Наталья Цейслер
Конспект занятия «Млекопитающие или звери»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Млекопитающие или звери».
Возраст детей 8-9 лет. Два академических часа по 45 минут, одна перемена 5 минут.
Тема: «Млекопитающие».
Вид занятия : комбинированный.
Цели:
• Развитие мотивации воспитанников к обучению;
• Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о млекопитающих (или создать условия для восприятия и осмысления материала о млекопитающих).
Публикация «Конспект занятия „Млекопитающие или звери“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Задачи:
Обучающие:
• Обучить овладению основных приёмов объёмной аппликации;
• Научить последовательности этапов выполнения работы;
• Научить пользоваться работать с линейкой и карандашом по заданному образцу;
• Ознакомить и изучить особенности млекопитающих.
Развивающие:
• Развить навыки работы с линейкой и карандашом;
• Развить воображение, внимание, мышление;
• Развить умение обобщать, делать выводы.
Воспитывающие:
• Воспитать любовь к животному миру;
• Привить интерес к творческому труду.
УУД (универсальные учебные действия) :
• Мыслительные - способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;
• Регулятивные - элементарные навыки самоорганизации; соблюдение правильной последовательности действий; проверка результата работы;
• Личностные – формирование личных качеств: внимание, трудолюбие, аккуратность;
• Развитие мотивации к творчеству и познанию нового.
Образовательные технологии.
• Применение ИКТ: видео и фото.
• Технология дифференцированного подхода в обучении.
Методы обучения.
- объяснительно - иллюстративный, словесный на этапе объяснения темы и постановки задачи, беседа, диалог;
- наглядный метод – рисунки, иллюстрации, фотографии, демонстрационные материалы;
-частично – поисковый метод – выполнение творческого практического задания.
Материалы и оборудование.
Для педагога: компьютер, наглядные пособия, учебная литература, фото и видео материал по теме занятия, ножницы, графитный карандаш, цветная бумага, электронная презентация «Млекопитающие».
Для обучающихся: цветная бумага, ножницы, графитный карандаш, клей – карандаш, рабочие тетради, ручка, линейка.
Ход занятия:
1. Организационная часть (2 минуты).
2. Вводная беседа с проверкой качества усвоения ранее изученного материала (8 минут).
3. Изучение нового материала, постановка задач (18 минут).
4. Физминутка (3 минуты).
5. Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике (9 минут).
6. Подготовка к практической работе, инструктаж (5 минут).
7. Перемена (5 минут).
8. Практическая работа (40 минут)
- объяснение, рассказ;
- выполнение практического задания.
9. Подведение итогов, рефлексия (5 минут).
Дети поделены на малые группы (4-5 человек).
Организационная часть. (2 минуты)
- Здравствуйте! Очень приятно видеть вас у себя на занятии.
Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Мы с вами будем работать в группах. А для того, чтобы занятие прошло на должном уровне, мне понадобится ваше внимание и старание.
Вводная беседа. (8 минут)
Педагог читает загадки, а дети отгадывают и находят подходящую иллюстрацию, затем вывешивают её на доску.
Носит бревна, строит дом,
Принимает душ потом.
Он огромен и силен.
Каждый знает – это…
Ответ: Слон
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
Ничего себе малышка!
У него не шея – вышка!
Ты дружок, конечно, прав –
Каланчу зовут.
Ответ: Жираф
У меня есть дупло,
В нем и сухо, и тепло.
Укрываюсь я хвостом,
Сплю в дупле я сладким сном. (Белка)
Есть у нас такой обычай:
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки.
Кто мы — лисы или волки? (Волки)
Зверь уснул, укрывшись гривой.
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмелев,
Да боюсь, проснется.
Ответ: Лев
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?
Ответ: Медведь
Мать детей своих не бросит,
Сумку мать на брюшке носит,
В эту сумку, как в нору,
Деток прячет.
Ответ: Кенгуру
- Какая иллюстрация здесь лишняя и почему? (ответы детей)
- Какая наука изучает животных? (ответы детей)
Зоология в переводе с древне греческого языка означает зоо - это животное, а логос - это наука. Зоология – это наука о животных.
- Рассмотрите иллюстрации всех животных (самостоятельно, обсуждая, дети работают в группах).
- Какие общие признаки вы нашли?
Для выполнения этого задания детям предлагаются карточки «две пары конечностей», «тело покрыто шерстью», «дышат лёгкими», «вскармливают детёнышей молоком», «имеют перья», «тело покрыто чешуёй».
- Даёт ответы с рассуждениями каждая группа детей.
- Сегодня мы с вами познакомимся с группой животных «Млекопитающие».
Изучение нового материала. (18 минут)
- Ребята, мы познакомимся с интересными животными и будем находить их отличительные признаки (принадлежность к группе млекопитающих). А в чем их особенность определять будете вы.
- Просмотр электронной презентации.
- Рассмотрите фотографию. Кто знает как называется это животное? (ответы детей).
- Что вы о нем можете рассказать? (ответы детей).
- Будет ли относиться это животное к группе млекопитающих? Какие признаки? (ответы детей)
- Рассказ педагога о животном.
Бурый медведь – это крупный зверь, покрытый густой, равномерно окрашенной шерстью, с мощной головой, небольшими глазами и округлыми ушами. Между переносицей и лбом у животного можно заметить впадину.
У медведя четыре сильных лапы с пятью пальцами и серповидными когтями, которые не втягиваются и достигают длины 10 см. Передвигается животное на стопах. Хвост медведя длиной около 20 см практически незаметен из-за шерсти.
Самые крупные бурые медведи водятся на Камчатке и Аляске. Они весят более 500 кг.
Традиционным местом обитания бурого медведя является глухой лес с густыми зарослями деревьев и кустарников, буреломом, а также различными водоемами. В России животное селится в лесных массивах. Как правило, в лесу медведь ищет убежище, а на открытое пространство выходит, чтобы утолить голод. В поисках еды зверь может кочевать.
Медведи являются одиночками. Самцы живут самостоятельно, а самки – вместе с медвежатами. За каждой особью закреплен свой участок.
Наибольшую активность медведь проявляет в утреннее и вечернее время. Отдыхать он любит среди травы или мха в уединенном месте.
В теплое время года зверь нагуливает жир, а осенью принимается за обустройство берлоги. В качестве места для зимней спячки медведь выбирает сухое пространство глубоко в лесу: ямы под буреломом или вывороченными деревьями, расселены скал, пещеры. Иногда он роет убежище в земле. Животное выстилает основание временного жилища травой, мхом, ветками или листьями. Идя к месту спячки, медведь запутывает следы.
Живут медведи в дикой природе максимум до тридцати лет, а в неволе – на двадцать лет дольше.
Бурый медведь относится к всеядным животным. Это растительная пища, в том числе корни луковичных растений, сочные стебли травы, ягоды, желуди, орехи, а так же жуки, муравьи, черви и прочие насекомые.
Заяц-беляк - это крупный заяц.
Для зайца-беляка характерна смена окраски по сезонам: зимой заяц-беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха рыжевато-серая. Самки зайцев-беляков крупнее самцов. Благодаря шерсти на ступнях зайцу легче бегать по снегу: он бежит, как на снегоступах, и не проваливается. Теплую и мягкую перинку зайцы постоянно носят с собой - на животе у них шерсть гуще, чем на других местах.
Заяц-беляк - растительноядное животное. Весной и летом питание зайца-беляка состоит из зелёных частей растений, клевера, одуванчиков, мышиного горошка, тысячелистника, злаков. Охотно он также питается овсом и клевером на полях. Осенью, по мере высыхания травы, зайцы-беляки питаются мелкими веточками кустарников. Зимой заяц-беляк питается побегами и корой различных деревьев и кустарников.
Кенгуру являются наилучшими прыгунами нашей планеты: длина одного прыжка составляет три метра в высоту и около двенадцати в длину. Передвигаются они огромными скачками со скоростью около 50 км/ч, отталкиваясь от поверхности сильными задними ногами, при этом немаловажная роль отводится хвосту, который исполняет роль баланса и помогает удерживать равновесие.
Сумчатые животные предпочитают вести ночной образ жизни, с наступлением сумерек появляясь на пастбищах. Днём они отдыхают в норах, сделанных из травы гнёздах или в тени деревьев.
Если кто из животных замечает какую-либо опасность (например, собака динго захотела отведать мясо кенгуру, сообщение об этом немедленно передаётся остальным членам стаи ударами задних ног о землю. Для передачи информации они нередко используют звуки – хрюканье, чихание, щелканье, шипение.
Питаются сумчатые листьями деревьев и кустарников, корой, корнями, побегами, некоторые виды охотятся за насекомыми и червями. Еду они или выкапывают, или срезают зубами, при этом стоит заметить, что верхних клыков у них обычно или вовсе нет, или они слабо развиты, зато есть два больших резца на нижней челюсти (ещё одним интересным фактом является то, что у них, в отличие от большинства млекопитающих, зубы постоянно меняются).
Сумчатые очень хорошо приспособлены к засухе, поэтому вполне могут по несколько дней и даже месяцев обходиться без воды (большую часть жидкости они берут из растительной пищи).
Если они всё же сильно почувствуют жажду, лапами вырывают колодец метр глубиной, и добираются до драгоценной влаги (попутно помогая другим, страдающим от нехватки воды, животным). В это время они пытаются не растрачивать попусту энергию: в месяцы засухи они меньше двигаются и больше времени проводят в тени.
Утконос удивительное создание животного мира. Это — красивое, скрытное и застенчивое существо. На мохнатой голове нелепой маской посажен кожистый клюв, похожий на утиный. Конечности, как у рептилий, широко расставлены по бокам, а плавает, как бобр, при помощи массивного хвоста.
Тело утконоса плотно сбитое, коротконогое, покрыто густой, приятной на ощупь, тёмной коричневой шерстью, которая на брюхе приобретает сероватый или рыжеватый оттенок. Форма головы у него круглая, глаза, а также носовые и ушные отверстия расположены в углублениях, края которых, когда утконос ныряет, плотно сходятся. Сам по себе зверёк небольшой. Утконос ядовит - зверёк имеет токсичную слюну, а самцы ещё и являются обладателями ядовитых роговых шпор. Поначалу они есть у всех молодых зверьков, но у самок в годовалом возрасте отпадают, тогда как у самцов растут дальше и достигают полутора сантиметров.
Ищет добычу он не только в воде, но и на суше, в поисках мелкой живности методично переворачивая камни при помощи клюва или когтями. Что касается подводной охоты, то уйти добыче от зверька непросто : обнаружив жертву, он мгновенно срывается с места, и на то, чтобы схватить её, у него обычно уходит лишь несколько секунд.
Поймав пищу, он поедает её не сразу, а запасает в специальных защечных мешочках. Набрав необходимое количество еды, утконос выплывает на поверхность и, не выходя на берег, перетирает её роговыми пластинами, которые он использует вместо зубов (зубы есть лишь у молодых зверьков, но они до того непрочные, что очень быстро стираются).
Ехидна – животное-одиночка. Она ревниво относится к своей территории и вряд ли подпустит в свою «зону охоты» кого-либо из себе подобных. Хоть тело у зверька, на первый взгляд, тяжелое и не совсем пригодное для плавания, ехидна спокойно и легко передвигается вплавь. Животное в состоянии переплыть даже крупный водоем. Постоянного жилья у этих животных нет.
Зубов у животного нет. Лапки коротенькие, но, не смотря, на это, очень сильные. Благодаря этому свойству ехидны умело копают. Средняя длина тела ехидны составляет около 40 — 50 сантиметров. Веси животное до 7 килограммов.
Благодаря своему острому зрению, ехидны мгновенно замечают опасность и стараются укрыться в зарослях или в трещинах скал. Ну а если враг настиг ехидну там, где нет природного убежища, то животное начинает с невероятной скоростью зарывать свое тело в землю, оставляя на поверхности лишь свои травмоопасные иголки. Еще один прием защиты от естественных противников – это сворачивание в клубок. Ехидны делают так, когда местность слишком открытая, а почва твердая и зарыться в нее не получится. Основной едой для этого животного являются термиты, мелкие моллюски, черви и муравьи. В поисках «обеда» ехидна может раскопать муравейник, содрать кору с деревьев, которые когда-то упали и теперь являются жилищем мелких насекомых. Кроме того, зверек способен сдвинуть и даже перевернуть камень, чтобы достать еду.
Рыжая лиса относится к семейству Собачьих. У нее острые ушки и вытянутая мордочка. А еще у этого зверя необычайно красивый длинношерстный мех и длинный пушистый хвост, который служит «одеялом» для передних лап и носа в то время, когда лиса отдыхает.
Размер этого животного – средний: длина туловища не более 90 сантиметров, а хвоста – от 40 до 60 см. Весит животное от 6 до 10 килограммов. Возраст, до которого доживает лиса в условиях дикой природы, равен не более 7 годам.
Этот вид лис живет практически на всей планете, кроме, пожалуй, арктических тундр и островов. Рыжую лису можно встретить на всем Евразийском континенте, в Северной Америке, Северной части Африканского материка и даже в Австралии.
Лиса — это хищное животное, поэтому к ней на «обеденный стол» могут попасть самые разные мелкие животные. В основном, это – грызуны. Также, лисы едят птиц, рыбу, падаль, насекомых и ягоды.
Очень интересны способы охоты лисы, она может приспособиться к повадкам любого животного, которое «присмотрела» в качестве еды. Например, ежа она может толкнуть прямо в воду, чтобы он развернулся, и его можно было ухватить за брюшко, на котором нет иголок. Когда идет охота на диких гусей, то тут лисы предпочитают действовать парами: одна отвлекает стаю, другая в это время подкрадывается и в один прыжок нападает на добычу. А грызунов она легко выкапывает из-под снега, находя место по звуку. Все-таки не зря лисы слывут хитрыми животными – какие уж только способы они не выдумывают, чтобы добыть себе еду!
Физминутка. (3 минуты)
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – сесть тихо на места.
Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике. (9 минут)
Беседа с детьми. Ответы на вопросы. Педагог показывает фотографию животного, а дети называют признаки млекопитающих.
Перемена. (5 минут)
Подготовка к практической работе, инструктаж. (5 минут).
Проговариваем безопасное использование ножниц и других подручных материалов.
Практическая работа. (40 минут)
Педагог рассказывает, демонстрирует готовый образец работы.
- Вы узнали это животное? Из чего сделана эта работа? (ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня делаем это животное? Что о нем вы знаете? (ответы детей)
- Педагог объясняет этапы выполнения практической работы.
В процессе выполнения практической работы, педагог подходит к детям и подсказывает порядок выполнения. Обучающиеся работают самостоятельно, руководствуясь представленными на доске этапами выполнения работы, проявляя полученные навыки и закрепляя результат.
Подведение итогов, рефлексия. (5 минут)
Все дети принимают участие в оценивании работ, выбираются лучшие «Лисята».
- Сейчас вам необходимо выбрать след нужного цвета и подарить его мне.
Красный след - очень понравилось,
Жёлтый след – много узнал нового и очень понравилось,
Чёрный след – не понравилось.
Уборка рабочих мест.
Список литературы.
https://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-mlekopitayushchih
https://zoologia.poznajvse.com/
https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F162%2F187047%2Fimg3.jpg&text=зоология%20это&noreask=1&pos=2&lr=50&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbigslide.ru%2Fimages%2F7%2F6283%2F960%2Fimg8.jpg&text=признаки%20млекопитающих%20животных&noreask=1&pos=2&lr=50&rpt=simage