Светлана Мезенцева
Конспект занятия «Матрёшкины именины»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Матрёшкины именины»
Автор разработчик:
Мезенцева Светлана Викторовна
Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 4 года (средняя группа).
Тема НОД: «Матрёшкины именины».
Публикация «Конспект занятия „Матрёшкины именины“» размещена в разделах
Цель: создание условий для формирования интереса к народной игрушке на примере русской национальной Матрёшки.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.
Развивающие:
• Продолжать формировать познавательную активность, коммуникационную культуру.
• Учить отвечать на вопросы по содержанию.
• Учить правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными.
• Продолжать работу над интонационной выразительностью речи.
Воспитательные:
• Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу.
• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
• Формировать желание взаимодействовать в коллективе.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке; проявляют активность и инициативность в ходе совместной деятельности; используют в речи новые слова; эмоционально откликаются на загадки, песни.
Форма организации: групповая.
Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, исполнение, совместное действие.
Предварительная работа: знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой; рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрешками; чтение художественной литературы («Игрушки» И. Булва-Давыдова, «Матрешки», «Полхмайданская роспись» С. Вахрушева).
Словарь новых слов: гипермаркет.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал
• Письмо с приглашением;
• Игрушечный автобус;
• детские книги;
• открытки;
• искусственные цветы;
• игрушки;
• продукты питания (муляжи).
Раздаточный материал:
• бумажные варежки с матрёшками;
• лист белого картона А3 (1/2, шарики (для аппликации, фломастеры;
• лепестки цветов (ромашки, тюльпана);
• контейнеры с шариками;
• матрешки (по количеству детей).
Угощение для детей – баранки.
Дети под русскую народную мелодию «Русская изба» (Фонограмма музыки на CD диске) входят в группу и становятся в круг. Педагог становится рядом.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
К нам сегодня пришли гости, давайте дружно поздороваемся!
Сегодня нас с вами ждёт необычное и очень интересное путешествие. Давайте друг друга поприветствуем:
Дети и педагог:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Возьмёмся за руки, ребята, улыбнемся друг другу и всем станет весело и хорошо.
Педагог: Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим!
Педагог: А на День Рождение?
Дети (хором) : Очень!
Педагог: Ребята, нас пригласили сегодня на День Рождение к замечательной игрушке. А что это за игрушка, мы отгадаем с помощью загадки.
Педагог предлагает детям отгадать загадку «Матрёшка».
Педагог:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Дети (хором) : Матрёшка!
Педагог: Ребята, по-моему, мы, что то забыли. С чем обычно ходят на День Рождение?
Дети: с подарками
Педагог: А что же можно подарить?
Дети: Книги, мячи, конфеты
Педагог: А где мы можем взять подарок?
Дети: В магазине
Педагог: Как мы можем добраться до магазина?
Дети: Поехать на машине, на такси, на трамвае, троллейбусе, а можно пойти пешком.
Педагог: Молодцы, правильно. А мы с вами отправимся на сказочном автобусе. Путь не близкий будет, что же, не беда! С музыкой нам весело, хорошо всегда! Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети (хором) : Да!
Педагог: Ребята, проходите в автобус, не толкайтесь, занимайте свободные места.
Дети садятся на стульчики.
Под музыку песни «Автобус» слова Е. Железновой (Фонограмма на СD диске) дети садятся в импровизированный автобус и выполняют музыкально - ритмические движения в такт музыке.
Музыка останавливается, дети приезжают в магазин.
Педагог: Дети, посмотрите, мы приехали, осторожно выходите из автобуса.
Педагог: Ребята, вот мы и приехали в магазин. А какие бывают магазины?
Дети: Цветочный, книжный, продуктовый, игрушечный.
Педагог: А по размеру?
Дети: Большие, маленькие.
Педагог: Ребята, мы с вами приехали в большой магазин, где много отделов, такой магазин называется «гипермаркет». Давайте пройдём в первый отдел. Ребята, какой интересный магазин, а что в нём продаётся?
Дети: Красивые игрушки!
Педагог: А как называется магазин, в котором продаются игрушки?
Дети: Игрушечный магазин.
Педагог: Правильно ребята. А дальше отдел с продуктами. Как называется магазин, в котором продаются продукты?
Дети: Продуктовый магазин.
Педагог: Какие вы молодцы! Смотрите, ребята, а что продается в этом отделе?
Дети: Книги, открытки, энциклопедии, сказки.
Педагог: Как называется этот магазин?
Дети: Книжный.
Педагог: А что мы можем купить в нём нашей имениннице?
Дети: Открытку.
Педагог: Отличная идея! Давайте посмотрим, какие здесь есть открытки. Смотрите, открытка для папы, брата, для сестры, а вот красивая открытка с новогодними пожеланиями. Нам здесь ни одна открытка не подходит. Ребята, но самый лучший подарок – это подарок сделанный своими руками. Я знаю, что наша Матрёшка очень любит разноцветные воздушные шары. Давайте сделаем ей открытку с воздушными красивыми шарами.
Дети: Да, с удовольствием.
Дети вместе с педагогом делают открытку из заранее подготовленного материала (под музыкальное сопровождение – мелодию «Волшебная музыка»).
Педагог: Ребята, какая красивая открытка у нас получилась.
Я думаю Матрёшке очень понравится. Давайте, отправимся в следующий отдел.
Дети: Давайте.
Дети подходят к отделу.
Педагог: Дети, посмотрите. Как вы думаете, какой это отдел?
Дети: Цветочный.
Педагог: Взгляните, сколько в этом отделе цветов, какие все красивые, а как пахнут! Цветы – это самый лучший подарок! Ребята, а какие цветы вы знаете?
Дети: Колокольчики, ромашки, тюльпаны, розы.
Педагог: Молодцы, ребята, очень много цветов вы знаете. Давайте, соберём для именинницы большой букет. Но случилась неприятность, подул ветер, лепестки все разлетелись, остались одни сердцевинки. Попробуем их собрать
Дети (радостно) : Да, давайте!
Проводится дидактическая игра «Собери цветок».
Педагог: Молодцы, ребята. Мы собрали очень красивый букет для именинницы. Теперь мы пойдем на День Рождение не с пустыми руками, а с подарками.
Педагог: Ребята, а где же именинница Матрёшка? Давайте закроем глазки и посчитаем до трех. Может она появится как в сказке, ведь это сказочная страна.
Дети (хором) : Давайте.
Дети закрывают глаза. Ведущий считает до трех. В зал входит Матрешка и дети открывают глаза. Произошло сказочное чудо - Матрешка появилась.
Педагог и дети (хором) : Один…два…три! Ты, Матрёшка, выходи!
Педагог: Ребята, открывайте глазки. Посмотрите, произошло ли волшебство? (указывает жестом на Матрешку, которая стоит посередине зала).
Дети: Да! Посмотрите Матрешка / Ура, получилось, Матрешка появилась!
Матрешка :
Я Матрешка Маша, нет меня ведь краше.
Я вся такая ладная, яркая, нарядная!
А вас – то, как много!
Да все нарядные, улыбчивые, весёлые.
Ведущий. Здравствуй, милая Матрёшка. Мы так рады тебя видеть, какая ты красивая, нарядная. Ребята, поздоровайтесь с Матрёшкой.
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Матрёшка, а мы к тебе в гости приехали, чтобы поздравить тебя с именинами. Ребята подарки для тебя приготовили. Посмотри, какой букет цветов ребята для тебя собрали, но не только цветы, но и пожелания.
Дети произносят пожелания имениннице и дарят открытку, сделанную своими руками.
Педагог: Молодцы ребята. А сейчас давайте соберём цветы, Матрёшка заберёт их с собой.
Педагог: Понравились тебе Матрешка подарки ребят?
Матрёшка : Очень понравились! Сколько их много. Как приятно когда в День Рождения столько сюрпризов. (Матрёшка плачет)
Педагог: А что случилось, Матрёшка, почему ты плачешь, от радости или мы огорчили тебя?
Матрёшка : Нет, что вы! Вы наоборот очень порадовали меня. Но мне стало грустно, вы такие дружные, весёлые, а я так ждала своих подруг к себе на День Рождение, но они куда-то подевались, может потерялись или спрятались от меня.
Педагог: Матрёшка, не переживай, мы поможем тебе их найти. Правда, ребята?
Дети: Да, поможем!
Педагог: Посмотрите под стульчиками, может они там спрятались?
Дети: Нет, там их нет!
Педагог: Ребята, смотрите, какие красивые контейнеры с цветными шариками, может матрёшкам тоже понравились разноцветные шарики и они там спрятались? Решили в прятки поиграть. Тихонечко встаньте вокруг контейнеров и будем искать матрёшек, каждый из вас ребята, должен найти по одной матрёшечки.
Дети достают из контейнера игрушки - матрёшек.
Матрёшка : Спасибо, вам большое! Вы нашли моих подружек проказниц!
Дети: Пожалуйста.
Матрёшка : А сейчас пора повеселиться. Будем отмечать День Рождение!
Дети одевают на руки варежки – матрёшки, становятся в круг и под музыку выполняют музыкальную игру: «Матрёшки».
На руки надели
Варежки – матрёшки,
Быстро завертелись
Детские ладошки.
Вот какие, вот какие
Маленькие крошки
Вот какие, вот какие
Русские матрёшки.
Прогуляться вышли
Куколки – матрёшки
Наши ножки ходят
По прямой дорожке.
У ребяток наших
Заплясали ножки,
Пляшет вместе с нами
Куколка – Матрёшка.
(Дети вращают кистями рук – движение «фонарики»)
(Прыгают)
(Кружатся)
(Идут друг за другом в кругу)
(Притоптывают ногами на месте)
Матрёшка : Спасибо, ребята. Вы такие весёлые, смешные, добрые. Спасибо, что приехали ко мне! Ребята, мне очень жалко с вами расставаться, но пришёл прощанья час, в память о нашей встречи я тоже приготовила сюрприз для вас.
Матрёшка приносит корзину с угощеньем и передаёт детям.
Матрёшка :
Пироги здесь, да печенье –
От меня вам угощенье!
Педагог:
И Матрёшка постаралась
Нам сегодня угодить,
Только нам пора, ребятки,
К сожаленью, уходить.
Педагог: Ребята, давайте попрощаемся с Матрёшкой, и поедем угощаться.
Матрёшка прощается с ребятами и уходит.
Педагог: Ну что, ребята, вот мы и поздравили нашу именинницу. Давайте все вместе сядем в наш волшебный автобус и поедем обратно в детский сад.
Звучит музыка «Автобус», дети садятся в импровизированный автобус
и "уезжают".
Педагог: Вот мы и приехали обратно в наш детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да! Очень!
Педагог: Что больше всего запомнилось в сказочном путешествии?
Дети: Как мы делали открытку / Танец с Матрёшкой.
Педагог: В каких магазинах мы с вами побывали?
Дети: В гипермаркете - в книжном, игрушечном и продуктовом отделе.
Педагог: Какие подарки мы приготовили и подарили Матрёшке?
Дети: Своими руками сделали открытку, собрали букет.
Педагог: Как мы поздравили Матрёшку с её именинами?
Дети: Пожелали ей счастья и здоровья!
Педагог: Ещё поедем в страну сказок?
Дети: Да! С удовольствием!
Педагог: Скажем до свидания нашим гостям и идём угощаться.
Педагог уходит вместе с детьми.