Нина Матвеева
Проект фольклорного мероприятия «Осенины-именины»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект фольклорного мероприятия
"Осенины - именины»"
Матвеева НВ, музыкальный руководитель.
Представленный проект является результатом работы музыкального руководителя МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок» с детьми старшего дошкольного возраста по изучению русского народного фольклора. Создание и проведение фольклорного мероприятия «Осенины - именины».
Срок работы по проекту : краткосрочный с 10 сентября по 28 октября 2016 года.
Публикация «Проект фольклорного мероприятия „Осенины-именины“» размещена в разделах
- День осенних именинников. Сценарии развлечений
- Народная культура, фольклор
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Цель проекта : Создание условий для воспитания у детей чувства патриотизма, приобщения детей к истокам народной культуры и духовности на основе русского народного фольклора. Создание и проведение фольклорного мероприятия «Осенины - именины».
Задачи:
- Способствовать воспитанию любви к родине, знакомство детей с характерными особенностями русского народного фольклора;
- Создать условия для воспитания нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за Россию.
- Обеспечить условия для развития творческих способностей детей: певческих, танцевальных навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров русского фольклора.
- обеспечить условия для знакомства с русским народным бытом, ремеслами.
- Способствовать приобщению детей к русской народной культуре на основе использования песен, хороводов, загадок, скороговорок, пословиц, сказок, небылиц.
Участники проекта :
1. Совместная деятельность с детьми подготовительной «Б» группы.
2. Совместная деятельность с музыкальным руководителем Илюшиной ОЮ, воспитателями подготовительной группы «Б» Рекаевой Л. Ю., Новичихиной Г. Г. С логопедом Челентаевой И. В.
3. Взаимодействие и совместная деятельность с родителями подготовительной «Б» группы.
Актуальность проекта :
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта фольклорного праздника «Осенины - именины». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке уважение к своей истории, создавать условия для проявления стойкого интереса к нашим истокам – русскому фольклору. Нашей стране нужны разносторонне развитые личности - патриоты.
Ожидаемый результат: Конечным продуктом является проведение
фольклорного мероприятия «Осенины - именины».
Результат работы заключен в обогащении знаний детей и родителей по русскому народному фольклору, обобщении моего опыта и опыта воспитателя Рекаевой ЛЮ, решении задач, поставленных при подготовке и проведении проекта.
Проект реализуется по направлениям:
Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:
- Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, дразнилки, прибаутки, скороговорки)
- Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)
- Изучение игрового фольклора.
Репертуар:
• Хореографическая композиция «Порушка - Пораня»
• Песня «Осенины – именины»
• Песня «К нам гости пришли»
• Песня «Осень»
• Танец «Русский самовар»
• Фольклорная сказка «Ручейки и камень»
• Фольклорная вокальная композиция «На горе то калина»
• Танец с тканями «Осенняя дорожка»
• Песня-танец «Что у осени в корзинке?»
• Музыкальная русская народная игра «Гори, гори ясно!»
Ход мероприятия:
- Звучит веселая русская народная музыка. Дети и взрослые (воспитатели, логопед) выходят на танцевальную композицию (в русских народных костюмах) «Порушка – Пораня»
- Хореографическая композиция «Порушка-Пораня»
- Становятся полукругом.
1 Ведущая: Здравствуйте, гости желанные!
2 Ведущая: Здравствуйте, гости долгожданные!
1 Ведущая: Всех на праздник приглашаем!
2 Ведущая: И душевно всех встречаем!
1 Ведущая: Осень весть принесла! Пропела народу: «Выходи в хороводы, песни петь, игры играть, золотую, хлебосольную, раскрасавицу привечать!»
Дети:
- Осень, Осень в гости просим!
С обильными хлебами,
С высокими снопами!
- С листопадом и дождем
С перелетным журавлем!
- Улетают журавли
Далеко, на край земли.
За поля и за луга,
За высокие стога.
- В платье ярко-золотом,
Бродит осень, шелестя.
Листья по ветру летят,
Журавлей догнать хотят.
- Ветрено, ветрено, вся земля проветрена.
Ветер листья с веток, разогнал по свету.
Липовый, березовый,
желтый лист и розовый.
- Одарила гостья осень урожаями плодов,
Моросящими дождями, кузовком грибов.
- Так давайте славить осень песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи, осень, это праздник твой!
- Песня «Осень»
1 Ведущая: Сегодня мы будем петь, танцевать.
2 Ведущая: И осень красавицу прославлять.
(Дети садятся на стульчики, выходят скоморохи)
Скоморохи (родитель и ребенок)
Собирайся народ народное гуляние идет.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
праздник развеселый ждет…
Мы 5 раз в ладоши хлопнем
И 5 раз ногами топнем.
Всех вас в гости позовём
Осенины-именины мы начнём!
- Песня «К нам гости пришли»
Три девочки выходят на передний план. Девочка, находящаяся в середине выносит на рушнике каравай. Идут на три стороны, с поклоном преподносят гостям каравай.
Ведущая: Золотилась рожь густая
На полянке у реки
Красны девицы с любовью
Собирали колоски
Скоморохи:
(ребенок) : Урожай собрали,
Нисколько не устали!
Напекли пирогов,
Да и самовар готов!
(взрослый) : Он пыхтит как паровоз
Важно к верху держит нос.
Пошумит, остепенится
Пригласит чайку напиться
А потом вздохнет боками,
Потанцует вместе с нами!
- Танец «Русский самовар» (индивидуальный)
Скоморохи
- Люди добрые!
Ближе подходите, глаза свои протрите!
Довольны будете здорово!
Удовольствия – три короба!
Ждёт вас здесь и сейчас весёлой потехи час.
- Занимайте люди добрые,
На лавках места удобные.
Коли плохо видно вам,
Наш театр подойдет к местам.
- Фольклорная сказка «Ручейки и камень» Фольклорная студия «Жар Птица» театр шестовых кукол.
Скоморохи:
Что по нраву сказка вам?
Смех веселье пополам!
Продолжаем веселиться!
Эй, грустить здесь, не годиться!
Мы танцуем и поем
В общем, весело живем!
- Театрализованная песня «На горе то калина».
1. Вед:
Осенины - именины уж к концу подходят
А Осень раскрасавица, так к нам и не заходит!
2 Вед:
Надобно нам ее в гости зазвать!
Ребята, вам по злату мастерицу закликать!
Дети:
Где ты, где ты, милая осень?
Целый год тебя мы ждем.
В лес осенний по тропинке
Мы тебя встречать идем.
В паутинках между березок,
Прячет солнышко лучи.
Ягоды, грибы, орешки
Ты для нас прибереги.
Разноцветные листочки,
В вальсе радостном летят,
Ветер с осенью танцует,
И кружится листопад.
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград,
Всё поспело для ребят.
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая.
- Песня «Осенины – именины»
- Танец «Осенняя дорожка» (с тканями)
- выход Осени
Осень :
Вы обо мне? А вот и я.
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год,
За летом следом мой черед.
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравиться наряд лесной?
Осенние сады и парки?
Ведущая: Да, хороши твои подарки!
Осень.
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться
Я хочу со всеми здесь,
Крепко подружиться.
- Песня-танец «Что у Осени в корзинке?» (Осень танцует в кругу)
Осень.
Осень я, и сыплю злато через край,
Собрала в полях богатый урожай.
Принесла в корзине лучшие плоды,
Их, конечно, все увидишь ты.
Спасибо! Спасибо дорогие мои, за приветливость вашу и доброту!
А я вам игры подарю! Да не простые, осенние.
Осенние игры :
1. «Собери картошку ложкой» .
2. «Перейди лужу в калошах» (калоши большого размера).
3. «Кот в мешке» ( игра для родителей: узнать овощ или фрукт на ощупь, не вынимая его из мешка).
Ведущая: Волшебница Осень замечательные игры ребятам подарила, спасибо скажем ей!
- Дети благодарят Осень.
Прими от нас ответный подарок, золотая Осень, музыкальная русская народная игра «Гори, гори ясно».
- Музыкальная русская народная игра «Гори ясно»
Осень :
Я очень рада, что вы любите осенние игры, песни, стихи и праздники, и обычные осенние денечки.
Нам пришла пора прощаться,
Очень жалко расставаться.
Но прошу вас не грустить,
Осень славную любит.
От меня же вам подарок.
До свидания друзья, встречи нашей рада я!
- Осень вручает детям подарки, прощается.
- Звучит фоновая русская народная музыка, дети покидают зал, взявшись за руки, «змейкой».
Компилятивный сценарий с авторскими разработками музыкального руководителя Матвеевой НВ
Предварительная работа:
В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с детьми, родителями.
Беседа о культурном наследии русского народа. «Путешествие» в историю русских промыслов, быта русского народа. Разучивание: русских народных песен, танцев, инсценировок, стихов, скороговорок, загадок, пословиц, небылиц, народных игр. Чтение русских народных сказок.
Педагогами с детьми проводились беседы, была изучена история русских народных праздников, история быта, обрядов.
Музыкальными руководителями собран фольклорный материал : сказки, песни, хороводы, танцы, обрядовые праздники, игры большинство из которых представлены в проекте.
Оформление: В музыкальном зале оформление «Осенний пейзаж». Расставлены скамейки.
Материал: Костюмы: русский народный костюм для взрослых; фольклорные костюмы для детей, костюмы скоморохов. Гармошка, балалайка, поролоновый костюм русского самовара, записи народных песен, ноутбук, баян, реквизиты для театрализации, шестовые куклы.
Используемая литература:
Работу по использованию фольклора строили :
1. на основе программы О. Князевой, М. Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
2. на основе программы М Хазовой. «Горенка».
Приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание любви к родному краю продолжается.
Представленный проект рекомендую использовать воспитателям, музыкальным руководителям для работы с детьми в организации работы по русскому народному фольклору.