укусов пчел способны погубить взрослую лошадь. Пчелы особенно агрессивно реагируют на запах лошадиного пота и при его появлении сразу же бросаются на животное. Для лошади же достаточно одного укуса, чтобы понестись.

2. Верно ли вы, что в одной лошади- 1 лошадиная сила?

Ответ : Нет, оказывается, в одном коне не одна лошадиная сила. В среднем в животном 3 и более лошадиных сил. Мера измерения мощности в лошадиных силах была придумана, чтобы наглядно продемонстрировать, сколько лошадей может заменить в шахте один паровой двигатель.

Перед тем, как перейти к следующему вопросу, хочу вас спросить, что означает слово поводырь? (ответы детей)

Словарная работа

Поводырь- тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит кого-нибудь. Пример : Поводырь слепого. Собака-поводырь (словарь Ожегова)

3. Верно ли, что лошадь может быть поводырем?

Ответ :Да, лошадей используют в качестве поводырей для незрячих людей.

Лучше всего подходит миниатюрная порода фалабелла — самая низкорослая разновидность пони. Кандидаты проходят строгий отбор и должны хорошо двигать ушами, быстро запоминать увиденное, обладать спокойным нравом, быстрой реакцией, не бояться людей и животных, уметь обходить препятствия и барьеры.

4. Верно ли, что лошади умеют узнавать себя других лошадей на фотографиях и картинках?

Ответ : Да. Это одно из немногих животных, способных узнать себя и других лошадей на фотографии. Увидев на картинке собрата, лошадь может «здороваться» с ним тихим ржанием и обнюхивать.

5. Верно ли, что лошади видят цветные сны?

Ответ : Да. Лошади могут спать стоя, но цветные сны они видят, когда лягут.

6 .Верно ли, что лошадь оказывает благотворное влияние на человека?

Ответ : да, методы лечения опорно-двигательного аппарата человека с помощью верховой езды собраны в целую науку иппотерапию. Когда человек скачет на лошади его тело повторяет каждый шаг. Такие тренировки способны избавить человека от многих заболеваний позвоночника, выровнять осанку и походку. Особенно хорошо действует данная терапия на детей.

Лошадь спасает жизни тысячи людей, так как на основе конской крови производят сотни иммунных препаратов, различных вакцин и сывороток.

А теперь подведём итог игры. (какая команда была самая быстрая, самая дружная).

Ребята, сколько интересных фактов мы узнали об этом животном! А теперь, переходим к рассказу Ф. Абрамова.

5. Выборочное и комментированное чтение рассказа.

Кто главный герой на страницах этого произведения? (лошади).

- Какие чувства вызывали у рассказчика лошади, когда он приходил к ним на луг? Найдите в тексте. Зачитайте. («бархатные губы», «добрые и умные», «особая лошадиная красота» «волновали», «радовали»)

Мы видим красоту лошади, это умное, необычайно красивое животное. Кого обычно называют другом человека? Да, собаку. А лошадь можно считать другом человека? (Конечно).

А что нужно для того, чтобы лошадь была красивой? (ответы детей). Да, ребята, необходима забота, уход.

-Посмотрите, ребята, сначала вы читали мне такие прекрасные строки о лошади, мы восхищались, а затем звучат такие страшные слова – лошади томились, умирали от жажды, донимал гнус.

Словарная работа

Дернина – дёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.

Гнус- мелкие летающие кровососущие насекомые, мошкара. (словарь Ожегова).

Как относится к лошадям конюх Миколка? Зачитайте. Почему бабы не могли без слез пройти мимо лошадей на лугу (ответы детей).

Мы с вами видим противопоставление. Какое? Лошадь – это не только красавица, но и мученица. Да, ребята, лошадь страдает. Но что является причиной? От чего она мучается? Ответы детей.

Почему лошади вызывают чувство жалости, вины? (ответы детей). Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях : «…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…»).

Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным. (ответы детей)

Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе

- Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? Зачитайте.

- Ребята, вспоминаем сюжет рассказа. Была ли у лошадей другая жизнь? (Да)

- Была. И о ней мы узнаем из рассказа Рыжухи.

Отрывок из рассказа (аудио)- как жилось лошадям раньше

- Итак, мы видим вновь противопоставление. Какое? (жизнь лошади раньше и сейчас.)

Кем была лошадь в крестьянской семье? (конь был опорой деревенской семьи). Найдите в тексте подтверждение.

Своей лошадью – кормилицей – «дышали и жили, ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба». За лошадью ухаживали, её берегли. И не зря: «Всё — конь, всё — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти.».Любви этой и уважению ребёнок учился с малолетства. Конь-пахарь, кон-воин, конь-друг – куда без него? О конях говорили в сказках, пели в песнях, лубочными картинками с конями украшали стены домов, а резными коньками – крыши. Игрушечными лошадками играли дети дворян и крестьянские дети.

- Коньком украшали крышу избы. Кто знает, что символизирует конек на крышах домов? (Конь символизирует достаток и благополучие).

Ребята, а вы знаете приметы, связанные с лошадями? (ответы детей).

Подкова в доме приносит удачу. Точное происхождение этой приметы неизвестно, но скорее всего дело в том, что раньше металл стоил очень дорого. Потому найти подкову действительно было большой удачей, ведь из нее можно было изготовить полезные для хозяйства вещи!

Итак, лошади- самые миролюбивые и безотказные животные, готовые до последнего вздоха служить хозяину.

6. Физминутка. Слайды презентации.

7. Выборочное и комментированное чтение рассказа.

Как отреагировали остальные лошади на рассказ Рыжухи? Зачитайте. Найдите в словах Рыжухи наречие, которое характеризует, как сейчас лошадям живется в деревне? –кто помнит, на какой вопрос отвечает наречие? –как, найдите это слово. (Тошно).

-Как вы понимаете это слово? (тяжело, несладко, трудно, туго, невыносимо) Почему же им тошно слушать о прежней жизни своих сородичей? (ответы детей)

(Лошади плачут от того, что живётся им горше горького, они замучены работой, равнодушием тех, кто должен о них заботится. Лошади смогли смириться с этим и даже не желали слышать, что когда-то их предкам жилось хорошо. Это раздражает и делает их жизнь еще хуже)

- Ребята, посмотрите, жизнь лошадей в современном мире совсем не похожа на ту, что была раньше. Что-то изменилось, надломилось, исчезло… Человек не заметил этого, но для лошадей это стало настоящей трагедией. Давайте подумаем, ребята, что могло измениться в сельской жизни так кардинально, что лошади вдруг стали не нужны? (отвечают) (Люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них «отпала», пришел век машин.). Да, потребность в лошади - труженице отпала, потому что её заменил трактор.

Ребята, что мы с вами видим? С одной стороны, лошадь- прекрасное, преданное человеку животное, автор называет лошадь сокровищем, опорой крестьянской жизни, с другой стороны, лошади рассказа Абрамова. не живут – существуют. Противоречие? Почему? Что случилось? Ответы детей (Постепенно ушла из душ людей чуткость, сочувствие к страданию животных. Автора беспокоит обнищание человеческой души.)

8. Работа с текстом. Анализ рассказа.

Лошади рассказа Абрамова знают только тяжёлый труд и полуголодный недолгий отдых. Они заставляют замолчать Рыжуху, но ответа человека ждут все. - Смог ли герой ответить на вопрос любимой Рыжухи? Зачитайте.

(Выразительное чтение финала рассказа со слов «Рыжуха все так же, с надеждой, с мольбой…» до слов «А что я мог ответить этим бедолагам)

- Почему автор не сказал правды лошадям? (он не мог это сделать, думая, что не сказав правды, облегчит лошадям жизнь. Он навсегда лишил себя доверия лошадей, дружбы Рыжухи. Он отнял у животных мечту о лучшей доле. Зачитайте последний абзац со слов «и тогда я вдруг стал понимать.»).

Ребята, нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями.

В свое время французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц» написал фразу, ставшую крылатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вслед за Экзюпери Абрамов также напоминает нам об ответственности за все живое на Земле, ведь если человек — царь природы, то все его подданные должны чувствовать себя под его защитой.

9. Рефлексия

- Итак, ребята, теперь давайте вспомним о целях нашего занятия. Давайте ответим на поставленные вопросы:

1. Биография писателя.

2. Почему лошади плачут.

3. Что сделать, чтобы лошади не плакали.

Что вы узнали о писателе? (ответы детей).

- Скажите, так почему же плачут лошади? (ответы детей)

Что нужно сделать, чтоб они не плакали? (ответы детей)

-К чему может привести плохое отношение к животным? (ответы детей)

Постепенно ушла из душ людей чуткость, сочувствие к страданию животных. А с ними вместе и – к страданию людей. Автора беспокоит обнищание человеческой души, бывшей когда-то щедрой и широкой, делившейся со слабым последним куском хлеба.

Именно это и является основной идеей рассказа. Нельзя остаться человеком, если не чувствуешь боли и обиды другого живого существа. В рассказе это лошади. Ласковые, преданные человеку животные.

Нужны ли сейчас лошади? Какую пользу они приносят человеку? (ответы детей).

(Особенно активно используются лошади в спорте. Огромной популярностью пользуются скачки и рысистые испытания на ипподромах. Помимо спортивных состязаний огромной популярностью во многих странах мира пользуется конный цирк.

Очень помогает лошадь и в различных областях охраны и восстановления здоровья человека. В Натальино находится конный клуб. Там проводятся занятия в конной секции, желающие могут покататься на лошадях и пони. Можно обучиться верховой езде. Проводятся экскурсии на конюшне. Желающим предлагается адаптивная верховая езда (для детей с ограниченными возможностями).

Ребята, рассказ был написан в 1973 году, почти 50 лет назад, полвека назад. Как вы думаете, актуальна ли проблема, которая поднималась в рассказе? Чем актуальна? Почему эта тема важна? (ответы детей)

Самооценка

Наше занятие походит к концу. О чем мы говорили на занятии? (ответы детей) Я предлагаю оценить свою работу на занятии. Посмотрите на экран, перед вами фото скачек, кто-то выбился в лидеры, кто-то чуть-чуть отстал от лидера, кто-то немного не догоняет. Оцените свою работу на занятии. Если вы выбились в лидеры, то возьмите медаль с цифрой 1, если вы считаете, что немного отстали от лидера, то медаль с цифрой 2, если вы не догоняете, отстали от всех, то медаль с цифрой 3. Закрепите медали напротив своей фамилии в турнирной таблице. (дети прикрепляют)

Взаимоценка

Я хочу сделать вам подарок: книжные закладки, которые вам будут необходимы для чтения. Но я не знаю, кому какую подарить. Помогите мне. Книжная закладка «Самый активный» с фотографией орловского рысака. Кто самый активный? (ответы детей). Книжная закладка «Самый сообразительный» с фотографией фалабеллы. Кто был самым сообразительным? (ответы детей). Книжная закладка «Самый трудолюбивый» с фотографией Владимирского тяжеловоза. Кто был самым трудолюбивым? (ответы детей). Книжная закладка «Самый внимательный» с фотографией арабского скакуна. Кто был самым внимательным на занятии? Ответы детей. Вручение закладок

Спасибо за работу на занятии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы в ответе за тех, кого приручили»Фотоотчет «Мы в ответе за тех, кого приручили» В последние годы проблема бездомных животных в России стала предметом пристального внимания общественности. Зерна отзывчивости и сострадания.

Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили. Помощь бездомным животным» Цель: Воспитывать у детей заботливое, внимательное отношение к животным, желание прийти к ним на помощь. Учить детей умению анализировать.

Фотоотчет «Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили!» в подготовительной группе ДОУ»Фотоотчет «Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили!» в подготовительной группе ДОУ» Фотоотчет. Акция " Мы в ответе за тех, кого приручили!" в подготовительной группе ДОУ. «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая.

Фотоотчет о выставке рисунков «Мой домашний питомец» в рамках реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили»Фотоотчет о выставке рисунков «Мой домашний питомец» в рамках реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» В рамках реализации второй годовой образовательной задачи «Формировать у детей первоначальные представления социального характера посредством.

Фотоотчёт «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»Фотоотчёт «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» Ежегодно 30 ноября во многих странах отмечается Всемирный день домашних животных. Он служит напоминанием всему человечеству об ответственности.

Конспект занятия по экологии «От кого польза, от кого вред» в подготовительной группе Задачи. Способствовать развитию у детей эмоционально – положительного, экологически грамотного отношения к внешне непривлекательным животным.

Конспект занятия в подготовительной группе «Мы в ответе за тех, кого приручили» Елена Пинигина Конспект занятия в подготовительной группе «Мы в ответе за тех, кого приручили» Цель: Формировать у детей осознанное, положительное.

Краткосрочный проект к Всемирному Дню домашних животных «Мы в ответе за тех, кого приручили»Краткосрочный проект к Всемирному Дню домашних животных «Мы в ответе за тех, кого приручили» Ежегодно 30 ноября во многих странах отмечается Всемирный день домашних животных. Он посвящен всем одомашненным человеком животным и служит.

Мы в ответе за тех, кого приручили!!! Любимые домашние питомцы — декоративные кроликиМы в ответе за тех, кого приручили!!! Любимые домашние питомцы — декоративные кролики Есть бездомные кошки, собаки, И им в жизни не очень везет: Попадают они часто в драки, Иль прохожий какой-нибудь пнет. А зимою, в метель.

Проект по воспитанию у дошкольников заботливого отношения к домашним животным «Мы в ответе за тех, кого приручили» Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Комбинированная группа для обучающихся общеразвивающей направленности и обучающихся с ЗПР от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили» (на примере рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»)
Опубликовано: 2 апреля 2022 в 10:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили» (на примере рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Губер (УИ 1533584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД